Лучшее возможное убеждение
1. Создайте иерархию проблемных ситуаций и сопутствующих им мыслей — 10 или 15 компонентов.
2. Для каждой ситуации создайте список рациональных убеждений.
3. Пусть клиент в состоянии релаксации представит наилучший способ, которым можно справиться с каждой ситуацией. Попросите его, будучи погруженным в ситуацию, подумать о самых разумных и реалистических из возможных убеждений и представить эмоции и поведение, которые порождает новое мышление. Терапевт может сказать: «Представьте сцену, но на этот раз вообразите, что мыслите вы реалистично. Представьте это как можно отчетливее... Теперь представьте, что вы испытываете реалистичные эмоции и ведете себя соответственно. Продолжайте представлять себе это до тех пор, пока вы не завершите всю сцену, думая корректным образом и действуя так, как бы вам больше всего хотелось... Продолжайте до тех пор, пока не сможете с легкостью воспроизводить в уме эту сцену».
4. После того как вышеупомянутые образы будут очень отчетливыми, попросите клиента представить возможные последствия нового мышления не только в данной, но и во всех подобных ситуациях.
«Хорошо. Теперь создайте картинку лучших возможных последствий нового образа мыслей.
Представьте, что мыслите реалистично во всех ситуациях, похожих на эту. Что с вами произойдет действительно хорошего? Как улучшится ваша жизнь? Не просто думайте о том, что может случиться, а представляйте, как это происходит... Продолжайте, пока образ не станет живым и отчетливым».
5. Повторите упражнение как минимум три раза для каждой позиции. Делайте это до тех пор, пока клиент не сообщит, что у него не возникает негативных эмоций при визуализации сцены. Для оценки уровня ответной реакции клиента можно использовать самоотчет или биологическую обратную связь.
6. Продолжайте упражнение, продвигаясь вверх по иерархии, которая была установлена в первом шаге.
7. Упражнение обычно записывают, и клиентам рекомендуется прослушивать кассету три раза в неделю. ,
Метод 2.
Стандартные подкрепляющие образы
В этой технике выполняются те же шаги, что и в описанной выше процедуре, за исключением шага 4. Вместо того чтобы просить клиента создавать свои образы наилучших возможных последствий рационального мышления, терапевт делает это сам. Эта модификация годится для клиентов, которые с трудом могут конструировать позитивные образы с интенсивностью, обеспечивающей их самоподкрепление.
Представьте, что по мере того как вы начинаете мыслить все более и более реалистично, вы становитесь увереннее в себе. Сложности, которые были для вас проблемой, вы теперь разрешаете с относительной легкостью. Взаимоотношения, карьера и материальное положение — все начинает улучшаться. Когда проблемы все-таки случаются, вы разумно с ними справляетесь и движетесь к новым целям. Вы начинаете осуществлять свои устремления и те планы, которые вы себе наметили.
Метод 3.
Внешние вознаграждения
Рациональные убеждения клиентов могут подкрепляться при помощи внешних вознаграждений. Согласно принципу Пре-мака (Premack, 1965), любые действия, которые выполняются достаточно часто (например, поедание конфеты), могут выступать в качестве положительного подкрепления для более редких поступков (рациональное мышление). Следовательно, клиент может вознаграждать себя каждый раз, когда он замещает иррациональную мысль рациональной.
Клиенты могут намеренно связывать положительное подкрепление с желаемой мыслью или действием всегда, когда пожелают, и их нужно к этому поощрять. Необходимо их поддержать в том, чтобы в своей практике они могли аккумулировать маленькие вознаграждения в большие в зависимости от значимости тех перцептивных и поведенческих барьеров, которые они хотели бы преодолеть. Таким образом, конфета может быть существенным подкреплением для преодоления небольшого препятствия, но в качестве вознаграждения за победу над действительно крупной проблемой клиент может поставить себе целью взять большой отпуск.
Комментарий
Очень часто клиенты испытывают трудности в том, чтобы как-то себя наградить. Они могут быть более склонны к самобичеванию, чем к самоподкреплению, тогда терапевту следует помочь им увидеть поводы для вознаграждения, несмотря на такие тенденции. Часто терапевту приходится давать клиентам разрешение на то, чтобы они были к себе благосклонны.
Дополнительная информация
В предыдущих публикациях эта техника называлась самонаграждением (self-reward) (Casey & Me Mullin, 1976, 1985; Me Mullin, Asafy, & Chapman, 1978; Me Mullin & Casey, 1975; Me Mullin & Giles, 1981).
Эффект скрытого подкрепления изучался многими исследователями (Aubut and Ladouceur, 1978; Bajtelsmit & Gershman, 1976; Bistline, Jaremko, and Sobleman, 1980; Brunn & Hedberg, 1974; Cautela, 1970, 1971b; Engum, Miller, & Meredith, 1980; Flannery, 1972; Homme, 1965; Crop, Calhoon, & Verrier, 1971; Ladouceur, 1974, 1977; Mahoney, 1991, 1993a, 1993b; Mahoney, Thoresen & Danaher, 1972, Scott & Leonard, 1978; Scott & Rosenstiel, 1975; Turcat & Adams, 1982).
В своих теориях Аарон и Джудит Бек (A. Beck, 1993; J. Beck, 1996) акцентируют принцип подкрепления адаптивного поведения позитивными эмоциями.