Сензитивный период для утончения чувств (2 – 4 года).

Чувства – это посредники, с помощью которых ребёнок вступает в контакт с окружающим миром. Они предоставляют детям информацию о среде и вызывают образование нейронных центров, ответственных за сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное и осязательное) и правильные интерпретации сенсорных сигналов.

Когда чувства утончаются и проясняются, у ребёнка появляется возможность организовать и классифицировать все свои сенсорные ощущения. Нахождение ребёнка в среде, богатой на сенсорные впечатления, в этот сензитивный период позволяет ему пополнить чувственный словарь и создать большее разнообразие нейронных сетей, отвечающих за понимание и интерпретацию его окружения.

Пример. Внезапно проявляющиеся у ребёнка интересы к чувственным раздражителям, активное прислушивание-принюхивание и пр. – это яркие примеры изменений, которые происходят с ребёнком в данный период.

Важно! Знакомьте ребенка со всем многообразием запахов, вкусов, тепловых ощущений. Развитые чувства-стражи: чувство тепла, чувство вкуса и запаха позволяют в будущем на подсознательном уровне чувствовать себя комфортно в новых местах, ситуациях, поскольку мозг определяет, что уже встречался с подобной ситуацией.

Сенситивный период для утончения движения (2–4 ½ года)

Движение – это основа всего, и, соответственно, ребёнку жизненно необходимо развивать и совершенствовать свои движения. Это своеобразный пропуск, дающий и многократно расширяющий доступные возможности. Движения развиваются и совершенствуются через подражание взрослым и многократные повторения.

Точные движения необходимы для правильного развития психики и обретения независимости. Чем более ребёнок умел в движениях, тем больше своих потребностей он может удовлетворить самостоятельно, что и становится фундаментом его независимости.

Ребёнок развивает руку и равновесие, которые являются жизненно важными для полноценного функционирования личности и самовыражения.

Пример: Если ребёнок концентрированно и сосредоточенно заинтересовался мелкими предметами, он может просто собирать с пола или земли почти невидимые нам, взрослым, соринки, то это, скорее всего, именно внутренний учитель призывает его реализовать возможности открывшегося сенситива.

Важно! Существует еще одно чувство-страж – это чувство равновесия. Развитый вестибулярный аппарат отвечает за ощущение спокойствия, уверенности в себе на протяжении всей жизни. Поэтому развивайте чувство равновесия, проходите «тропу туриста», учитесь скакать на скакалке и т.п.

Современные нейрофизиологи также приводят в пример такую таблицу «окон возможностей»:

Сензитивный период для утончения чувств (2 – 4 года). - student2.ru

Хочется отметить тот момент, что логопеды «старой закалки» советуют подходить к изучению второго языка не ранее 5 лет, когда уже установилось произношение родного. С точки зрения современных подходов, это в корне неверно, ведь мы хотим, чтобы в будущем уровень второго языка был таким же хорошим, как и родного, а значит, мозг должен усваивать их примерно в одно время, уметь думать на втором языке, а не заниматься в голове переводом иностранных слов на родной язык.

Акцент лекции хочется сделать на том, что детский мозг крайне чувствителен не только к самой информации, но и к ее отсутствию. В качестве примера приведем данные последнего исследования, в котором сравнивались результаты ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) обычного домашнего двухлетнего ребенка двух лет и двухлетнего ребенка, который с рождения находился в детском доме. Височные доли ребенка из детского дома просто атрофировались, поскольку не были задействованы в должной мере (височные доли получают импульсы от органов чувств и отвечают за слух, обучение, память и эмоции).

Сензитивный период для утончения чувств (2 – 4 года). - student2.ru

Важно заметить, когда ребенок начнет интересоваться каким-либо видом деятельности и следовать за его «внутренним учителем», не навязывать, но предлагать и, самое главное, наблюдать и вовремя заметить начало того или иного сензитивного периода.

Наши рекомендации