Кумб Спрингс; Кумб Лэйн; Кингстон-на-Темзе; Сентябрь 1958 г. 8 страница

Получившие латихан понимают на собственном опыте значение веры
и Благодати, и если они принадлежат к Христианской конфессии, то
обнаруживают, что Таинства их религии обретают новую глубину и
новую силу. Если же их просят стать крестными родителями, то они
убеждаются в том, что момент крещения действительно является
моментом открытия, когда Святой Дух входит и дает жизнь новому
человеку.

В Субуде открытие осуществляется без какой-либо церемонии или
ритуала. Открываемые стоят, а если это пожилые или больные люди, то
сидят, в то время как открывающий человек напоминает о том, что они
пришли потому, что хотят найти способ истинного поклонения Богу.

Многие люди спрашивают о том, как "производится" открытие. На
самом деле ни получающие контакт, ни свидетели ничего не делают.
Вера не может быть передана от одного человека другому. Однако
Господь выбрал "свидетелей" в качестве инструментов, и вера,
дарованная Им, делает возможным контакт для другого человека.

Хотя собственно контакт происходит не во времени, а в вечности,
латихан длится полчаса и более. Благодаря этому может начаться
внутренняя работа, хотя большинство получающих контакт поначалу
ничего не чувствует. Когда же начинаются физические ощущения и
движения, или новые чувственные состояния, новичок осознает, что
произошло "нечто", но истинную природу этого вообще постичь
невозможно.

По завершении открытия многие люди чувствуют глубокое
расслабление и умиротворенность, а также с изумлением отмечают, что
гораздо более полно осознавали себя причем в течение более
длительного времени и значительно стабильнее, чем это могло бы быть
возможным благодаря преднамеренной концентрации внимания.

Вообще говоря, лишь очень и очень немногие люди получают
необычайно интенсивный и глубокий опыт, и тогда у них не возникает
никаких сомнений в том, что их окружало присутствие Священной Силы.
Многие люди, напротив, поначалу практически или вообще ничего не
чувствуют и остаются раздосадованными тем, что "кажется ничего не
произошло". В этом случае необходимо терпение и настойчивость,
поскольку наш опыт показывает, что из сотен терпеливо практикующих
латихан людей практически все без исключения не позднее чем через
два-три месяца осознают в себе работу новой силы, результаты которой
убедительно свидетельствуют о том, что произошедшее не исходило от
собственных мыслей, чувств или желаний.

В некоторых случаях опыт открытия явно оказывается неприятным
или даже болезненным. Некоторые люди в результате начинают считать,
что сила, действительно, присутствует, но только злая сила. Других
просто охватывает страх. Опять же, другие испытывают отвращение,
начинают относиться к этому с подозрением или просто теряются и не
хотят идти дальше. Люди, достаточно долго пробывшие в Субуде и
наблюдавшие его воздействие на многих учеников, понимают, что все
это реакции личности, которые вскоре перестают беспокоить тех, кто
нашел в себе силы продолжать. Поскольку все рано или поздно
сталкиваются с трудностями из-за реакций личности, то акт воли,
который заключается в решении продолжать, должен неоднократно
повторяться. И это очень важно, поскольку нужно четко понимать, что
трансформация человека не происходит против его собственной воли или
без его согласия. Субуд, таким образом, очень наглядно показывает на
практике то, что св. Августин и другие теологи писали о Благодати и
человеческой воле.


4. Помощники

Те из практикующих, кто, обладая достаточным опытом, научился
распознавать, а, может быть, и понимать действие латихана, могут стать
"помощниками" для начинающих. Роль помощников имеет огромное
значение. Именно они могут отвечать на вопросы готовящихся к
открытию, основываясь на собственном опыте. Кроме того, на
помощников ложится задача поддерживать тех, кого одолевают страхи и
сомнения на начальных стадиях. Помощникам же отведена и особая
роль в самом латихане. Они избираются самим Паком Субухом или его
уполномоченными представителями, и им разрешается делать латихан
чаще и получать разъяснения для лучшего исполнения своих
обязанностей.

Один из принципов любой настоящей духовной работы заключается
в том, что получивший должен отблагодарить, и это можно сделать,
исключительно помогая ближнему. Работа помощников тягостна,
поскольку они должны брать на себя бремя других. Причем бремя
состоит не только в уделении времени и внимания работе, но и в
готовности принять на себя внутреннее состояние других людей.
Помощник открыт и чувствителен в большей степени, чем люди, все еще
находящиеся под гнетом собственной личности и физической природы.
Последние все еще выбрасывают наружу яды, накопившиеся в них за
предыдущие годы жизни, и эти яды проникают – по крайней мере,
частично – в более чувствительных людей из их окружения, то есть
прежде всего в помощников. Это в свою очередь может вызывать
чрезвычайно болезненные и неприятные переживания. В связи с этим
одна из причин, по которым помощникам позволяется чаще совершать
латихан, заключается в том, чтобы вышвыривать из себя проникшие
нечистоты и яды, или, иначе говоря, "очищаться".

Практикующие, ставшие помощниками, вскоре осознают, что Субуд
является не кратчайшей дорогой к легкой жизни, а, напротив, взятием на
себя тяжкого бремени. Известная формула Гурджиева:
"самосовершенствование посредством сознательного труда и
намеренных страданий" в полной мере может быть применена в
отношении Субуда. Как и в случае многих других подобных формул,
истинный смысл слов Гурджиева становится очевидным, только когда
человек обретает опыт внутренней работы и постигает истинную
природу свободы человека. Тогда человек освобождается от иллюзии
"делания", в то же время понимая, что он волен принять или отвергнуть
бремя, взваливать которое на себя его никто не заставляет. Принятие
этого бремени вовлекает человека в "сознательный труд и намеренное
страдание". Причем страдает не душа, то есть его "Я", или истинная
самость, а инструменты, то есть тело, чувства и ум. Более того, это
страдание необходимо для очищения человека и обретения им
целостности. И эффективно оно именно в этой форме, поскольку
является "сознательным и намеренным", то есть принятым свободной
волей. В то же время это страдание вполне может сопровождаться
глубоким и непреходящим ощущением счастья. В действительности,
все, кому довелось стать помощниками, говорят о постоянном чувстве
радости, исходящем от понимания того, что они выполняют наилучшую
для себя работу.

Важно различать два аспекта работы помощников. Первый относится
к внешним и повседневным заботам: организационным вопросам,
советам, утешении и принятии на себя повседневных тягот тех, кто слаб,
растерян или запутался. Помощь в этом смысле, безусловно, является
обязанностью каждого человека по отношению к ближнему, и
единственный новый фактор, появляющийся в Субуде, заключается во
внутреннем руководстве, которое позволяет исполнять эту обязанность
особым, зачастую непостижимым образом. Второй аспект деятельности
помощников относится ко внутренней, необычной сфере. Он сопряжен с
духовными упражнениями. Пак Субух неоднократно подчеркивал то,
что никто не может помочь другому человеку поклоняться Богу. И с
этой точки зрения в латихане нет разницы между помощниками и
недавно вступившими в Субуд: все подчиняют себя действию Духа. В
связи с этим помощник ни в коем случае не должен воображать, что
помогает или может помочь другим. Помощь требуется всем, но она не
может происходить от другого человека. Она может прийти только при
подчинении Воле Бога. Следовательно, "принятие на себя бремени
другого человека" является чем-то спонтанным, неким принимаемым
даром, а не совершаемым действием.

Роль помощников в латихане состоит в том, чтобы поддерживать свое
собственное состояние сознательного подчинения внутреннему действию
латихана и в то же время сохранять определенный контакт с тем, что
происходит вокруг. Причем это может быть осуществлено не
посредством переноса внимания на окружающих, а за счет
интенсификации своего собственного подчинения. На самом деле
довольно сложно поддерживать внутреннее равновесие между
собственным поклонением и "заботой" (в квакерском смысле) об
окружающих. В латихане становится очевидным, что две заповеди
Христа: "Возлюби Господа Бога твоего всем своим сердцем, всей своей
душой и всем своим разумением" и "Возлюби ближнего своего как
самого себя" – имеют чрезвычайно конкретный и буквальный смысл.
Помощники начинают понимать, что вполне можно следовать этим
заповедям, если не пытаться "делать" что-либо по собственной воле.
Тот, кто надеется помочь ближнему, опираясь на собственные силы и
понимание, отгораживает себя от самой возможности помочь кому-либо.


5. Открывающие

"Контакт" был изначально получен самим Паком Субухом. Позднее
он передал его другим людям. Когда они в свою очередь достигли
стадии, на которой уже не возникает сомнений в реальности контакта, и,
будучи в достаточной степени подкреплены латиханом, чтобы
выдерживать действие соответствующих сил, они смогли сами стать
"открывающими".

Приехав в Англию, Пак Субух выбрал небольшую группу людей,
которые, по его мнению, были готовы выступать в роли открывающих.
Поскольку я был одним из этих людей, у меня есть возможность
рассказать вам о том, как открытие воспринимается со стороны
свидетеля.

Вступающие в Субуд часто спрашивают: "Что делает Пак Субух?
Молится ли он за нас? Или у него есть сила, которую он обращает на
нас?" Некоторые считают, что имеет место какое-то гипнотическое
воздействие или даже некая разновидность магии. Однако у тех, кому
довелось выступать в роли открывающих, не может быть никаких
сомнений на этот счет. Мы вообще ничего не делаем ни с людьми, ни
даже для людей. Открывающий входит в латихан точно так же, как если
бы в комнате никого большего не было. На самом деле чувство, что ты
наедине с великой Силой – это самый мощный и отчетливый элемент
всего опыта. Именно эта сила дает новую жизнь душе, а не мы или что-
либо из того, что мы делаем. Пак Субух говорит, что свидетель должен
обладать истинной верой, но я вынужден признать, что лично я не
осознаю в себе ничего, даже веру. Тем не менее я могу с уверенностью
утверждать, что ощущал присутствие ангелов во время латихана.

На некоторое время человек может перестать осознавать присутствие
окружающих, но наступает момент, когда осознаешь участие в их опыте.
Тогда сразу чувствуешь, что кому-то не дают покоя собственные мысли и
чувства или что кто-нибудь мешает процессу, пытаясь делать что-то
самостоятельно. Те, кто чувствуют, что "должны" делать что-либо,
чтобы взаимодействовать с процессом, передают свою напряженность
открывающим. Иногда возникает чувство огромной тяжести из-за
присутствия людей, порабощенных своей личностью.

Самый необычайный момент латихана наступает, когда осознаешь,
что произошел контакт. Возникает ощущение, как если бы пыл
человеческих страстей был на мгновение погашен; покров личности
прорывается, и может начаться совершенно новая жизнь. Тогда
начинаешь осознавать присутствие очень тонкой субстанции, или
энергии, которая сама по себе сознательна. Можно было бы вполне
оправдано назвать эту энергию "сверхощутимым светом". Эта энергия
охватывает всех и дает возможность участвовать в опыте окружающих.

На открывающих ложится тяжкий груз, поскольку они неизбежно
вбирают в себя часть страстей или ядов, которые выходят из человека в
момент контакта. Иногда открывающие плохо чувствуют себя потом в
течение нескольких дней. Одному человеку, который опрометчиво
решил открыть больше людей за то время, которое отводил на это Пак
Субух, пришлось заплатить несколькими месяцами скверного
самочувствия. Такая опасность накладывает определенные ограничения,
не позволяя передавать контакт слишком быстро или слишком часто.
Вместе с тем бремя значительно облегчается, если в качестве
"свидетелей" в открытии участвуют двое и более людей. На самом деле
Пак Субух утвердил правило, что, в то время как один человек
открывает, другой должен стоять рядом, чтобы разделить его бремя. Тем
не менее, когда возникает острая необходимость, все ограничения
снимаются. Как раз недавно триста двадцать шесть человек на Цейлоне
были открыты за три недели одним мужчиной и одной женщиной с
двумя сингальскими помощниками, которые сами были открыты во
время короткого визита в Кумб Спрингс.


6. Условия латихана

Субуд латихан непременно проводится отдельно среди мужчин и
женщин. Мужчин открывают мужчины, а женщин – женщины. Причем
разделение не ограничивается латиханом, желательно, чтобы на время
открытого состояния, которое может сохраняться еще час или два после
латихана, мужчины и женщины находились как можно дальше друг от
друга. Очевидное основание для этого заключается в том, что в
открытом состоянии люди особенно чувствительны и могут легко влиять
друг на друга. Есть, однако, и более глубокая причина, связанная с самой
природой человека. Мы будем обсуждать это несколько позже, в главе о
достижении человеком целостности. То есть это означает, что в
духовной жизни необходимо следовать строгой дисциплине в сфере
отношений между полами по той причине, что при обретении душой
человека новой жизни, на поверхность выходят глубокие и мощные
силы. Это необходимые силы, но личность человека не способна их
регулировать. Они принадлежат Сущности, и только пробужденная
Сущность может должным образом управлять ими.

Латихан можно практиковать в любое время, но обычно на ранних
стадиях не рекомендуется практиковать более трех раз в неделю. Как
правило, требуется около двадцати сеансов латихана, прежде чем
процесс войдет в нужную колею. Существуют, тем не менее,
значительные различия между людьми, и некоторые получают
практически сразу, а другим требуются многие месяцы и даже годы,
чтобы почувствовать в себе действие новой силы.

Важнее всего, чтобы практикующие понимали, что они совершенно
свободны в латихане. Он начинается в них, потому что они просят об
этом, и заканчивается, когда они просят, чтобы он закончился. Кроме
того, не происходит никакой потери сознания или свободы выбора.
Можно навредить себе, только пытаясь играть с латиханом, например,
учащая ритм, подражая другим или считая понятным то, что все еще
остается загадкой. Те же, кто вступают в латихан и продолжают
практиковать его терпеливо и искренне, не наносят себе никакого вреда.
Однако, как я уже говорил, многие практикующие воображают, что на
них воздействует Пак Субух или тот, кто их открыл, что их
гипнотизируют или что у них просто галлюцинации. Все эти
заблуждения можно легко развеять одним простым приемом, доступным
любому практикующему. Просто посмотрите, можете ли в любой
момент по собственному желанию остановить латихан и выйти из
комнаты. Еще более убедительным для тех, кто знаком с понятиями воли
и сознательности, будет то наблюдение, что человек все время осознает
себя, даже если он не осознает при этом окружающее. Поскольку один
из эффектов латихана заключается в том, что на поверхность сознания
выходят состояния ума, обычно глубоко лежащие в области
подсознательного, люди со скрытыми страхами ощущают испуг, те, у
кого есть скрытые подозрения, становится откровенно подозрительными,
чрезмерно заботящихся о себе охватывают мысли о том, что у них
получается лучше или что они получают больше, чем на самом деле. Все
это создает проблемы и вводит людей в замешательство, вынуждая их
искать помощи у тех, кто обладает большим опытом.

Обычно эти сложности преодолеваются через несколько месяцев, и
практикующие убеждаются в том, что свобода выбора не покидает их ни
на момент, и никогда не возникает опасности потерять сознание. Кроме
того, не остается никаких сомнений, что действие в латихане исходит
изнутри самого практикующего, а не от кого-либо еще. Достигшим этой
стадии людям разрешается продолжать латихан самостоятельно у себя
дома. Чаще всего, тогда же они могут стать помощниками для
начинающих.

В этой главе речь шла о самом латихане, а не о его воздействии. В
последующих главах я приведу несколько примеров того, как латихан
воздействует на людей разных типов и при разных условиях. На самом
деле нет "нормального" латихана. Возможно, это разочарует тех, кто
привык основывать свои суждения на сравнении с определенным
общепринятым стандартом или нормой. Они хотели бы иметь
возможность выяснить: "Делаю ли я большие успехи по сравнению с
другими людьми или нет?" Однако этот вопрос, вполне обоснованный в
отношении действия извне, не имеет никакого смысла применительно к
процессу работы изнутри. Поскольку нет никаких стандартов, то
неуместны и никакие сравнения, и поскольку все происходит вне
времени, не может быть "скорости прогресса". Каждый практикующий
является самим собой, и его внутреннее развитие должно следовать его
же собственным законам. Уникальность человеческой души составляет
часть ее достоинства, и те, кто ищет сравнений или внешнего
подтверждения собственного прогресса, принижают душу, так же как
утверждающие, что она может быть изменена против собственной воли.

================================

1 - В соответствии с "Духовной психологией" это происходит из нашей духовной природы, через еще только начинающую пробуждаться душу (прим. ред).

2 - В соответствие с "Духовной психологией" речь здесь , по-видимому, должна идти о творчестве (прим. ред.).

3 - То же самое относится и к Иисусовой Молитве. См., например, "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" (прим. ред.).

4 - Согласно католической традиции, крещенный в раннем возрасте ребенок в 12 лет проходит обряд конфирмации, в ходе которого он уже сознательно подтверждает свое согласи на прибывание в Христианской традиции, и с этого момента получает право причащаться и считается полноценным членом Церкви (прим. ред.).

* * * *

Глава 6

ЭМБЛЕМА СУБУДА

Сусила Будхи Дхарма

Слово Субуд является сокращенной формой трех слов: Сусила Будхи
Дхарма. Древний язык санскрит, из которого взяты эти слова,
принадлежит Полубожественной Эпохе, и на нем уже никто не говорит
почти три тысячи лет. Практически вся мудрость древних Эпох была
утеряна, и мы не понимаем значительную часть символики Вед и
Брахман. И все же, в интерпретации Пака Субуха, слова Сусила-Будхи-
Дхарма имеют глубокий и насущный смысл.

В дословном переводе Сусила означает обладать должной моралью.
Пак Субух называет это "Праведной жизнью в соответствии с Волей
Божьей".

В отношении слова Будхи мнения толкователей разделяются.
Некоторые понимают под ним Силу Интеллекта, другие – Сознание, а
третьи называют так внутреннее начало, или волю, человека. Пак Субух
подразумевал под ним "Внутреннюю силу, которая заложена в самой
природе человека". Причем это не индивидуальность и не самость
человека, и даже не его душа, а скорее неограниченный потенциал
развития и прогресса, который служит подлинной движущей силой в
духовной жизни.

Лишь очень немногие санскритские слова употреблялись настолько
же неправильно, как это произошло с словом Дхарма. В девизе
Теософского Общества – Насти Сатьят пара Дхармо (Nasti Satyat para
Dharmo) – оно переводится как религия. Зачастую этим словом
называют закон, или мировой порядок. Иногда опять же, его переводят
как обязанность, долг или даже судьба. Его эквивалент на языке пали,
Дхамма, встречается в одном из наиболее древних буддийских писаний,
Дхаммападе, в качестве описания жизненного пути Бхикху, или
буддийского монаха нищенствующего ордена. Пак Субух трактует
понятие Дхарма как "Смирение, подчинение и искренность в принятии
дара Благодати от Всемогущего".

Сочетание этих трех слов обозначает совершенную гармонию
внутренней жизни (Будхи) и внешней жизни (Сусила), которая наступает,
когда все наше существо подчинено Воле Бога, в соответствии с тем, что
открывает нам высший центр сознания, расположенный не в уме, а в
душе.

Субуд – это образ жизни. Это не догма и не доктрина, не учение и не
философская система. Субуд предполагает акт веры, а именно принятие
возможности того, что Воля Божья может быть открыта отдельному
человеку, чья душа обрела жизнь и чьи низшие инструменты мышления
и чувствования очистились. Из этого, впрочем, не следует, что акт веры
должен предшествовать пробуждению; просто человек должен быть
готов встать на путь, концом которого может оказаться полное
преображение внутренней и внешней жизни человека. Субуд
подразумевает не просто праведную жизнь, что могло бы быть
приравнено к жизни по заповедям, которые мы получаем извне. Под
Субудом следует понимать праведную жизнь изнутри, по Воле Бога и
Его Благодати. У нас есть земные обязательства, Сусила, и у нас есть
возможность и силы исполнять их таким образом, чтобы это не шло
вразрез с Божественным Промыслом. Этот путь ведет к блаженству не
только в этой жизни, но и в жизни грядущей. Этот путь безграничен,
поскольку по нему человек возвращается к Бесконечному.

Итак, мы подошли ко второму и более глубокому значению слова
Субуд. Пак Субух говорил, что оно должно напоминать нам о великом
вселенском законе: "Все, что происходит из Источника, должно вновь
возвратиться к своему Источнику", или "То, что исходит от Бога, снова
возвращается к Богу".

Эмблема Субуда

Кумб Спрингс; Кумб Лэйн; Кингстон-на-Темзе; Сентябрь 1958 г. 8 страница - student2.ru


Эмблема Субуда состоит из семи золотых кругов, пересеченных
семью радиальными линиями. Круг всегда был символом
бесконечности, поскольку у него нет конечной точки. Круг как символ
отображает веру в возможность неограниченного развития, бесконечного
прогресса человеческой души. Семь кругов означают, что развитие
разделяется на различные уровни, и на каждом уровне есть источник, из
которого все исходит, и в который все возвращается. Под семью
радиальными линиями подразумевается, что свойства всех уровней
воспроизводятся на каждом уровне. Таким образом, есть семь уровней и
семь качеств, которые в общей сложности дают сорок девять различных
состояний или стадий.

Семь кругов отображают семь великих сфер жизни во вселенной, а
также семь разновидностей проявления этой жизни.

Можно назвать их также душами или силами. Всегда трудно
подобрать подходящее слово для качества, характеризующего особый
класс Сущностей. Сама душа не может быть отделена от своих качеств,
и качества не могут быть найдены нигде, кроме как у души, к которой
они относятся. Тем не менее слово сила мне кажется более подходящим
для обозначения семи видов существования, которые влияют на жизнь
человека. Это следующие силы:

7. Сила Всевышнего Бога.
6. Сила сострадания.
5. Сила Полноценного Человека.
4. Человеческая Сила.
3. Животная Сила.
2. Растительная Сила.
1. Материальная Сила.

Только четыре последних силы доступны для человеческого ума, и
поэтому могут быть описаны при помощи слов и образов. Три высших
уровня полностью выходят за рамки воспринимаемого человеческим
умом, пятая и шестая доступны двум высшим центрам человека, но
седьмой превосходит даже самое высшее возможное для человека
сознание.

Невозможно составить правильное представление о Субуде, не поняв
одну очень простую истину. Ум человека не способен знать что-либо,
что не достигло его через органы чувств, то есть посредством зрения,
осязания, слуха и т.д. Схоластические философы по этому поводу
говорили: в уме нет ничего, чего бы не было вначале в ощущениях. Эта
истина сегодня является общепризнанной, и ее всегда признавали те, кто
хоть раз брался за труд основательно изучить содержимое своих мыслей.
Впрочем, из этого не следует, что нет реальностей, не доступных нашим
чувствам. Напротив, мы способны видеть, слышать и осязать лишь очень
малую часть того, что в действительности нас окружает. Наш ум
неспособен знать этого, поскольку он и в самом деле ограничен нашими
ощущениями. Таким образом, сколько бы мы ни говорили и ни писали о
невидимом мире, вечных реальностях, жизни после смерти, о душе и
сознании и даже о Боге – мы не можем ничего знать обо всех этих
сверхчувственных объектах. И вообще никто не может знать об этом.
Наш ум затянут в панцирь, через который мысль пробиться неспособна.
Однако, мы – это не то же самое, что наш ум, и не то же самое, что наша
голова или руки. Все это инструменты человека, а не сам человек.

Мы бы даже не могли предположить о существовании более высоких
сил, чем человеческие, если бы у нас не было инструментов, которые бы
сами превосходили ум. Но поскольку эти инструменты действительно
относятся к более высокому уровню, их невозможно подчинить уму или
заставить подчиняться приказам ума. Они должны подчиняться душе,
чьими инструментами они являются, но если душа спит или еще не
рождена, то у них нет хозяина и они вынуждены оставаться взаперти,
пока не появится хозяин.

Все, что можно сказать о трех высших силах – это то, что они не
возникают и не происходят от низших, подобно тому как растения
происходят от минералов, животные от растений, а человек от животных.
Сила полноценного человека приходит к нему свыше; это дар, который
целиком и полностью зависит от Благодати Божьей. Только когда душа
человека наполняется этой силой, она может достичь совершенства и
войти в царство праведных, совершенных людей, превосходящее все, что
может быть воспринято при помощи наших способов ощущения.
Шестая сила гораздо выше по своему уровню и грандиознее, чем сила
полноценного, или совершенного, человека. Она универсальна и, в
частности, не привязана к рамкам нашей солнечной системы. Душа,
освященная шестой силой, участвует в Божественном Сострадании,
которое поддерживает существование всех миров.

О седьмой силе мы вообще ничего не можем сказать. Судя по всему,
она зарождается вне существующей вселенной, но это всего лишь слова.
Мы не знаем даже, что, в действительности, подразумевается под "Силой
Божьей". Душа, в которую входит эта Сила, полностью объединяется
своей Волей с Волей Бога. Однако так как сама по себе душа является
тварным элементом и ни коим образом не может стать равной Богу, то не
в наших возможностях и понять это объединение Воль, если сам Бог не
решит открыть это нам.

Даже если подобного рода описания бессмысленны, во всяком
случае, немаловажно назвать Высшие Силы хотя бы в качестве
напоминания о том, что человеческая природа, даже по достижении
наивысшего уровня своего совершенства, все еще будет на два порядка
отстоять от Силы Всевышнего Господа.

Низшие силы

Поскольку в каждом человеке одна из четырех низших сил обычно
занимает главенствующее положение, нам важно понимать их природу.
Однако ум человека не способен проникнуть во внутреннюю Сущность
даже этих низших сил, так как мы способны думать только о внешних,
видимых формах, в то время как внутренняя Сущность не может быть
представлена посредством образов. Мы можем, тем не менее, научиться
узнавать действие различных сил и таким образом стать
чувствительными по отношению к их качествам, которые проявляются в
нас.

Первая из Сущностных сил действует через материальные объекты.
Это та сила, которая воздействует на наши органы чувств, позволяя нам
видеть, осязать и формировать образы. Слова, используемые нами в
процессе мышления и речи, получают свой смысл именно от этих
образов. Так, когда мы произносим слово "стол", мы пробуждаем в себе
силы, которые воздействуют на нас, когда мы видим стол и
дотрагиваемся до него, и таким образом возникает образ стола. Та же
самая разновидность образов имеет место, когда мы произносим такие
слова, как "дерево" или "корова", или "человек". Это означает, что все
наши образы относятся к силе материальных объектов.

Наши рекомендации