Вопрос 2. Верификация ложной информации по невербальным признакам

Элементы внешнего облика лица (рост, глаза, волосы, мимика, нос, рот, и т.д.) имеют явное преимущество в интенсивности восприятия, в отличие от элементов тела (голос, речь, поза, жестикуляция).

Анализ литературы показал, что общим принципом реагирования глаз на позитивное или негативное (например, на ложь) является то, что человек старается закрыть или отвести глаза от неприятных (резких, внезапных) впечатлений. И наоборот, если у человека взгляд спокойный и расслабленный – значит, он внутренне удовлетворен его глаза широко открываются.

Невербальная коммуникация - вся совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замеще­ние речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по ком­муникативному процессу.

Общение, будучи сложным социально-психологическим про­цессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от ла­тинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно вы­ступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употреб­ления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл ин­тонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая) тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий) интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наи­более привлекательной в общении является плавная, спо­койная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфичес­кие звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хмхм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте комму­никации человека слова составляют 7 %, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие на­уки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, по­клоны, походку.

2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: руко­пожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкива­ние и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в че­ловеческом контакте:

• интимная зона (15—45 см) — в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характер­ны доверительность, негромкий голос в общении, тактиль­ный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиоло- -гические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в про­цессе общения всегда воспринимается собеседником как по­кушение на его неприкосновенность;

• личная, или персональная зона (45—120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визу­ально-зрительный контакт между партнерами, поддержива­ющими разговор;

• социальная зона (120—400 см) обычно соблюдается во вре­мя официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого " не очень знают;

• публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на ми­тинге и пр.

Мимика — движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние, — способна дать истинную информа­цию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, заме­чено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 време­ни разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает созда­ние серьезной атмосферы делового партнерства; светским, ког­да взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) — это способствует созданию атмосферы светского непри­нужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела до уров­ня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса — говорит о критическом или подозрительном отноше­нии к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, ра­дость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются челове­ком отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Невербальные аспекты коммуникации следует рассматривать, как комплексный процесс, задействующий все пространство, жесты, интонации, движения телом, в отличии от вербального, привычного нам словесного способа общения.

При выявлении признаков лжи словесный способ общения является наименее достоверным, поскольку тщательно, как правило, контролируются обманывающим. Однако лжец не может контролировать все свои поведенческие реакции, поэтому невербальные компоненты. Сказываются весьма информативными сигналами лжи.

Одним из таких сигналов является тон голоса. Как показали специальные эксперименты, при обмане высота голоса может возрастать. Следует, однако, учитывать, что интонация изменяется не из-за самого факта обмана, а только тогда, когда лжец испытывает при этом страх (возможно, также гнев или возбуждение).

Анализируя жестикуляцию, необходимо обратить внимание, прежде всего, на особенности проявления невербальных сигналов в зависимости от образования и возраста.

Общим принципом является здесь то, что, когда мы видим, слышим или говорим неправду, мы прикрываем соответственно наши глаза, рот и уши руками. Вместе с тем, когда человек проделывает жест «рука – к – лицу»,то это далеко не всегда означает, что он лжет. Однако это может быть первым признаком обмана, и дальнейшее наблюдение за поведением человека и его жестами может подтвердить первоначальные подозрения.

О негативном отношении человека в процессе взаимодействия с ним и его желании скрыть свое отрицательное отношение сигнализирует жест сцепленных пальцев рук.Этот жест имеет три варианта: сжатые руки подняты на уровне лица, руки лежат на столе или на коленях, если человек видит, а также внизу перед собой, когда он стоит.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные карти­ны изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, на­правление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопо­жатия на уровне руки означают во многих случаях — «здрав­ствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

4. Жесты-адапторы— это специфические привычки челове­ка, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) поче­сывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания,пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание от­дельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пу­говица и т. п.).

5. Жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличен­ное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для про­ницательного человека важно приобрести умение понимать лож­ные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонст­рация усиления движений руками и корпусом); подавляют силь­ные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следую­щие виды жестов:

• жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание ука­зательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);

• жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирами­ды; раскачивание на стуле;

• жесты нервозности и неуверенности — переплетенные паль­цы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу паль­цами; трогание спинки стула перёд тем, как на него сесть и др;

• жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

• жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытира­ние влажных ладоней о ткань;

• жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

• жесты расположения — прикладывание руки к груди; пре­рывистое прикосновение к собеседнику и др.;

• жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

• жесты неискренности — «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др. Умение понимать популярные жесты (жесты ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.

Понятие невербальных компонентов коммуникации, включает не только жесты, но и пространство, главным образом то, которое непосредственно окружает человека. Тот факт, что психологические границы тела человека не совпадают с его физическими границами выводит на целый ряд интереснейших следствий. Действительно, даже не касаясь непосредственно нашего тела, но лишь приближаясь к нему максимально, наблюдается целый спектр физиологических изменений в организме. Начинает биться сердце, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, т.е. происходит физическая готовность организма к ответному удару. Происходит это потому, что не только человек, но и большинство животных имеют вокруг тела определенное пространство, которое, как и само тело считается собственной территорией.

Таким образом, мы видим, что анализ невербального поведения является не менее информативным и в тоже время более доступным способ распознавания скрываемой информации.

Наши рекомендации