Различение похожих букв между собой

-/ Разложите перед ребенком похожие друг на друга буквы (напри­мер: р, я, ь, б, в, ы, ъ; или п, н, и, й; или ш, щ, ц; или к, х, ж; или ю, о, с, э). Затем показывайте ему какую-нибудь букву, он должен найти такую же среди лежащих на столе.

^ Вы показываете ребенку 2 какие-нибудь похожие друг на друга буквы (например: ш — щ, щ — ц, р — ь, б — в, п — н, с — э, т — г, д — л), ребенок должен рассказать, чем они отличаются.

Объем зрительного материала, который ребенок запоминает

Чтобы читать или писать ребенок должен уметь одновременно дер­жать в поле зрения определенное количество материала (и слухового, и

зрительного). Причем материал этот должен удерживаться прочно, так как если объем внимания и памяти у ребенка будет все время колебать­ся, какая-то часть материала от этого будет постоянно ускользать из поля его зрения, и в письменной речи будут возникать сбои.

^ Положите перед ребенком 7-8 предметов. Попросите его отвернуть­ся, и в этот момент уберите один предмет. Ребенок должен уга­дать, какого предмета не стало.

■^ Разложите перед ребенком 6-7 картинок, ребенок должен запомнить кх. После этого смешайте эти картинки с другими 8-10 картинка­ми, ребенок должен найти среди них те, которые он запомнил. •^ Два описанных задания, ребенок должен выполнять на материале букв. Нужно выбирать буквы, максимально далекие друг от дру­га по начертанию.

Для выполнения первого задания нужно отобрать 5-6 букв (на­пример: т, ш, х, и, м; или о, у, ж, п, д; или я, д, к, з, ш), При выполне­нии второго задания ребенок должен запомнить 4-5 букв, которые вы должны смешать с еще 4-5 (например: буквы с, м, х, ъ вы смешиваете с буквами о, д, ц, и; или буквы ы, л, ж, э — с буквами н, м, ч, у; или буквы б, т, п, ф — с буквами ю, м, ж, е).

Объем слухового материала, который ребенок запоминает

^ Ребенок должен запомнить 7-8 простых, коротких слов (напри­мер: лес, дом, мама, сон, день, кино; или утро, дым, забор, сын, ковер, рана). Повторите их ему несколько раз. Через три минуты он должен вспомнить и назвать эти слова.

^ Ребенок должен запоминать слова следующим образом: вы назы­ваете ему слово, а он для того, чтобы лучше его запомнить подби­рает к нему подходящую картинку (из нескольких предложенных вами). Эти картинки нужно отложить в сторону. Через три мину­ты ребенок, просматривая картинки, должен вспомнить те слова, которые вы ему называли. Ребенок должен запомнить 7-8 слов.

Восприятие последовательности зрительных объектов

Слова, которые мы произносим и пишем, состоят из определенной последовательности звуков и букв. Поэтому, для того чтобы читать и писать ребенок должен хорошо улавливать и четко удерживать в памя­ти последовательность звуковых и зрительных фрагментов, из которых состоят слова и предложения.

■^ Положите перед ребенком в ряд 7-8 предметов. После этого по­просите его отвернуться. В это время поменяйте местами 2 пред-

мета в ряду. Ребенок должен восстановить первоначальную после­довательность предметов.

Положите перед ребенком в ряд 7-8 предметов, а затем полностью смешайте их. Ребенок по памяти должен восстановить нарушен­ный ряд.

Два описанных задания выполните с ребенком на материале букв. Выберете 6-7 букв, непохожих друг на друга по начертанию.

Восприятие последовательности слуховых объектов

■^ Воспроизводите за спиной у ребенка определенную последователь­ность знакомых ему звуков (например: сначала топните ногой, потом хлопните в ладоши, потом позвоните в колокольчик, потом постучите чайной ложечкой о край чашки; можно использовать различные звучащие игрушки). Повторите звуки 2-3 раза. Звуковой ряд должен включать в себя 6-7 звуков. Ребенок дол­жен повторить последовательность звуков.

^ Воспроизводите за спиной у ребенка какую-нибудь последователь­ность звуков (примерно, как в предыдущем задании). После этого повторите этот же звуковой ряд, но опустите в нем какой-нибудь звук. Ребенок должен отгадать, этот звук.

^ Произнесите 3 гласных звука подряд (например: [а], [о], [ы]или [у]> [э]> [°])-Ребенок должен повторить этот ряд за вами.

■^ Произнесите 3 гласных звука (как в предыдущем случае), а затем только первый и последний звуки ряда. Ребенок должен опреде­лить, какой звук вы не произнесли. Звуковой ряд нужно произне­сти 2-3 раза подряд.

■^ Произнесите подряд 2 согласных звука (желательно чтобы оба звука можно было тянуть, например: [шр], [вр],[сш], [хш], [хф]).Ребе­нок должен сказать вам, какой звук идет в звукосочетании пер­вым, а какой — вторым.

^ Вы должны произносить открытые ([ра], [са], [ло], [жу]и. т. п.) и закрытые ([ар], [ус], [от], [ис]и т. п.) слоги. Ребенок должен сказать вам, какой звук в слоге идет первым, а какой — вторым (употребляйте только твердые согласные звуки, которые можно тянуть).

Восприятие пространственных отношений

Чтобы читать и писать, нужно хорошо ориентироваться в про­странстве. Нужно различать низ и верх, а также направление слева направо. Без этих ориентировок ребенку будет трудно различать меж-

ду собой буквы, поскольку они часто отличаются именно простран­ственными (с точки зрения осей: сверху — вниз и справа — налево) соотношениями своих деталей (например, буквы: р — ь, с — э, а — у, е — ш). Ребенку также будет трудно писать и читать в нужном на­правлении.

Вам нужно выяснить:

• Какая рука у ребенка (правая или левая) ведущая.

• Насколько хороню он ориентируется в собственном теле.

• Насколько хорошо он ориентируется в окружающем пространстве.

ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЕВОРУКОСТИ

Ребенок-левша всегда хуже ориентируется в пространстве, чем обычный «праворукий» ребенок. Как правило, он путает левое и пра­вое направления.

Леворукость у ребенка не всегда бросается в глаза, часто, когда она не очень выражена, родители без труда, даже не заметив, как они это сделали, переучивают его на правую руку. Однако проблемы с про­странственными ориентировками у таких детей остаются.

Для выявления «скрытой» леворукости предложите ребенку сле­дующие задания (он должен выполнять их по вашему показу):

■^ Ребенок должен переплести пальцы левой и правой руки (сжать их «в замок»). У леворукого ребенка наверху окажется большой палец левой руки.

•/ Ребенок должен скрестить на груди руки (принять «позу Наполе­она»). У левши кисть левой руки окажется лежащей на правой руке (а кисть правой руки — спрятанной под левую руку). ^ Ребенок должен аплодировать (покажите ему, как это делается). У левши левая ладонь будет сверху.

Наши рекомендации