Схема 4. Порядок действий при принятии решения оставаться на месте происшествия и последовательность их выполнения.

Для организации такого лагеря надо разработать подробный план действий, который включает:

1) выбор наиболее подходящего места для лагеря с учетом рельефа местности, близости дров и воды, отсутствия опаснос­тей на его территории (сухостоя, камнепадов, лавин, подтопле­ния и т.д.);

2) планирование лагеря: определение места для строительства временного, но надежного жилища, мест для приготовления пищи, хранения продуктов, имущества, мусора и туалетов;

3) определение типа временного укрытия, исходя из возмож­ностей местности и способностей «строителей»;

4) заготовку и начало строительства укрытия;

5) подготовку места для костра, заготовку достаточного коли­чества дров и разведение костра.

Для успешной реализации этого плана, а также для создания нормального климата в группе надо распределить обязанности между всеми ее членами с учетом их состояния здоровья и спо­собностей. Как видно, здесь действия производятся так же, как в обычной туристской группе. Тогда понятно, что надо выделить людей, ответственных за строительство жилища, добычу и поиск пищи, разведение, поддержание огня и приготовление горячей пищи, оказание медицинской помощи и т.д.

При этом непременное условие — каждый должен иметь пору­чение. Это не надуманное требование. Дело в том, что успех выжи­вания в экстремальной ситуации определяется способностями и возможностями не только каждого члена группы в отдельности, но и группы в целом. Однако и жизнедеятельность всей группы зависит от физического и морального состояния каждого члена группы. Поэтому с первых мгновений наступления аварии необ­ходимо прилагать усилия (а иногда и немалые) для сохранения морально-волевого состояния группы в целом и каждого участни­ка в отдельности. Непременным условием благополучных действий группы в экс­тремальной ситуации является наличие руководителя. Им может быть штатный руководитель — командир экипажа, руководитель туристской группы. При их отсутствии им может стать кто-то из наиболее подготовленных людей, авторитетный человек, способ­ный сплотить коллектив и направить его усилия на выживание в экстремальной ситуации. Это может быть человек, знакомый с правилами выживания — турист, охотник, геолог. При умелом руководстве группа избавится от таких отрица­тельных проявлений человеческого поведения, как паника, рас­терянность, неуверенность в своих силах, разобщенность в дей­ствиях, эгоизм и иждивенчество. В противном случае неизбежны конфликты, казалось бы, по самым незначительным причинам. Не дать им вспыхнуть, набрать силу и расколоть группу — задача руководителя. Решение этой задачи поможет избежать многих до­полнительных к существующим неприятностей. При аварии транспортного средства в группе могут оказаться совершенно разные люди. Однако даже у членов туристской груп­пы, попавшей в экстремальную ситуацию, могут проявиться ра­нее неизвестные качества. При определяющей роли руководителя многое зависит и от членов группы. Терпимость к слабостям или раздражению окружающих, способность первым пойти на при­мирение помогут избежать конфликтов, разрушающих единство группы. Хотя существуют и конфликты созидающие, дающие воз­можность найти наилучшее решение какой-то проблемы. В экстре­мальной ситуации, когда нервы у всех на пределе, как правило, возникают конфликты разрушающие. Единоначалие руководителя не означает отказа от совета с чле­нами группы по каким-либо вопросам. Умение выслушать их — большое достоинство руководителя. Но, не соглашаясь с довода­ми собеседников, он должен аргументировано объяснить причи­ну принятия собственного решения.

Список литературы

1. Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. - М.: Академия, 2011. - 240 с.
2. Маслов, А.Г., Константинов, Ю.С., Латчук, В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, В.Н. Латчук. – 2-е изд., стер.- М.:, 2005. – 304 с.
3. Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм : учеб. пособие для студ. вузов / С.С. Соловьев. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

4. Черныш, И.В. Выживание в экстремальных ситуациях : учеб. пособие / И.В. Черныш. - М.: Физическая культура, 2009.

Наши рекомендации