ГЛАВА 2 Тело выдает наши мысли 3 страница
В этот момент происходит следующее: ваш собеседник чувствует, что потерял контакт с вами и что-то идет не так. Он попытается восстановить связь и будет говорить с вами открыто и честно. Как только это произойдет, снова посмотрите на партнера, поощряя его к дальнейшему разговору. Я уверен, что так вы сможете легче достичь вашей цели и заполучить нужного человека.
Рот: разговор без слов
Чтобы поесть, нам необходимо открыть рот. Именно в нем фильтруются, пригодны или непригодны продукты. Все, что приходится нам не по вкусу, мы отвергаем, выплевываем или через силу проглатываем. Удовольствие или отвращение к пище всегда отражается на нашем лице, особенно в области губ. Поэтому мускулатура около рта обязательно будет участвовать в нашем эксперименте. Кроме того, при помощи рта мы придаем звучание нашим словам. Он играет центральную роль в процессе коммуникации, как вербальной, так и невербальной.
На информационные сообщения наш рот реагирует практически так же, как на еду. Если информации слишком много, больше, чем можно потребить единовременно, он открывается, чтобы освободиться.
Но рот может открываться, чтобы больше поместилось. Еще мы открываем рот, когда удивлены или захвачены врасплох. Итак, каждый раз, когда нам требуется больше времени, чтобы переработать что-либо, мы демонстрируем это, приоткрывая рот. Здесь работает тот же механизм, что и с глазами: рот становится больше, чтобы воспринять больше информации. Наш рот становится круглым и широко раскрывается – это сигнал для нашего собеседника о том, что мы хотим большего.
В юности я любил смотреть передачи Альфреда Биолека. На одну из этих передач был приглашен Сэми Молчо, и я до сих пор прекрасно ее помню. Он показал следующее:
Эксперимент с открытым ртом
Пожалуйста, откройте рот и позвольте вашей челюсти отвиснуть. Оставайтесь в таком положении. Теперь сделайте большие глаза. Теперь, пожалуйста, посчитайте, сколько будет 7x8+12?
Вам потребуется на решение этого примера гораздо больше времени, чем обычно, когда вы пытаетесь производить вычисления с открытым ртом. Кроме того, вы испытаете непреодолимое желание закрыть его. Об этом феномене мы поговорим позже.
Из сказанного выше можно сделать следующий вывод: не только наши мысли влияют на тело, но и движения тела влияют на ход наших мыслей (мышление оказалось блокировано отвисшей челюстью). Если во время разговора вы видите у человека такое выражение лица – он больше не способен воспринимать информацию. Вам следует сделать паузу и подождать, пока он переварит услышанное.
Итак, приоткрытый рот означает потребность в дополнительной информации, а вот плотно сжатые губы – это совершенно противоположный сигнал! Такой сигнал характерен для человека, который не хочет больше воспринимать что бы то ни было. Так мы проявляем антипатию. Этот сигнал работает не только тогда, когда мы хотим отгородиться от слов собеседника, но и в том случае, если мы сами не хотим больше говорить. Это отказ в чистой форме.
Не только наши мысли влияют на тело, но и движения тела влияют на ход наших мыслей.
Иногда мы кусаем губы. Причем делаем это по-разному: мы можем зажимать между зубами одну губу, а можем обе втягивать внутрь и кусать их. Таким образом мы хотим удержаться от любых слов. Мы блокируем губы до того, как они произнесут что-то, о чем потом мы пожалеем. Этот сигнал можно расшифровать так: «Я себя контролирую и лучше не стану ничего говорить». Такой жест часто связывают с неуверенностью, ведь человек, похоже, не в состоянии определиться, должен он что-то сказать или все-таки ему лучше промолчать.
Улыбка тоже бывает разной, и при внимательном наблюдении ее можно охарактеризовать. Улыбаясь, мы приподнимаем уголки губ с обеих сторон, но это далеко не все. Будьте внимательны: настоящая улыбка всегда длится дольше, чем искусственная. Кроме того, фальшивая улыбка резко обрывается, в то время как искренняя исчезает плавно. Ненастоящая улыбка всегда ограничена одними только губами, в то время как сердечная улыбка или открытый, дружелюбный смех всегда задействуют глаза. Это можно понять по маленьким морщинкам вокруг глаз. Во время настоящего смеха брови немного опускаются и растягиваются в обе стороны. Фальшивый смех же делает лицо несимметричным, перекашивает его, поэтому кривая улыбка всегда ненастоящая. Итак, при наличии определенного опыта смех очень о многом может рассказать.
В предыдущих абзацах мы ближе познакомились с важнейшими сигналами человеческой мимики – сигналами глаз и рта. Умея их расшифровывать, вы можете вести со своим собеседником поразительную игру, в которой все козыри будут в ваших руках. Первый раз мне это продемонстрировал мой друг и тренер Михаэль Росси. Эта классическая НЛП-игра часто упоминается в литературе. Уверен, вы удивитесь вероятным ее результатам.
Эксперимент: друг или враг
Подыщите себе партнера для эксперимента и сядьте напротив него. Попросите его расслабиться и не думать ни о чем конкретном. После того как ваш партнер примет расслабленную и свободную позу, попросите его подумать о человеке, который ему неприятен. Пусть он не рассказывает вам, о ком он думает, но детально представит себе этого человека: волосы, глаза, нос, одежда и т. д. Запомните выражение его лица в этот момент.
После ваш партнер должен подумать о человеке, который ему очень нравится. Он снова должен как можно лучше представить себе его. Ваша задача опять обратить внимание на выражение лица партнера.
Теперь попросите вашего партнера подумать о человеке, например, с темными волосами. Внимательно наблюдайте за его мимикой. Что происходит с его зрачками? Они стали больше, меньше, остались такими же? Что происходит с глазами? Они увеличились или уменьшились? А губы? Ваш партнер слегка улыбается или, наоборот, сжал губы плотнее?
В большинстве случаев после некоторой тренировки вы сможете узнать, о каком человеке – приятном или неприятном – думает ваш партнер, и, к его удивлению, скажете ему об этом!
Еще одна техника из области НЛП называется «зеркало». Задача заключается в том, чтобы как можно более точно повторять все движения партнера. Попробуйте! Эксперимент: зеркало Не передразнивайте вашего партнера по эксперименту! Стоит ему только это заметить, как у вас больше не будет ни единого шанса установить с ним необходимый контакт. По этой причине некоторые тренеры рекомендуют «смещенное зеркало». То есть вы должны отражать положение тела партнера только после того, как он его сменит. Допустим, руки вашего партнера были скрещены на груди, а сейчас он их разомкнул. Это значит, что вы должны скрестить руки, и т. д. Такая экспериментальная игра может помочь вам почувствовать, как функционирует другой человек. Повторяя движения тела другого человека, вы можете ощутить, какие именно процессы происходят у него внутри. Помните, положение тела влияет на наши мысли. Этот феномен играет здесь важнейшую роль.Однако именно в данном эксперименте очень важно соблюдать осторожность, потому что он хорошо известен в широких кругах и наверняка кто-то может обратить внимание на то, что вы используете его иначе.Эксперимент с монеткой Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике: Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек. Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся монетки, затем вытянуть руки перед собой. Повернитесь обратно. Покажите на левую руку партнера и попросите его сложить значение(я) всех монеток в этой руке и умножить их на семь. Допустим, у него в руке монетка 2 рубля, тогда он должен вычислить 2х 7. Затем покажите на правую руку партнера и попросите его произвести такие же вычисления. То есть для нашего примера он должен будет посчитать 61x7. Секрет в том, чтобы внимательно наблюдать за партнером во время счета. Он быстрее выполнит более легкое вычисление, а вы сможете это заметить. Если вы видите, что партнер практически не испытал трудностей при счете, значит, у него в руке – двухрублевая монетка! О чем говорит положение головы и шеи Для меня иметь детей – самое большое и прекрасное в моей жизни. Особенно это касается первого ребенка. Еще во время беременности моей жены я был так взволнован, что делал вещи, которые еще год назад казались мне невозможными: я прошел курс пеленания, курс подготовки к рождению, слушал лекции о беременности и родах! Эти лекции были великолепны, я наслаждался каждой из них. Кроме того, их читали прекрасные специалисты. Именно там я почерпнул много информации о новорожденных и том, как они воспринимают мир. Лекции проводились в чудесной аудитории клиники женского здоровья Мюнхенского ЛМУ (Университет Людвига – Максимилиана) на Майнштрассе. Помещение и атмосфера в нем настолько мне понравились, что впоследствии я выбрал его для съемок одной из телевизионных передач с моим участием. Именно здесь я показывал сенсационный эксперимент «Прямая линия», во время которого мне удалось остановить свое сердце. Это так символично, что мой пульс приостановился всего в нескольких метрах от того места, где на свет появились мои дети.
Не передразнивайте вашего партнера по эксперименту! Стоит ему только это заметить, как у вас больше не будет ни единого шанса установить с ним необходимый контакт.
По этой причине некоторые тренеры рекомендуют «смещенное зеркало». То есть вы должны отражать положение тела партнера только после того, как он его сменит.
Допустим, руки вашего партнера были скрещены на груди, а сейчас он их разомкнул. Это значит, что вы должны скрестить руки, и т. д.
Такая экспериментальная игра может помочь вам почувствовать, как функционирует другой человек. Повторяя движения тела другого человека, вы можете ощутить, какие именно процессы происходят у него внутри. Помните, положение тела влияет на наши мысли. Этот феномен играет здесь важнейшую роль.
Однако именно в данном эксперименте очень важно соблюдать осторожность, потому что он хорошо известен в широких кругах и наверняка кто-то может обратить внимание на то, что вы используете его иначе.
Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике:
Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек.
Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся монетки, затем вытянуть руки перед собой. Повернитесь обратно.
Покажите на левую руку партнера и попросите его сложить значение(я) всех монеток в этой руке и умножить их на семь.
Допустим, у него в руке монетка 2 рубля, тогда он должен вычислить 2х 7.
Затем покажите на правую руку партнера и попросите его произвести такие же вычисления. То есть для нашего примера он должен будет посчитать 61x7.
Секрет в том, чтобы внимательно наблюдать за партнером во время счета. Он быстрее выполнит более легкое вычисление, а вы сможете это заметить. Если вы видите, что партнер практически не испытал трудностей при счете, значит, у него в руке – двухрублевая монетка!
Но вернемся к лекциям. В один из вечеров лектор продемонстрировал нам крайне занимательный опыт. Он спроецировал на доску фото младенца и попросил нас внимательно его рассмотреть. Через некоторое время он обратил наше внимание на то, что все присутствующие в зале слегка наклонили голову в сторону. Одно только изображение беззащитного ребенка вызвало в каждом из нас определенные рефлексы, и мы сразу же на бессознательном уровне начали невербально передавать новорожденному сигнал: «Я не опасен!» Так, наклоняя голову вбок, мы показываем нашему собеседнику очень уязвимое место на теле – сонную артерию. У животных это место самое чувствительное и потому является главной целью хищника. Обычно и мы тоже стараемся защищать такие точки, но если мы показываем их, это означает примерно следующее: «Мне можно доверять, я не опасен. Я тебе доверяю и потому показываю свое уязвимое место». Именно поэтому часто на рекламных плакатах можно увидеть человека с наклоненной головой, это предполагает большее доверие со стороны покупателя.
Такой успокаивающий жест также можно часто встретить у уступчивых, слабых людей. Подобно животным, подающим сигнал о своей слабости, что ложатся на спину перед победителем, демонстрируя свою покорность. Если же во время разговора ваш собеседник внезапно опять начинает держать голову прямо, он явно не согласен с чем-то и показывает таким образом свое раздражение. Такой сигнал обычно дополнительно сопровождается изменением направления взгляда и формы рта.
Еще больше мы оголяем шею, когда откидываем голову назад. Этот сигнал имеет два различных значения. В одном случае мы показываем гортань затем, чтобы продемонстрировать противнику, что мы его не боимся. Лозунг звучит так: «А ну, иди сюда, я тебе устрою!» При этом голова отклонена назад и держится прямо. Подбородок выставлен вперед. Я наблюдаю такую позицию у своих детей за секунду до того, как они в очередной раз накинутся друг на друга. Вам встретился человек с таким положением головы – он ведет себя заносчиво и провокационно. В другом случае демонстрация шеи может быть приглашением к флирту, попыткой завоевать расположение. Женщина в такой ситуации показывает шею чувственно. Все ее движения при этом медленны, а голова в большинстве случаев слегка повернута в сторону. Часто она вдобавок дотрагивается до шеи рукой, чтобы обратить еще больше внимания на свое уязвимое место: «Посмотри, я доверяю тебе целиком и полностью. Я даже не боюсь продемонстрировать тебе свою уязвимость». Такие сигналы обычно посылаются и воспринимаются бессознательно, однако оказывают на нас очень сильное воздействие. В чрезвычайно редких случаях мы осознаем, почему реагируем тем или иным образом. Обычно же мы просто поддаемся чарам.
Существует также противоположенный жест. Если человек наклоняет голову вперед, это говорит о том, что он хочет защитить свою шею. Такое положение означает, что он «под колпаком». Этот человек либо не уверен в себе, либо занимает оборонительную позицию. Очень часто такой жест сопровождается поднятыми плечами, как и при словах: «Без понятия!» Как только этот человек снова приобретает уверенность или более не чувствует необходимости защищаться, голова и плечи возвращаются в исходные позиции. Согласно Чарльзу Дарвину, человек наклоняет голову также и для того, чтобы выглядеть менее опасным. Конечно, ведь так вы кажетесь меньше. По этой причине люди часто втягивают голову в плечи, когда приближаются к человеку, которого считают важным. Эта позиция противоположна описанной выше, где голова была запрокинута назад с целью сознательного обнажения гортани для провокации противника.
Но наклон головы вперед также может использоваться как инструмент соблазнения. Когда женщина смотрит на своего собеседника мужского пола из такой позиции, ее глаза кажутся больше, а сама она – меньше. Этот жест очень убедителен и практически всегда вызывает в мужчине инстинкт защитника. Женщина показывает себя хрупкой и беззащитной. Основанное на наблюдениях исследование Лондонского университетского колледжа показало, что женщины, смотревшие на респондента с чуть наклоненной вниз головой, казались женственнее, чем остальные.
Наклон головы вниз может сопровождаться взглядом, при котором глаза неподвижно фокусируются на собеседнике. Такой взгляд говорит о явной нацеленности на противостояние. Эту позицию особенно охотно используют те, кто носит очки. Взгляд поверх очков не допускает разночтений, он говорит: «Я тебе не верю, я совершенно другого мнения».
Итак, я только что показал, что все описанные позиции головы и шеи могут быть интерпретированы в двух, часто совершенно противоположных, направлениях. Это еще раз доказывает, что язык тела невозможно применить просто как инструкцию. Универсальные выводы здесь недопустимы. По одному-единственному жесту нельзя делать предположения относительно личности человека в целом. Вывод таков: чтобы расшифровывать все сигналы правильно, необходимо рассматривать их в совокупности и со всеми возможными деталями. Кроме того, доверяйте своей интуиции.
Язык тела невозможно применить просто как инструкцию. По одному-единственному жесту нельзя делать предположения относительно личности человека в целом.
Плечи и руки: о чем говорит смена положения
Обычно плечи собеседников располагаются параллельно. Если один из них меняет позицию и внезапно выдвигает вперед плечо, так он выстраивает барьер. Обычно это происходит, если этот человек с чем-то не согласен и пытается дистанцироваться. Обратите внимание на сигнал, и у вас появится возможность еще раз затронуть спорный вопрос и прийти к согласию. Если, конечно, вы этого хотите!
Слегка вытянутые вперед руки с развернутыми вверх ладонями означают нашу готовность открыться собеседнику. В то же время руки или даже одна рука, скрещенные перед туловищем, выражают стремление замкнуться и выдерживать дистанцию. Хотя скрещенные руки, на мой взгляд, один из самых неправильно понимаемых жестов! Практически все толкуют его как нежелание собеседника слушать, что ему говорят.
Зачастую, однако, мы имеем дело с прямо противоположным! Давайте представим себе двух мужчин, разговаривающих друг с другом на вечеринке. Внезапно один из них скрещивает на груди руки. Такой жест практически всегда означает сигнал ко всем присутствующим не заговаривать в данный момент с этим человеком и не отвлекать его от беседы: «Пожалуйста, не говорите сейчас со мной; мой собеседник говорит слишком интересные вещи, чтобы его перебивать». Видите, сигнал все тот же, но означает совсем другое и предназначен другим адресатам!
Отказ мы часто сопровождаем тем, что упираем руки в бока. В этом жесте может участвовать как одна, так и две руки, эффект один и тот же. Такая позиция делает нас больше. Локти смотрят наружу. Этот жест выражает доминирование: «Я больше, чем ты думаешь, я могу использовать свои локти!» Эта позиция может быть как бравадой, то есть следствием страха или неуверенности, так и подчеркивать решительность.
Руки. Охватывая мир
Если вы попросите кого-нибудь объяснить, что такое винтовая лестница, он гарантированно попытается проиллюстрировать свои слова движением руки, а именно – нарисует указательным пальцем спираль.
Нам чрезвычайно сложно общаться, не используя руки. Ими мы ощупываем, в прямом смысле этого слова, мир вокруг нас. Сэми Молчо наглядно демонстрировал, что часть мозга, отвечающая за управление только большим и указательным пальцами, в десять раз больше, чем та, что отвечает за ноги или голову! Я этому с легкостью верю. Вчера, например, я ехал на лекцию и, как это часто случается, застрял в пробке. В зеркале заднего вида я видел мужчину, который, сидя за рулем, звонил по мобильному. Он, очевидно, взволнованно и быстро разговаривал, возможно, даже очень громко. При этом мужчина постоянно показывал пальцем на самого себя, рисовал в воздухе воображаемую лестницу, а затем стирал ее той же рукой. Я не слышал ни единого слова, а только наблюдал за ним, но смог понять, что мужчина (он неоднократно показывал на себя) поэтапно что-то предпринял (он строил перед собой ступени), что теперь либо не утверждали вышестоящие инстанции, либо он сам не хотел продолжать.
Теперь наблюдение за едущими рядом в пробке водителями должно стать для вас полезным и увлекательным времяпрепровождением. У вас в любом случае освободилось время, так потратьте его на тренировку вашего таланта и знаний. Многие начинают контролировать свою мимику, как только им становится понятно, как много за ней скрывается. Выражение лица – отличный способ дополнить сообщение, которое мы хотим донести до собеседника. При этом мы часто забываем обратить должное внимание на сопровождающие жесты, ведь зачастую взгляд на руки и ноги может дать даже больше информации, чем лицо собеседника. Всегда ловите мимолетные, неосознанные и потому так много говорящие движения человека. Например, на собрании руководитель говорит о том, что нужно что-то сделать, и при этом неосознанно руками или ногами указывает на того человека, которому он хотел бы поручить это задание. Также случается, что собеседник во время разговора бессознательно указывает на самого себя. Таким образом он показывает, что хочет действовать или чувствует свою ответственность за что-то.
Существует два вида движений рук: открытые и закрытые жесты. Открытый жест предполагает, что собеседник видит ваши ладони. Открытый жест – знак прямолинейности, отсутствия стремления что-то скрыть. Кроме того, это дружелюбный, приглашающий жест, который вызывает доверие. Человек дает и берет открытой рукой, что символизирует: «Я готов к честному обмену».
Когда руки повернуты внутрь, ладони остаются скрытыми. Наш собеседник видит только тыльные стороны кистей рук. Такой жест говорит о попытке скрыть что-то. Он может являться следствием страха, неуверенности или если человек недоговаривает. В любом случае жест создает дистанцию между собеседниками. То же самое происходит, если руки лежат на столе, на подлокотнике кресла или даже спрятаны под столом.
Мы делаем движение вверх с открытыми ладонями, как бы символически берем собеседника под руки – типичный жест, означающий: «Встаньте, пожалуйста». Руки опускаются вниз, а ладони все также смотрят вверх – это приглашающий знак, чаще всего он подчеркивает значение слов: «Присаживайтесь, пожалуйста».
Существует два вида движений рук: открытые и закрытые жесты. Открытый жест предполагает, что собеседник видит ваши ладони. Открытый жест – знак прямолинейности, отсутствия стремления что-то скрыть. Когда руки повернуты внутрь, ладони остаются скрытыми. Такой жест говорит о попытке скрыть что-то.
Совсем по-другому та же самая просьба выглядит, если движение рук вниз сопровождается ладонями, смотрящими в пол. Дружелюбное «присаживайтесь» превращается в «сядь сейчас же сюда». Такое движение с повернутыми кверху запястьями всегда является отражением стремления к доминированию. Оно символически прижимает другого к полу и делает его меньше. Вспомните речи политиков, которые часто, призывая к спокойствию, используют подобный жест: «Тихо!» Это не просто скромный жест, это недвусмысленное проявление доминирования.
Другой пример: во время рукопожатия собеседник левой рукой похлопывает вас сверху по плечу. Так он показывает: «Я сильнее». Ни один подчиненный не поприветствует таким образом своего начальника, однако шеф, напротив, может использовать такой жест, и он никому не покажется негативным. Статус человека определяет правила общения. Но маленькое изменение может превратить этот жест из покровительственного в дружеский. А именно: если собеседник похлопывает вас по плечу сбоку, а не сверху. Речь, казалось бы, идет об одном и том же жесте, но он оказывает совершенно разное воздействие. Мы не воспринимаем эти маленькие нюансы осознанно, но наше подсознание сразу же их регистрирует.
Иногда мы барабаним пальцами по какой-либо поверхности. Если ваш собеседник неосознанно барабанит пальцами по столу или подлокотнику стула, это сигнал, что он хотел бы закончить разговор. Этому может быть множество причин: стресс, фрустрация, желание или необходимость уйти. С этого момента он совершенно точно не будет внимательно выслушивать ваши высказывания. Как реагировать в таком случае, вам известно.
В процессе межчеловеческого общения существует столько разнообразных жестов, что здесь я могу описать лишь некоторые из них. Но важнейшие из них должны бросаться вам в глаза. Так, если человек крепко обхватывает какой-то предмет или судорожно вцепляется в кафедру во время доклада, это признаки неуверенности, страха или желания взять себя в руки. Он хочет перестраховаться. Естественно, это не относится к тем ситуациям, когда человек не имеет возможности положить предмет и поэтому держит его в руках. А если кто-то не ставит свой, наполненный лишь наполовину, стакан во время коктейльной вечеринки, это может означать, что он просто собирается его допить. Как всегда, берегитесь интерпретационных ошибок.
Широко распространено также когтеобразное положение пальцев рук, которое используется для усиления аргументации. Здесь сразу же напрашиваются мысли о животном мире, где такой жест всегда означает угрозу или готовность к нападению.
То же самое относится к руке, сжатой в кулак. Это проявление агрессии. Такой жест оказывает воздействие даже тогда, когда собеседник воспринимает его неосознанно. Все наше тело меняет в такие моменты свое положение. Подсознание моментально регистрирует такие явные изменения и заставляет отвечать на угрозу. Это древний, изначально заложенный в нас инстинкт. Но на самом деле в такой ситуации лучше не перечить. Хотя ведь случается так, что мы агрессивно реагируем на какое-то высказывание, но не можем понять, почему. А на самом деле причина в том, что мы бессознательно восприняли едва заметный, но ярко говорящий жест нашего собеседника.
Если вы протягиваете руки так, словно хотите что-то от себя отодвинуть, значит, вам требуется большая дистанция. Вы символически отодвигаете какое-то высказывание или даже человека прочь от себя. Этот жест иногда заменяется другим, когда вы отодвигаете от себя какой-либо лежащий на столе предмет: ручку, стакан, тарелку и т. п.
Если же ваш собеседник начинает перемещать вещи перед собой, это возможный сигнал, что он хочет разложить услышанные только что аргументы по полочкам. Другая вероятная причина: человек не знает, что сказать, хочет перевести диалог в другое русло и потому тянет время.
Если кто-то прячет руки в карманах, то для него становится невозможным их использовать. Логично, не так ли? И это явный признак того, что в данный момент он не готов браться за дело или хочет что-то скрыть! Оба толкования возможны в прямом и переносном смыслах. Но – осторожно! Может быть, у вашего собеседника просто замерзли руки.
Еще одно небольшое указание: если человек держит руки в кармане, но при этом большой палец торчит наружу, это явный признак доминантного поведения. Большой палец – самый сильный из пяти, а так он становится гораздо заметнее. То же относится к большому пальцу, висящему на ремне. Понаблюдайте как-нибудь за влюбленной парой, держащейся за руки: тот, кто держит большой палец сверху, главный в этой паре.
Еще один жест, выражающий доминирование, – руки, скрещенные за спиной. Жест выставляет напоказ незащищенную верхнюю часть туловища и служит доказательством, что человек чувствует себя очень уверенно и даже может позволить себе держать руки за спиной, что не дало бы ему вовремя защититься в случае необходимости. Характерная поза для людей с очень крепкими нервами.
Рукопожатие
То, как человек пожимает руку, дает нам важные указания относительно того, как стоит с ним себя вести. Изначально рукопожатие должно было показать, что человек не прячет оружие в руках. По этой же причине раньше люди обнимались. Ритуал рукопожатия воздействует на нас сильнее, чем мы думаем. Возможно, этот жест кажется вам мимоходным и потому малозначимым. Но Питер Коллет в своей книге «Я вижу то, о чем вы молчите» описал проведенный в США Алленом Конопаски эксперимент. Автор эксперимента преднамеренно оставлял в телефонной будке монетку и наблюдал за людьми, которые заходили туда после него. На выходе из телефонной будки к ним подходил студент и спрашивал, не видели ли они его монетку. Больше половины из них предпочитали солгать и сказать, что не видели. На втором этапе эксперимента студент вначале приветствовал рукопожатием выходящего из будки человека, а затем уже задавал свой вопрос. Теперь неправду говорили всего лишь 24 %, то есть вдвое меньше!
Изначально рукопожатие должно было показать, что человек не прячет оружие в руках. По этой же причине раньше люди обнимались. Ритуал рукопожатия воздействует на нас сильнее, чем мы думаем.
Рукопожатие явно возымело действие и привело к возникновению своеобразной двусторонней связи. Оба собеседника в этот момент совершают одинаковые движения и устанавливают зрительный контакт. Но они могут делать это совершенно по-разному. Рукопожатие может быть слабым или крепким, долгим или кратким. Во время рукопожатия протекают процессы, которые могут дать нам много важной информации.
Крепкое рукопожатие позволяет сделать выводы, что человек любит держать все под контролем, доминировать и проявлять силу. Исследования показали, что сильное рукопожатие у женщин свидетельствует об открытости, а у мужчин – об обратном. Слабое и краткое рукопожатие указывает на неуверенность или даже равнодушие: «Я, конечно, подам тебе руку, но ты мне практически безразличен». Так пожимают руку люди либо в сильной задумчивости, либо самодовольные или даже самовлюбленные. Долгое рукопожатие, когда один из собеседников не отпускает руку другого, говорит об обратном: этот человек не хочет терять своего партнера. Это также признак превосходства, потому что очень краткое рукопожатие ни о чем, кроме необязательности, не говорит.
Часто можно наблюдать, как один из собеседников обхватывает руку партнера обеими руками. Он также может дотрагиваться до локтя или предплечья собеседника. Такой жест кажется проявлением крайней степени дружелюбности, на самом же деле в первую очередь является явным сигналом доминирования и только потом – доказательством расположения. Этот человек перехватывает контроль над ритуалом, а значит, хочет владеть ситуацией.
Обычно во время рукопожатия мы держим руку под углом 90 градусов по отношению к полу. Руки обоих партнеров занимают практически одинаковые позиции, ни одна из рук не находится выше или ниже другой – все выглядит очень гармонично. Но как только один из партнеров располагает свою руку поверх руки другого, его жест явно говорит: «Я буду руководить!» Он находится в более выигрышном положении и в буквальном смысле слова берет верх! Это еще один пример того, что многое нами воспринимается неосознанно, но все же сильно на нас воздействует.