Метод 1. Двойные изображения

1. Соберите незаменимую коллекцию двойных изображе­ний (рис. 8.1, 8.2, 8.3 и раздел по дополнительной инфор­мации).

2. Покажите клиентам серию двойных картинок. Используйте по крайней мере четыре из них. Показывайте их по очереди и просите клиента сказать, что он видит. Попросите его по­пробовать увидеть альтернативную фигуру, заключенную в

Метод 1. Двойные изображения - student2.ru

«Осел/тюлень»

создана G. H. Fisher

(1968)

Метод 1. Двойные изображения - student2.ru

Рисунок «Старик/молодой мужчина», первоначально

названный

«Муж и свекор»,

придуман Botwinick

и опубликован в American Journal of Psychology (1991)

Метод 1. Двойные изображения - student2.ru

Рисунок «Мужчина/

женщина/ребенок »

создан Фишером

в 1967

Рис. 8.2. Три двойных рисунка

Метод 1. Двойные изображения - student2.ru

Рис. 8.3. «Собачий остров». Гравюра неизвестного художника XVIII столетия

картинке. Давайте подсказки одну за другой, пока клиент не сможет воспринять новый образ целиком. Подсказки долж­ны относиться к составным элементам картинки, например: «Эту часть можно рассматривать либо как нос старухи, либо как подбородок девушки».

Во время того как вы показываете рисунки, расскажите кли­енту, что перцептивный процесс транспозиции похож на то, что они должны сделать для изменения негативных убежде-,х ний на позитивные. Попросите их внимательно проследить, как они изменяют свое восприятие рисунка. Мы проводим упражнение «Как взглянуть на мир по-новому» со всеми клиентами, чтобы облегчить им выполнение техники.

3. Затем на листе бумаги нарисуйте линию. (И у вас, и ваше­го клиента должен быть лист бумаги перед глазами.) Сле­ва по одному запишите все компоненты негативного геш-тальта клиента. В конце колонки клиент должен суммиро­вать все детали старого восприятия в один ведущий мотив (theme).

4. В правой колонке произведите транспозицию каждой детали в более реалистичное и менее травмирующее новое восприя­тие. Каждую транспозицию обсудите с клиентом и придите к обоюдному согласию в том, что новое восприятие более при­емлемо. В конце колонки клиент должен суммировать все составляющие нового восприятия в один всеобщий гештальт-мотив.

5. Попросите клиента тренироваться в транспонировании вос­приятия, зачитывая описание старого образа мыслей и пере­водя его в новый гештальт. Практику необходимо продол­жать до тех пор, пока клиент не научится быстро переклю­чаться с каждой детали и с целого, с одного взгляда на другой.

6. Клиент должен практиковаться в транспозиции каждый день, пока новые гештальты не будут возникать автомати­чески, а старые — с трудом вспоминаться.

Наши рекомендации