Словарь и теоретический материал

ТЕМА «ПОНЯТИЕ О ГРУППЕ В ПСИХОЛОГИИ»

ГРУППА - ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп:

1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады);

2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);

3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные;

4) по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: группы диффузные, ассоциации, корпорации; б) группы высокого уровня развития - коллективы;

5) по значимости: группы референтные и группы членства.

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. (по ист. С.Ю. Головин Словарь практического психолога).

Комментарии

Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга (социальная перцепция), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. Сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности. Выделяются два универсальных критерия эффективности группы:

1) продуктивность - чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство;

2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и пр.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности (см. уровень притязаний) и возможностью их осуществления.

Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Особенно сложно измерение эффективности деятельности учебных групп. Обычно для них выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Но опыт коллективообразующих форм обучения показывает, что в качестве главного критерия психологический эффективности обучения должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга. А это возможно преимущественно в условиях организованной совместной деятельности. Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе учебной выступают:

1) позитивная динамика общительности (или контактности);

2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию;

3) доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям друг друга.

ГРУППА БОЛЬШАЯ – 1) Количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и пр. 2) Реальная, значительная по размерам, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некую общественную деятельность (напримep, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В больших группах вырабатываются нормы поведения (см. норма групповая), общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого человека. Если в реальной большой группе почему-либо перестают действовать регулирующие ее деятельность структурные образования, она может превратиться в стихийно действующую общность - толпу. (по ист. С.Ю. Головин Словарь практического психолога).

ГРУППА МАЛАЯ - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Малая группа описывается определенными составом и структурой, межличностными отношениями, характеристиками сплоченности, стилем руководства, процессами социальной перцепции, коммуникативными связями и т.п. Если малая группа занята социально ценной и значимой для всех ее членов деятельностью, опосредующей отношения межличностные, то она может стать группой высокого уровня развития - коллективом. (по ист. С.Ю. Головин Словарь практического психолога).

Комментарии

Особенность, отличающая группы малые от групп сложных и больших, - ее относительная «структурная простота». Это означает, что в группах малых, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если официальная), вокруг коего объединены остальные члены группы. При этом размер группы незначим и может достигать нескольких десятков человек. Если же внутри занятой некоей деятельностью группы малой появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать их и вводимые ими нормы и ценности, то группа малая становится структурно сложной и нередко распадается на две или более группы малых. Новые группы малые вступают в межгрупповые отношения и могут развиваться независимо одна от другой (например, группы по интересам внутри учебного подразделения).

ГРУППА ДИФФУЗНАЯ - общность, в которой отсутствуют: 1) совместная деятельность, опосредствующая отношения ее участников, и 2) сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Лабораторным аналогом диффузной группы является группа лиц, случайно объединенных для участия в эксперименте. Социально-психологические закономерности, обнаруженные при изучении диффузных групп, несправедливы для реальных малых групп высокого уровня развития (см. коллектив).

ГРУППА УСЛОВНАЯ - объединенная по определенному признаку - роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и прочим - общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге, хотя при этом они находятся в определенных, более или менее одинаковых отношениях с другими членами своих реальных групп.

ГРУППА РЕАЛЬНАЯ - в социальной психологии - ограниченная в размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и пр.) Наименьшая группа реальная - диада, два взаимодействующих индивида.

ГРУППА ФОРМАЛЬНАЯ (группа официальная) - реальная или условная социальная общность (см. группа реальная; группа условная), имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Официальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ (группа неофициальная) - реальная социальная общность (см. группа реальная), не имеющая юридически фиксированного статуса, объединенная добровольно на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматических целей. Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри официальных групп. Официальные группы, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами неформальных групп, что укрепляет и обогащает их функционирование, - тесными дружескими контактами, дружелюбностью и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи.

ГРУППА ВСТРЕЧ - специальные группы малые, применяемые в практике тренинга социально-психологического с соответственным названием. Цель тренинга встреч состоит в обнаружении и использовании скрытых резервов саморазвития личности через специальные приемы, помогающие клиентам осознать свои возможности, избавиться от комплексов и барьеров психологических.

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ – реальная или условная группа лиц, с которой конкретный человек соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки он ориентируется в поведении и самооценке. Референтная группа выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах: референтная группа здесь выступает как эталон, посредством коего индивид может оценить себя и других. Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой.

Комментарии

Выделяются также «положительные» и «отрицательные» референтные группы. К «положительным» относятся те, с коими индивид идентифицирует себя и членом коих хочет состоять. К «отрицательным» относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие. У каждого индивида обычно имеется значительное количество групп референтных - в зависимости от разных видов отношений и деятельности: например, семья, клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и пр. Нередко референтная группа не подозревает о своей значимости для индивида. Тогда он, как правило, строит предположения о возможном мнении группы о себе (см. рефлексия) или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает группа условная (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и пр.). Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности; это может привести к переживанию тяжелых внутриличностных конфликтов, требующих тактичной внешней помощи.

КОЛЛЕКТИВ - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития межличностных отношений, для которых характерны: 1) высокая сплоченность; 2) коллективистическое самоопределение – в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития; 3) коллективная идентификация; 4) социально ценный характер мотивации межличностных выборов; 5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу; 6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения создают условия для гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы.

Комментарии.

В коллективе проявляется ряд социально - психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива: 1) не уменьшается вклад, вносимый его членами; 2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации; 3) не ослабевает мотивация деятельности совместной; 4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами; 5) имеется положительная связь между эффективностью деятельности совместной и благоприятным климатом психологическим; 6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации.

Процесс развития коллектива называют коллективообразованием. Коллективообразование -- это стадия группообразования, означающая переход группы в ходе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития, в конечном итоге - к коллективу. При этом процессы коллективообразования сопровождаются рядом социально - психологических феноменов: 1) повышением сплоченности и единства коллектива; 2) формированием коллективистских норм поведения и взаимоотношений; 3) проявлением идентификации коллективной и самоопределения коллективного, и пр. Процессы коллективообразования можно наблюдать в учебных группах, где применяются коллективообразующие формы обучения (например, при обучении иностранным языкам интенсивным методом, или в группах социально-психологического тренинга). Эти формы обучения опираются на особые коллективообразующие эффекты и стимулируют развитие коллективистских качеств у членов группы.

Наши рекомендации