На сплочение детского коллектива.

ü Календарик( 13-15лет)

Играющие, стоят в кругу и передают по кругу зажатую в зубах спичку или прилипающий к губам календарик. Использовать руки или ноги, разумеется, нельзя.

Кто Я? ( для 13-15 лет)

У каждого подростка есть потребность во внимании и уважении, каждый стремится быть замеченным другими. Поэтому подросткам очень нужны такие упражнения, в ходе которых они оказываются в центре всеобщего внимания, при этом находясь в психологически наиболее безопасной и комфортной атмосфере. Инструкция: “Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: “Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной чёрной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?” Напишите пять или шесть предложений, и завершите загадку о себе вопросом: “Кто я?” Написав, ребята складывают листики со своими сочинениями вчетверо и складывают в одну общую коробку. Коробка “проходит” по кругу, и каждый достаёт одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит своё сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое. После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий человек. Чья загадка понравилась больше всего? Твою загадку быстро разгадали? Ты загадал слишком сложную загадку?

ü Говорящие вещИ (для 7-9лет)

Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы, будто что-то хотят сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите всё, что каждый из них смог бы рассказать о вас. Запишите на доске названия следующих предметов: Зубная щётка, автобус, пальто; ботинки, шкаф, расчёска; шариковая ручка, зеркало, обеденный стол; кровать, телевизор, тарелка; велосипед, радио, учебник по русскому языку; мыло, письменный стол, лампа; футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное. Даётся примерно 20 минут на то, чтобы ребята могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребёнок должен составить рассказ о самом себе и записать его. А теперь разбейтесь на четвёрки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по этому поводу. Какие предметы ты для себя выбрал? Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего? Рассказали ли предметы о каких-нибудь твоих слабых сторонах? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Что бы сказал о тебе стол, за которым сидит учитель?
Возможны различные вариации.

ü Мигалки(13-15 лет)

Представители одного пола (например, девушки) сидят в кругу на стульях лицом внутрь, одно место свободно. Представители же другого пола, например, молодые люди, стоят за спинками стульев, по одному за стулом (в том числе и за пустым) и держат руки по швам. Тот из участников, кто стоит за пустым стулом пытается переманить к себе на стул кого-нибудь из сидящих, подмигивая ему (в нашем примере ей). Когда кто-нибудь из сидящих пытается убежать на свободный стул, задача того, кто стоит за ним — не дать тому это сделать, то есть осторожно поймать и не пустить.

ü Путанка (6-8 лет)

«Путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Спортивные игры.

«С КОЧКИ НА КОЧКУ».Играющиеся делятся на несколько команд и строятся в колонны по одному около стартовой линии. Перед каждой колонной от стартовой до финишной линии (10-15м) чертятся 10–12 кружков (кочек) диаметром 25–30 см. По команде ведущего игроки, стоящие первыми, начинают прыгать с кочки на кочку, а, достигнув финишной линии, возвращаются назад бегом. Прибежавшему первым и его команде дается очко. Игра проводится несколько раз, и в заключение подсчитывается, кто персонально набрал большее число очков, и какая команда по количеству выигрышей стала первой.
«ПЕРЕДАЛ — САДИСЬ».

Игра проводится в колоннах. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии пяти-восьми шагов. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом — от груди, от плеча, снизу и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану тем же способом и сразу принимает положение упора присев. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальным игроками команды.

Каждый игрок, сделав ответную передачу, принимает упор присев. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает.

«БЕГ».

По сигналу 1-ый участник бежит до поворотного флажка и обратно, добежав до команды, хлопает по руке следующего участника.

«НАЕЗДНИКИ».

Команда делится на пары. В каждой паре один будет "лошадью, второй «наездником». «Наездник» садится на «лошадь».

«СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ».

Два участника встают друг к другу спиной и крепко сцепляются руками. Бегут они боком. Спины игроков должны быть плотно прижаты друг к другу.
«ПЕРЕНОСКА РАНЕНОГО». Участвуют трое. Двое «здоровых», третий «раненый», у него «сломана нога». «Здоровые» игроки должны сплести руки так, чтобы из них получилось удобное сиденье. «Раненый» садится в это сиденье и удерживает равновесие, ухватившись удобнее за плечи друзей.
ЭСТАФЕТЫ СО СКАКАЛКОЙ И ОБРУЧЕМ.

«КРУЖИЛИХА»

Эта игра — эстафета со скакалкой: до поворотного пункта игроки прыгают через скакалку с ноги на ногу, а при возвращении обратно берут сложенную вдвое скакалку в одну руку и вращают ее под ногами горизонтально.

«БЕГ СО СКАКАЛКОЙ». 1-ый бежит по сигналу до флажка и обратно, прыгая через скакалку. Затем кладет ее за 2 м, не добегая до своих.

«БЕГ С ОБРУЧЕМ». Все члены команды по очереди бегут до точки поворота и обратно, крутя на поясе обруч.

«ТРИ ПРЫЖКА».

На расстоянии 8–10 м. от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча.
«ИГОЛЬНОЕ УШКО».

Вдоль линии эстафеты на земле лежат 2 или 3 обруча. Стартуя, первый должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя. Затем со следующими обручами также. И так на обратном пути.

«ПРОХОЖДЕНИЕ БОЛОТА».Каждой команде выдается 2 обруча. С их помощью надо преодолеть «болото». Группы из 3-х чел. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта можно вернуться по «мостику», т. е. просто катить обручи по земле. А на линии старта обручи передаются следующей тройке. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча — можно «утонуть».
СКАЗОЧНЫЕ ЭСТАФЕТЫ ( для детей младшего возраста)
«КОНЕК-ГОРБУНОК».

Участник сгибается в поясе, берет мяч (шарик) и кладет его себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его надо придерживать руками, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии. Но участнику надо будет преодолевать препятствия, например, поставленные на линии эстафеты три табуретки необходимо будет взобраться, затем соскочить с нее.
«ЯДРО БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА».

Ядро — шарик, на котором написано: «ядро». Участники должны оседлать ядро, зажав его между коленками и придерживая руками. По сигналу в таком положении они должны проделать путь до поворотного флажка и обратно.

Если шарик лопнет, команда выбывает из игры.
«КОТ В САПОГАХ».

Первый участник по сигналу должен быстро надеть большие сапоги и быстро добежать до финиша. Можно усложнить. Поставить на пути следования 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться и совершить поклон, красивый и оригинальный (3 поклона)
«КАНАТОХОДЕЦ ТИБУЛ».

Обыкновенную веревку протянуть по земле от старта до финиша. Все игроки по очереди пробегут по нему до поворота, а на обратном пути попробуют всю дистанцию попрыгать на одной ноге. При этом нужно быть аккуратным: каждый раз ногу ставить на веревку, а не мимо. Иначе раздается хлопок судьи, которым он предупредить об опасности.
«ЛИСА АЛИСА И КОТ БАЗИЛИО». 2 участника. Один сгибает в колене одну ногу и придерживает ее рукой, оставаясь на одной ноге. Второму завязывают глаза. Лиса кладет свободную руку на плечи коту, и по сигналу они преодолевают расстояние туда и обратно.

«НЕЗНАЙКА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ».

Участник в одну руку берет ведро, в котором мячи, кегли, кубики и т. д. В другую — шарик. И бежит с ними к линии финиша, где находится обруч. Игрок выкладывает в обруч одни предмет из ведра. Вернувшись к команде, он предает ведро и шар следующему участнику. Тот проделывает то же.
«БАБА-ЯГА». В качестве ступы взять ведро, а в качестве метлы — швабру. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит швабру. А теперь вперед.
«КОЛОБОК».

Первых трех зверей заменят кегли, а последнего — ведро. Каждый участник — это сказочник, который будет катить (пинать ногами) свой колобок (футбольный мяч) между кеглями. Подведя мяч к ведру, участнику необходим, не прибегая к помощи рук, забросить мяч в ведро. Попыток на это дается сколько угодно. После того, как мяч все же оказался в ведре, участник вынимает его руками и быстро бежит к следующему игроку.
«ДОКТОР АЙБОЛИТ». Перед началом эстафеты команда выстраивается в колонну на линии старта. Первый участник стоит с ведром или сумкой, наполненной кеглями (их на 2 меньше, чем участников). По сигналу первый бежит с ведром до определенной отметки и возвращается. Это он проделал путь в Африку. По возвращении он достает из ведра кегли по одной и о очереди ставит их всем участникам, как градусники, т. е. под мышку каждому. Кроме последнего. Последнему он отдает ведро, сам же уходи в сторону, выбывает из игры. Участник, получивший ведро, быстро собирает кегли у команды и вновь проделывает, что проделывал первый. Не надо ронять кегли на землю (если уронили — поднимите). Эстафета заканчивается, когда остается один Айболит и ни одного больного.

«ЗОЛУШКА».Надо ведро, веник и совок, а так же по 5 кубиков на каждую команду. Эстафета встречная. С одной стороны золушки, с другой — мачехи. В руках у первой золушки ведро, веник и совок. На линии движения от старта до финиша разбросаны 5 кубиков — мусор. Первый участник двигается вперед, собирая по дороге кубики в ведро. При этом помогать себе руками нельзя. Т.е. каждый раз надо поставить ведро на землю, веником положить кубик на совок, затем с совка в ведро. Когда все кубики собраны, золушка передает ведро с кубиками, веник и совок мачехе. Мачеха разбрасывает кубики по всей линии движения. Передает орудия труда новой золушке.

ü ВОДНО-СУХОПУТНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

«ВОДОНОС».Участникам придется нести наполненную до краев тарелку, стремясь при этом не расплескать ни капли туда и обратно. Затем тарелка передается следующему.
«ПОЛИВКА ЦВЕТОВ».

Цветы заменят пустые банки, а для полива нужен будет стакан и ведро воды на каждую команду. Пустые литровые банки (4–6 шт.) устанавливаются друг за другом по всей линии движения. Лучше установить их на табуреты. Рядом с линией старта наполненное ведро воды. Первый набирает полный стакан воды и бежит «поливать цветы». Он должен так распределить воду в каждую банку, чтобы везде было примерно одинаковое количество. Когда все «цветы» политы, игрок добегает до поворота, возвращается назад и передает стакан. Оценивается ровное количество воды в каждой из банок.

«МЕЛИОРАТОРЫ».

Команда стоит на линии старта, у поворота стоит табурет, а на нем глубокая тарелка с водой. Это и будет «болото». Его надо осушить. Первый бежит к табурету, останавливается примерно в 20 см от него и сильно дует на тарелку с водой, стараясь выдуть из нее как можно больше воды. Затем бежит обратно, чтобы передать эстафету. Дуть можно только один раз и не ближе, чем с 20 см от тарелки.
«ХУДОЖНИКИ».

Кусок холста заменит любая одноцветная материя размером 50×50 см. (или носовой платок). Роль кисточки будет играть обычная столовая ложка. Краску заменит вода. У поворота закреплен на планшете (или лежит на земле) «холст». В руках первого участника ложка. По сигналу он начинает движение, зачерпнув ложкой воды из ведра. Он бежит к «холсту» и выливает на него воду. Затем возвращается назад и предает ложку. Побеждает та команда, ей холст быстрее станет мокрым.
«РЫБОЛОВ-СПОРТСМЕН».

Потребуются ведро с водой, спички или маленькие палочки по количеству игроков, столовая ложка и тарелка. В руках у первого — ложка и тарелка. У поворота стоит ведро, в нем на поверхности воды плавают спички-рыбки. Задача каждого участника добежать до ведра-водоема и с помощью ложки выловить одну рыбку и положить ее в тарелку-садок. Затем вернуться к команде и передать улов и удочку. Не уроните улов, а то придется все начинать сначала. С рыбками надо зачерпывать немного воды.

Наши рекомендации