Пути психологического моделирования боя

Использовании различных средств имитации (учебные ВВ, имитаторы ядерного взрыва, учебный рецептуры ОВ, имитационные гранаты и фугасы, взрыв-пакеты, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси, холостые патроны и т.д.)   Трансляция записей шумовых эффектов боя (выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, мин, звуков низколетящих самолетов и т.д.)   Создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных инженерных заграждений и препятствий, применяемых внезапно (имитационные минные поля, проволочные и малозаметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов)   Организация реального противодействия противника (подготовленная группа личного состава, двусторонняя игра силами двух взводов и др.)

В ходе занятий по боевой подготовке, а также специальных психологических тренингов, психотехнических игр и упражнений, психогимнастики достигается целенаправленное, акцентированное развитие соответствующих качеств военнослужащих. Например, у разведчиков развиваются точность восприятия элементов обстановки, способность ориентироваться в пространстве и времени в сложных условиях, глазомер, устойчивость и распределяемость внимания, память, наблюдательность, сообразительность и др.
Военнослужащие в процессе психологической подготовки должны быть адаптированы к природно-географическим (горы, пустыня, северные районы, тайга и т. д.), погодноклиматическим (высокие и низкие температуры воздуха, водно-солевой режим и т.д.), технико-технологическим, режимным и иным условиям деятельности.
3. Целевая психологическая подготовка проводится, как правило, перед началом боевых действий, направлена на формирование у военнослужащих психологической готовности на решение конкретной боевой задачи.
Практика показывает, что зачастую простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными событиями. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной прививки, действующей по принципу «предупрежден - защищен».
Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в полной мере обеспечить военнослужащих необходимой информацией о психологических особенностях боевой деятельности.
Итак, психологическая подготовка имеет решающее значение для успешной деятельности военнослужащих как в боевых условиях, так и в других экстремальных ситуациях. Для ее эффективности необходимо учитывать специфику боевой обстановки и других экстремальных условий, в которых предстоит действовать. При этом методы моделирования психологических факторов боя в ходе учебной деятельности разнообразны, и чем больше средств и приемов психологической подготовки используется, тем выше ее эффективность.

Методические рекомендации
В ходе занятия целесообразно использовать учебные видеофильмы, фотослайды по теме занятия, связать учебный материал с учебной деятельностью подразделения, привлечь, по возможности, участников боевых действий.
Целью освещения первого вопроса является достижение у обучаемых четких представлений о сущности психологической готовности военнослужащих к ведению активных боевых действий. В ходе раскрытия учебного вопроса стоит напомнить о негативных факторах боевой обстановки и влиянии их на психическое состояние военнослужащих.
Во втором вопросе главное усилие необходимо сконцентрировать на основных путях формирования у обучаемых психологической готовности военнослужащего к боевым действиям.
В заключительной части руководителю необходимо сделать выводы, отметить наиболее активных на занятии, дать рекомендации по подготовке к следующему занятию.

Рекомендуемая литература:
1. Караяни Д., Сыромятников И. Прикладная военная психология. Учебно-методическое пособие. СПб: Питер., 2006.
2. Психология и педагогика. Военная психология. Учебник / Под рею- Н Маклакова. М., 2004.
3. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2005.

Подполковник
Андрей КОЛОСОВ

Ориентир 07 2012

  Пути психологического моделирования боя - student2.ru Пути психологического моделирования боя - student2.ru

Наши рекомендации