Проверка показаний на месте
Одним из эффективных методов уточнения доказательств, содержащихся в показаниях свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, является их проверка на месте. Как самостоятельное следственное действие оно предусмотрено ст. 194 УПК РФ, а ранее широко применялось в следственной практике в рамках иных процессуальных действий, обычно следственного эксперимент. Принятие законодателем ст.194 УПК РФ позволит избегать следователем (дознавателем) многих тактических ошибок. Сущность проверки показаний на месте как следственного действия заключается в восстановлении в памяти участников процесса расследования деталей произошедшего события, демонстрации предметов, следов, свидетельствующих о правильности ранее данных показаний. Цель – получение новых фактических данных. До выхода на место с обвиняемым (подозреваемым) или свидетелем (потерпевшим) рекомендуется подробно допросить проверяемое лицо обо всех обстоятельствах, связанных с интересующим следствие местом. При допросе нужно детально выяснить признаки последнего, а также маршрут следования к нему. Проверка показаний на месте проводится лишь при согласии обвиняемого (подозреваемого) или свидетеля (потерпевшего). Поэтому в ходе предшествующего ей допроса важно выяснить, может ли и желает ли он указать эти места и рассказать там о совершенных действиях, связанных с расследуемым преступным событием. Подготовка к проверке показаний начинается с определения наиболее благоприятного времени для ее производства. Последнее должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечить проверяемому лицу хорошую ориентацию на местности, предупредить нежелательные действия обвиняемого, например попытку побега из-под стражи. В необходимых случаях принимаются предупредительные меры, обеспечивающие скрытность производства проверки для соучастников. Этим достигается внезапность их ареста. До начала следственного действия нужно убедиться в готовности технических средств фото- и видеокамеры, магнитофона, а в необходимых случаях также поисковых приборов и следственного чемодана. Затем нужно проинструктировать всех участников проверки о порядке действий, в том числе и водителя используемого транспортного средства.
Проверка показаний на месте должна производиться с соблюдением ряда правил.
1) Предоставление свободы действий проверяемому лицу. Следственное действие начинается с предложения свидетелю или обвиняемому самостоятельно указать маршрут следования на место проверки. Следователь, сотрудники милиции или понятые не должны брать инициативу на себя, ибо в противном случае их действия становятся наводящими. При неуверенном поведении проверяемого можно применить лишь тактические приемы "оживления" ассоциативных связей его памяти.
Подозреваемый (обвиняемый) должен идти к ранее названному месту впереди всей группы участников проверки, указывая направление. При следовании туда на автомашине проверяемого рекомендуется разместить рядом с водителем, который должен выполнять его указания о маршруте движения. Следователю нельзя вмешиваться в действия проверяемого, можно лишь поправлять его, высказывать сомнения относительно правильности маршрута. Однако следователь вправе остановить движение, например, для фиксации показанного, чтобы задать уточняющие вопросы и т.п. По прибытии на место проверяемый указывает его общие границы и отдельные узловые моменты обстановки, предметы и обстоятельства, о которых он ранее дал показания, поясняет характер их связи с расследуемым событием, указывает на изменения, произошедшие в обстановке и взаимном расположении предметов, ее составляющих, называет те из них, которых уже нет на данном месте. При желании он восстанавливает прежнюю обстановку, пользуясь заранее подготовленными манекенами и муляжами, например место нахождения и положение трупа, орудий убийства, следов крови и др.
2) Проверка показаний с каждым обвиняемым (потерпевшим, свидетелем) проводится порознь, поскольку одновременная проверка на месте показаний нескольких лиц не допускается (ч. 3 ст. 194 УПК РФ). Когда по делу проходят несколько соучастников, согласившихся указать одно и то же место или маршрут следования к нему, проверка осуществляется с каждым из них по отдельности, а результаты сопоставляются между собой. Для полной объективности к проверке рекомендуется привлекать новых понятых, чтобы те не перепутали обстоятельства и результаты произведенных следственных действии, если суд сочтет нужным допросить их об этом.
3) Сочетание при проверке показаний с выходом на место рассказа с показом (демонстрацией) действий, а также предметов, документов, следов. Обвиняемый (подозреваемый) или свидетель (потерпевший) в ходе проверки показаний дает свои пояснения в сочетании с действиями, то есть одновременно и показывает, и рассказывает об интересующих следствие обстоятельствах произошедшего. В ходе проверки показаний на месте проверяемому субъекту нужно задавать вопросы, касающиеся отдельных узлов и деталей обстановки на этом месте, произошедших в ней изменений, их связи с обстоятельствами расследуемого преступления, причин несоответствия пояснений и ранее данных показаний, их "нестыковки" с реальной обстановкой и др. Если проверка предпринимается для демонстрации определенных действий, то они должны осуществляться именно в тех местах, которые интересуют следствие. В противном случае вся процедура проверки может утратить доказательственное и криминалистическое значение.
4) Сочетание проверки показаний с осмотром объектов. Указанное проверяемым лицом место, обнаруженные там предметы и иные объекты, о которых шла речь в его показаниях, а также следы, оставленные в данном месте злоумышленниками, должны быть проанализированы и зафиксированы следователем. Все установленное в ходе их осмотра, являющегося органической составной частью проверки показаний на месте, сопоставляется с даваемыми обвиняемым или свидетелем пояснениями, а также с ранее полученными показаниями. Весьма типичная ошибка, допускаемая при производстве данного следственного действия, состоит в том, что оно ограничивается показом и рассказом обвиняемого или свидетеля, а осмотр указанных мест или предметов фактически не производится. Это ведет к тому, что следователь не обнаруживает доказательств, могущих подтвердить или опровергнуть проверяемые показания, а значит, и сыграть важную роль в установлении истины по делу. Такими доказательствами могут стать принадлежащие обвиняемому или свидетелю вещи, потерянные на этом месте, спрятанные там орудия преступления, оставленные на них следы рук и др.
5) Наблюдение за поведением проверяемого лица. В ходе проверки показаний на месте следователь либо по его поручению оперативный работник постоянно наблюдает за поведением лица, чьи показания проверяются. Это позволяет уяснить: уверенно или нет, действует обвиняемый или свидетель, каково его эмоциональное состояние вообще и на конкретных стадиях проверки в частности; чем это вызвано. Результаты наблюдения имеют ориентировочное значение, помогая следователю, например, выяснить причины неудачи предпринятой проверки показаний на месте, в корректировке следственных версий после ее производства, в поиске иных путей дополнительного уточнения полученных сведений.
Наблюдение за участвующим в проверке показаний обвиняемым, находящимся под стражей, позволяет предупредить попытку его побега, установления связи с неизвестными следствию лицами, уничтожения следов преступления, не обнаруженных при осмотре места происшествия.
Назначение экспертиз
На последующем этапе расследования причинении вреда здоровью придается особое значение экспертным исследованиям.По делам рассматриваемой категории заключение эксперта как доказательство имеет несомненное значение. Особенности тактики назначения и производства судебных экспертиз по делам рассматриваемой категории заключаются в том, что необходимо учитывать предмет исследования, объем экспертных заданий и характер формулируемых эксперту вопросов.
По делам данной категории следует назначать и проводить следующие виды экспертиз: судебно-наркологическую, криминалистическую экспертизу (трасологическую, дактилоскопическую), комплексную медико-криминалистическую, судебно-психологическую, судебно-психиатрическую.
Выводы
Специфика возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью, заключается в том, что основным поводом к возбуждению таких дел служат заявления, сообщения медицинских учреждений, сообщение граждан о преступлении, содержание которых отличается неполнотой данных, указывающих на признаки причинения вреда здоровью. В этой связи деятельность следователя и работников органа дознания должна быть направлена на получение недостающих для принятия решения материалов, содержащих дополнительные сведения, в частности: об эпизодах насилия, обстоятельствах произошедшего по каждому факту, очевидцах преступления и т.д. При отсутствии в первичных материалах оснований для принятия решения, соответствующего ст.145 УПК РФ, обязательным является проведение предварительной проверки в установленные уголовно-процессуальным законом сроки. От качества первичных материалов, полноты и объективности информации, содержащейся в них, зависят обоснованность возбуждения уголовных дел по ст. 117 УК России и успех расследования в целом. Комплексы первоначальных и последующих процессуальных действий, равно как и выбор направлений исследования по рассматриваемой категории преступлений, предопределяются складывающейся по делу следственной ситуацией и ее информационной насыщенностью. Каждой из типичных следственных ситуаций первоначального этапа соответствуют определенные, органически связанные с их сутью направления расследования и алгоритм действий следователя (дознавателя). Изложенное позволяет заключить следующее:
1. Процесс выдвижения версий происходит с учетом сложившейся следственной ситуации определенного этапа расследования, при этом важное значение имеет выдвижение как общих типичных, так и частных версий.
2. Специфика расследования причинения вреда здоровью, обязывает следователя (дознавателя), с учетом имеющейся совокупности негативных обстоятельств преступного события, составлять письменный план проведения следственных и иных действий по проверке выдвинутых версий.
Специфика совершения рассматриваемых преступлений, разнообразие способов совершения причинения вреда здоровью обусловливают необходимость проведения самых различных видов экспертиз. Проведение экспертиз осложняется рядом причин, которые объясняются особенностями совершения указанных преступлений. Специфика назначения экспертиз по делам рассматриваемой категории состоит в определении вида экспертизы, в предоставлении эксперту необходимых материалов, а также в формулировке поставленных перед экспертом вопросов, которые могут быть решены с учетом особенностей содержания элементов криминалистической характеристики причинения вреда здоровью.
[1] См.: Сахарова Е.Г. Расследование причинения вреда здоровью. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ 2005. С. 16
[2] См.: Сахарова Е.Г. Расследование причинения вреда здоровью. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ 2005. С. 16
[3] См.: Сахарова Е.Г. Там же. С. 17
[4] См.: Сахарова Е.Г. Там же. С. 17
[5] См.: Сахарова Е.Г. Там же. С. 18
[6] См.: Сахарова Е.Г. Там же. С. 19
[7] См.: Сахарова Е.Г. Там же. С. 20
[8] См.: Версии, выдвигаемые при расследовании преступлений, связанных с причинением вреда здоровью. Планирование расследования // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: Сборник тезисов докладов и сообщений на всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2005 С. 61
[9] См.: Версии, выдвигаемые при расследовании преступлений, связанных с причинением вреда здоровью. Планирование расследования // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: Сборник тезисов докладов и сообщений на всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2005 С. 65
[10] См.: Сахарова Е.Г. Расследование причинения вреда здоровью. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ 2005.
[11] См.: Сахарова Е.Г. Там же. С.22
[12] См.: Торбин Ю.Г. Теория и практика освидетельствования. ПИТЕР. 2004. С. 108
[13] См.: Торбин Ю.Г. Теория и практика освидетельствования. ПИТЕР. 2004. С. 110
[14] См.: Торбин Ю.Г. Там же. С. 113
[15] См.: Попов Н. В. Судебная медицина. М., 1938; Бокариус Н. С. Судебная медицина. Киев, 1930; Авдеев М. И. Курс судебной медицины. М., 1959; Попов В. Л. Теоретические основы судебной медицины. СПб., 2000. С. 43.
[16] По материалам изученной следственной практики такой необходимости проведения обыска не возникало. См.: Сахарова Е.Г. Расследование причинения вреда здоровью. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ 2005.
[17] См.: Сахарова Е.Г. Расследование причинения вреда здоровью. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ 2005.
[18] См.: Сахарова Е.Г. Расследование причинения вреда здоровью. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ 2005.
[19] См.: Сахарова Е.Г. Расследование причинения вреда здоровью. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ 2005.
[20] См.: Сахарова Е.Г. Там же.