Рейтинговая оценка знаний студена
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Рабочая программа
Направление подготовки
030300.65 Психология (Специалитет)
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Ставрополь 2013
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель курса: формирование у студентов профессиональных компетенций, соответствующих уровню достижений современной психологической науки, практической направленности в сфере решения прикладных задач по оказанию психологической консультативной помощи супружеским парам, оптимизации детско-родительских отношений, повышения коммуникативной и личностной компетентности в семейных взаимоотношениях.
Задачи:
Знакомство с историей развития технологий семейного кнсультирования в зарубежной и отечественной науке.
Изучение основных теоретических концепций, определяющих специфику применения консультативных технологий в психологии семьи.
Формирование профессиональной рефлексии у студентов-психологов.
Место дисциплины в структуре ООП
Курс опирается на дисциплины общепрофессиональной психологической подготовки (общая психология, психофизиология, социальная психология, психология развития и возрастная психология, психодиагностика, клиническая психология, педагогическая психология).
Связь с предшествующими дисциплинами
Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения таких дисциплин, как «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Общая психология», «Психофизиология», «Психология личности», «Психодиагностика».
Связь с последующими дисциплинами
Освоение курса является условием для реализации магистерских образовательных программ, а также для овладения знаниями по образовательным программам смежных дисциплин соответствующего профиля. Данный курс является обязательным и необходим для подготовки к практической работе психолога любого профиля.
5. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ | - методологию оказания психологической помощи (развитие личности клиента как ее предмет). - иметь представление о методах и подходах в практике психологической помощи в форме консультирования и психотерапии, об их соотношении в психологической деятельности. - знать разнообразные методы психологической помощи, их уровни и классификации. - уметь провести психологическое консультирование и корректировать его в процессе реализации. |
УМЕТЬ | - устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека; - уметь построить грамотный план психологической консультации при различных запросах на нее; - уметь провести психологическое консультирование и корректировать его в процессе реализации; - анализировать и обобщать имеющиеся знания и применять их в практической деятельности. |
ВЛАДЕТЬ | .-психологическими технологиями психологического консультирования семьи; - проводить психологическую работу с семьей; - применять психологические технологии по изучению динамики личностных особенностей супругов и членов их семьи; - проводить и применять психологические технологии по изучению личности; - - проводить мероприятия по психологическому просвещения среди населения. |
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
104 академических часа, из них: 28 часов лекции, 24 часов лабораторных занятий.
52 академических часа – аудиторные занятия,
16 академических часов – самостоятельная работа.
Учебно-тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля) | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Семинарские занятия | Лабораторные тырабо | СРС | ||||
Тема 1. Современная семья и психологические механизмы ее функционирования. | Конспектирование статей, подготовка рефератов | ||||||
Тема 2. Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака | Конспектирование статей, подготовка рефератов | ||||||
Тема 3. Типы психологических нарушений функционирования семьи. | Конспектирование статей, подготовка рефератов | ||||||
Тема 4.Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака | Конспектирование статей, подготовка рефератов | ||||||
Тема 5.Психологическая диагностика и коррекция семейных взаимоотношений. | Конспектирование статей, подготовка рефератов | ||||||
Тема 6.Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений | Конспектирование статей, подготовка рефератов | ||||||
Тема 7.Технологии семейного консультирования в отечественной психологии. | Конспектирование статей, подготовка рефератов | ||||||
Тема 8.Методы консультативной психологической помощи семье в зарубежной психологии. | Конспектирование статей, подготовка рефератов | ||||||
Тема 9.консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми | Конспектирование статей, подготовка рефератов | ||||||
Тема 10.Условия организации психологической службы семьи. | Конспектирование статей, подготовка рефератов | ||||||
Итого за 10 семестр | Экзамен 10 семестр |
Наименование и содержание проведения лекций
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание | Час. |
10 семестр | ||
Тема 1. Современная семья и психологические механизмы ее функционирования Предмет, задачи и методы психологии семьи. Структура, функции и динамика семьи. Супружеская совместимость (сферы, уровни, виды, параметры). Ценностно-ролевая адаптация в семье (адаптивные и неадаптивные тактики супругов). Эмоционально-потребностная совместимость и проблема адаптации в семье. Психологические аспекты сексуальной гармонии. Проблема полоролевой адаптации. Социально-психологические аспекты супружеского общения. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. Характеристика кризисных этапов семейных отношений. | ||
Тема 2. Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака Спецификасемейных отношенийв России. Кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей в 20-50-е гг. XX столетия. Теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; Семейная психотерапия (Ю.А.Алешина, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемил-лер и др.). | ||
Тема 3. Типы психологических нарушений функционирования семьи. Семья как источник психической травмы. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Феномен «семейной тревоги». Семейно-обусловленные психотравмирующие состояния. Роль семьи в формировании индивидуальных способов противодействия психологической травме. Личностные предпосылки нарушений функционирования семьи. Нарушение представлений членов семьи друг о друге. Типы нарушений межличностной коммуникации в семье. Условия нарушения механизмов интеграции семьи. Структурно-ролевой аспект жизнедеятельности семьи и его нарушения. | ||
Тема 4. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Психобиологическая совместимость. Гармоничный брак. Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Психологическая несовместимость. Концепция дублирования свойств братьев и сестер. Брак симметричный, комплементарный и ме-такомплементарный. Кризисная ситуация в семье. Основные критические периоды в развитии супружеских отношений. | ||
Тема 5. Методы консультативной психологической помощи семье в зарубежной психологии. Основные положения позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана. Содержание и динамики семейного конфликта. Пять ступеней позитивной семейной терапии. Основные положения теории Ф. Перлза. Развитие сознания. Интеграция полярностей. Концентрация внимания на чувствах. Анализ сновидений и фантазий. Принятие ответственности. Приодоление сопротивления. Терапия центрированная на клиенте К. Роджерса (гуманистическая психология). Понятие о групповой терапии и психодраме Я. Морено. Театр спонтанности. Базовые и вспомогательные техники психодрамы при коррекции супружеских отношений. Концепция трансактного анализа Э. Берна. Сценарии игр. Анализ сценариев и работа по их переориентации. Сферы применения трансактного анализа. | ||
Тема 6. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений.Тригруппы подходов к семейному воспитанию: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели. Методы воспитания и конкретные методические приемы воздействия на поведение и личность ребенка. Точка зрения Э.Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Отношение Ф.Дольто, представительницы парижской школы фрейдизма, к личности ребенка. Профилактическая работа с родителями, выработка у них правильных базисных установок. Методы и приемы воспитательного воздействия. Метод модификации, переучивания. Метод моделирования. Метод поэтапных изменений. Метод десенсибилизации. Методика «выключенного времени», или тайм-аут. Техника «гиперкоррекции». Методы воспитания, предложенные X. Джайноттом. | ||
Тема 7. Технологии семейного консультирования в отечественной психологии.Понятие о психотерапии и психологическом консультировании семьи.Становление индивидуального и группового психологического консультирования семьи (И. В. Вяземский, В Х. Кандинский, С. С. Корсаков, А. Ф. Лазурский, М. Я. Басов, В. Н. Мясищев). Современные подходы к коррекции семейных взаимоотношений. Психотерапевтические методы коррекции семьи Э.Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого. Методические приемы диагностики и коррекции супружеских отношений А. И. Обозовой, А. Н. Волковой, Т. М. Трапезниковой. Методы психологической коррекции конфликтного общения в семье В. А. Смехова, А. П. Егидес. Особенности комплексного подхода к исследованию семьи и личности Д. А. Леонтьева. Применение символдрамы для коррекции сексуальных нарушений Я. Л. Обухова. | ||
Тема 8. Методы консультативной психологической помощи семье в зарубежной психологии. Основные положения позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана. Содержание и динамики семейного конфликта. Пять ступеней позитивной семейной терапии. Основные положения теории Ф. Перлза. Развитие сознания. Интеграция полярностей. Концентрация внимания на чувствах. Анализ сновидений и фантазий. Принятие ответственности. Приодоление сопротивления. Терапия центрированная на клиенте К. Роджерса (гуманистическая психология). Понятие о групповой терапии и психодраме Я. Морено. Театр спонтанности. Базовые и вспомогательные техники психодрамы при коррекции супружеских отношений. Концепция трансактного анализа Э. Берна. Сценарии игр. Анализ сценариев и работа по их переориентации. Сферы применения трансактного анализа. | ||
Тема 9.Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская). Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер). Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей. Тест «Родителъско-детские отношения» (PARI) (американские психологи Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптирован Т. Н. Нещерет).Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин). | ||
Тема 10. Условия организации психологической службы семьи. Общие вопросы организации психологической службы семьи. Цели и задачи психологической службы. Режим работы психологической консультации. Организация индивидуальной и групповой работы практического психолога. Модель кабинета практического психолога. Документация, регламентирующая деятельность психологической службы. Организация супервизорской практики практикующих психологов. Взаимодействие практического психолога с другими специалистами в работе психологической службы семьи. Требования к личности практического психолога. Психогигиена, психологическое просвещение и психопрофилактика как основные направления превентивной работы специалистов психологической службы. | ||
Итого за 10 семестр |
Наименование и содержание проведения лабораторных работ
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание | Час. |
10 семестр | ||
Тема 1. Современная семья и психологические механизмы ее функционирования Предмет, задачи и методы психологии семьи. Структура, функции и динамика семьи. Супружеская совместимость (сферы, уровни, виды, параметры). Ценностно-ролевая адаптация в семье (адаптивные и неадаптивные тактики супругов). Эмоционально-потребностная совместимость и проблема адаптации в семье. Психологические аспекты сексуальной гармонии. Проблема полоролевой адаптации. Социально-психологические аспекты супружеского общения. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. Характеристика кризисных этапов семейных отношений. | ||
Тема 2. Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака Спецификасемейных отношенийв России. Кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей в 20-50-е гг. XX столетия. Теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; Семейная психотерапия (Ю.А.Алешина, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемил-лер и др.). | ||
Тема 3. Типы психологических нарушений функционирования семьи. Семья как источник психической травмы. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Феномен «семейной тревоги». Семейно-обусловленные психотравмирующие состояния. Роль семьи в формировании индивидуальных способов противодействия психологической травме. Личностные предпосылки нарушений функционирования семьи. Нарушение представлений членов семьи друг о друге. Типы нарушений межличностной коммуникации в семье. Условия нарушения механизмов интеграции семьи. Структурно-ролевой аспект жизнедеятельности семьи и его нарушения. | ||
Тема 4. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Психобиологическая совместимость. Гармоничный брак. Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Психологическая несовместимость. Концепция дублирования свойств братьев и сестер. Брак симметричный, комплементарный и ме-такомплементарный. Кризисная ситуация в семье. Основные критические периоды в развитии супружеских отношений. | ||
Тема 5. Методы консультативной психологической помощи семье в зарубежной психологии. Основные положения позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана. Содержание и динамики семейного конфликта. Пять ступеней позитивной семейной терапии. Основные положения теории Ф. Перлза. Развитие сознания. Интеграция полярностей. Концентрация внимания на чувствах. Анализ сновидений и фантазий. Принятие ответственности. Приодоление сопротивления. Терапия центрированная на клиенте К. Роджерса (гуманистическая психология). Понятие о групповой терапии и психодраме Я. Морено. Театр спонтанности. Базовые и вспомогательные техники психодрамы при коррекции супружеских отношений. Концепция трансактного анализа Э. Берна. Сценарии игр. Анализ сценариев и работа по их переориентации. Сферы применения трансактного анализа. | ||
Тема 6. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений.Тригруппы подходов к семейному воспитанию: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели. Методы воспитания и конкретные методические приемы воздействия на поведение и личность ребенка. Точка зрения Э.Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Отношение Ф.Дольто, представительницы парижской школы фрейдизма, к личности ребенка. Профилактическая работа с родителями, выработка у них правильных базисных установок. Методы и приемы воспитательного воздействия. Метод модификации, переучивания. Метод моделирования. Метод поэтапных изменений. Метод десенсибилизации. Методика «выключенного времени», или тайм-аут. Техника «гиперкоррекции». Методы воспитания, предложенные X. Джайноттом. | ||
Тема 7. Технологии семейного консультирования в отечественной психологии.Понятие о психотерапии и психологическом консультировании семьи.Становление индивидуального и группового психологического консультирования семьи (И. В. Вяземский, В Х. Кандинский, С. С. Корсаков, А. Ф. Лазурский, М. Я. Басов, В. Н. Мясищев). Современные подходы к коррекции семейных взаимоотношений. Психотерапевтические методы коррекции семьи Э.Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого. Методические приемы диагностики и коррекции супружеских отношений А. И. Обозовой, А. Н. Волковой, Т. М. Трапезниковой. Методы психологической коррекции конфликтного общения в семье В. А. Смехова, А. П. Егидес. Особенности комплексного подхода к исследованию семьи и личности Д. А. Леонтьева. Применение символдрамы для коррекции сексуальных нарушений Я. Л. Обухова. | ||
Тема 8. Методы консультативной психологической помощи семье в зарубежной психологии. Основные положения позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана. Содержание и динамики семейного конфликта. Пять ступеней позитивной семейной терапии. Основные положения теории Ф. Перлза. Развитие сознания. Интеграция полярностей. Концентрация внимания на чувствах. Анализ сновидений и фантазий. Принятие ответственности. Приодоление сопротивления. Терапия центрированная на клиенте К. Роджерса (гуманистическая психология).Понятие о групповой терапии и психодраме Я. Морено. Театр спонтанности. Базовые и вспомогательные техники психодрамы при коррекции супружеских отношений.Концепция трансактного анализа Э. Берна. Сценарии игр. Анализ сценариев и работа по их переориентации. Сферы применения трансактного анализа. | ||
Тема 9.Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская). Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер). Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей. Тест «Родителъско-детские отношения» (PARI) (американские психологи Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптирован Т. Н. Нещерет).Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин). | ||
Тема 10. Условия организации психологической службы семьи. Общие вопросы организации психологической службы семьи. Цели и задачи психологической службы. Режим работы психологической консультации. Организация индивидуальной и групповой работы практического психолога. Модель кабинета практического психолога. Документация, регламентирующая деятельность психологической службы. Организация супервизорской практики практикующих психологов. Взаимодействие практического психолога с другими специалистами в работе психологической службы семьи. Требования к личности практического психолога. Психогигиена, психологическое просвещение и психопрофилактика как основные направления превентивной работы специалистов психологической службы. | ||
Итого за 10 семестр |
Наименование и содержание проведения практических (семинарских) занятий
Не предусмотрены учебным планом
Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание | Час. |
10 семестр | ||
Тема 1. Современная семья и психологические механизмы ее функционирования Предмет, задачи и методы психологии семьи. Структура, функции и динамика семьи. Супружеская совместимость (сферы, уровни, виды, параметры). Ценностно-ролевая адаптация в семье (адаптивные и неадаптивные тактики супругов). Эмоционально-потребностная совместимость и проблема адаптации в семье. Психологические аспекты сексуальной гармонии. Проблема полоролевой адаптации. Социально-психологические аспекты супружеского общения. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. Характеристика кризисных этапов семейных отношений. | ||
Тема 2. Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака Спецификасемейных отношенийв России. Кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей в 20-50-е гг. XX столетия. Теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; Семейная психотерапия (Ю.А.Алешина, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемил-лер и др.). | ||
Тема 3. Типы психологических нарушений функционирования семьи. Семья как источник психической травмы. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Феномен «семейной тревоги». Семейно-обусловленные психотравмирующие состояния. Роль семьи в формировании индивидуальных способов противодействия психологической травме. Личностные предпосылки нарушений функционирования семьи. Нарушение представлений членов семьи друг о друге. Типы нарушений межличностной коммуникации в семье. Условия нарушения механизмов интеграции семьи. Структурно-ролевой аспект жизнедеятельности семьи и его нарушения. | ||
Тема 4. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Психобиологическая совместимость. Гармоничный брак. Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Психологическая несовместимость. Концепция дублирования свойств братьев и сестер. Брак симметричный, комплементарный и ме-такомплементарный. Кризисная ситуация в семье. Основные критические периоды в развитии супружеских отношений. | ||
Тема 5. Методы консультативной психологической помощи семье в зарубежной психологии. Основные положения позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана. Содержание и динамики семейного конфликта. Пять ступеней позитивной семейной терапии. Основные положения теории Ф. Перлза. Развитие сознания. Интеграция полярностей. Концентрация внимания на чувствах. Анализ сновидений и фантазий. Принятие ответственности. Приодоление сопротивления. Терапия центрированная на клиенте К. Роджерса (гуманистическая психология). Понятие о групповой терапии и психодраме Я. Морено. Театр спонтанности. Базовые и вспомогательные техники психодрамы при коррекции супружеских отношений. Концепция трансактного анализа Э. Берна. Сценарии игр. Анализ сценариев и работа по их переориентации. Сферы применения трансактного анализа. | ||
Тема 6. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений.Тригруппы подходов к семейному воспитанию: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели. Методы воспитания и конкретные методические приемы воздействия на поведение и личность ребенка. Точка зрения Э.Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Отношение Ф.Дольто, представительницы парижской школы фрейдизма, к личности ребенка. Профилактическая работа с родителями, выработка у них правильных базисных установок. Методы и приемы воспитательного воздействия. Метод модификации, переучивания. Метод моделирования. Метод поэтапных изменений. Метод десенсибилизации. Методика «выключенного времени», или тайм-аут. Техника «гиперкоррекции». Методы воспитания, предложенные X. Джайноттом. | ||
Тема 7. Технологии семейного консультирования в отечественной психологии.Понятие о психотерапии и психологическом консультировании семьи.Становление индивидуального и группового психологического консультирования семьи (И. В. Вяземский, В Х. Кандинский, С. С. Корсаков, А. Ф. Лазурский, М. Я. Басов, В. Н. Мясищев). Современные подходы к коррекции семейных взаимоотношений. Психотерапевтические методы коррекции семьи Э.Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого. Методические приемы диагностики и коррекции супружеских отношений А. И. Обозовой, А. Н. Волковой, Т. М. Трапезниковой. Методы психологической коррекции конфликтного общения в семье В. А. Смехова, А. П. Егидес. Особенности комплексного подхода к исследованию семьи и личности Д. А. Леонтьева. Применение символдрамы для коррекции сексуальных нарушений Я. Л. Обухова. | ||
Итого за 10 семестр |
Рейтинговая оценка знаний студена