Омплексная интенсивная групповая психотерапия
нформирование
Информирование — это снабжение сведениями и установление контакта между службами медико-социальной помощи и лицами, в них нуждающимися. Цель информирования — привлечь к общению с наркологической и социальной службой для предоставления лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации в связи со злоупотреблением ПАВ, помощи и информации о способах ее получения. Возможным механизмом реализации является выход специально обученных сотрудников и/или добровольцев профильных служб в места нахождения наркозависимых. Такая модель управления случаем в наркологии предусматривает активный поиск и привлечение пациентов, их мотивирование на изменение поведения. Эта деятельность включает в себя мотивационное консультирование, социальную и психологическую поддержку, обеспечение доступа к услугам правовой, социальной и медицинской и иной направленности. Другим компонентом лечебно-профилактического процесса является — «Контактный телефон». Доступный способ связи и получения информации о возможностях получения помощи и о порядке ее предоставления.
еотложная наркологическая помощь
Физическое страдание пациента в период прекращения употребления, заставляющее его обратиться за помощью в наркологическую службу, создает наиболее благоприятные условия для формирования мотивации к отказу от злоупотребления ПАВ. Для этого необходимо применение специфической медикаментозной терапии только с доказанной эффективностью, адекватностью ее назначения и максимально возможным психотерапевтическим вмешательством. Специально обученные сотрудники и/или добровольцы профильных служб, имеющие опыт собственного выздоровления, могут посещать пациентов, проходящих курс детоксикации, с целью усиления мотивации на выздоровление и участие в реабилитационных программах после ее завершения.
омплексная интенсивная групповая психотерапия
Комплексная интенсивная групповая психотерапия может реализовываться как в режиме дневного стационара, так и в режиме круглосуточного стационара, расположенного как в городской, так и в загородной зоне. Цель комплексной интенсивной групповой психотерапии — выработка психологических и социальных навыков жизни без злоупотребления алкоголем или ПАВ. Содержанием комплексной интенсивной групповой психотерапии являются социально-психологическое моделирование различных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается пациент, страдающий зависимостью от ПАВ. В группе заложены психотерапевтические возможности, которые занимают очень незначительное место в индивидуальной психотерапии. Это, прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми и возможность приобрести более эффективные социальные навыки. Групповая психотерапия дает Участнику реабилитации возможность моделировать свое поведение, получить поддержку при экспериментировании с новыми способами жизнедеятельности, обмениваться позитивным опытом, методами решения проблем и учиться на примере других участников.
Важным аспектом является профилактика срыва, развитие умения отказываться и говорить «нет»; формирование навыков преодоления отрицания своего заболевания и сопротивления лечению, повышение мотивации на трезвость. Компоновка используемых терапевтических технологий всегда носит авторский характер, зависит от уровня подготовки и опыта персонала и должна включать следующие этапы:
- этап адаптации - данный этап направлен на приспособление Участника реабилитации к условиям и распорядку проживания в реабилитационной среде и установление личных контактов с сотрудниками и другими участниками Программы реабилитации. Специалистами Программы поддерживается желание продолжать реабилитацию, что способствует профилактике преждевременного выбывания из Программы, поощряется ответственность и нормативное поведение. Этот этап включает в себя вовлечение в реабилитационную программу и максимально возможное физическое и психическое восстановление. Конструируется микросоциальное окружение, устанавливаются психотерапевтические и доверительные отношения с родственниками Участника реабилитации и формируются группы для оказания психокоррекционной помощи.
- этап интеграции - данный этап представляет собой вхождение в реабилитационную программу, включающую медицинский, психотерапевтический, психологический и социальный аспекты. Формируется устойчивый психотерапевтический альянс и осуществляется сотрудничество специалистов и Участника реабилитации в достижении терапевтических целей вплоть до его запланированного завершения. Осуществляется постепенный переход от процесса информирования и мотивирования Участника реабилитации к процессу обучения способам и приемам решения проблем. Происходит научение навыкам прогнозирования последствий собственного поведения, обучение как выявлять ситуации повышенного риска возникновения срыва и рецидива. Осуществляется поддержка способности конструктивно справляться с такими ситуациями, либо уклоняться от их возникновения. Участие в Программе реабилитации поддерживает и развивает резильентность — умение личности проходить через сложные обстоятельства, с достоинством преодолевать жизненные трудности, строить нормальную, полноценную жизнь в реальных условиях, при наличии различных жизненных проблем. Она включает способность человека защищать свою целостность и уметь планировать будущее. Происходит постепенное восстановление утраченных положительных социальных навыков и формирование нормативного социального статуса на основании изменения жизненных приоритетов и личностных ценностей. Проводится психотерапевтическая работа с родственниками Участника реабилитации с целью коррекции проявлений созависимости.
- этап стабилизации - на этом этапе стабилизируется психическое состояние Участника реабилитации и происходит значимая актуализация его резильетности, как принципа жизнеустройства. Акцент переносится на психосоциальный аспект реабилитационной программы, преследующей достижение основной цели — восстановление, коррекцию или формирование нормативных личностных и социальных качеств, подготовка к возвращению в семью и в общество. Стимулируется благоприятное отношение к изменению привычного поведения, развиваются навыки самонаблюдения, управления рисками и самоконтроля. Благодаря тренингу социальных навыков достигается способность решать повседневные проблемы, совладать с трудными ситуациями, справляться с негативными эмоциями. Увеличивается объем физического и интеллектуального труда, стимулируется профессиональная ориентация. Происходит восстановление (формирование) адекватного трудового статуса в условиях реального производственного процесса, с учетом степени подготовленности и трудоспособности, развитие творческого и интеллектуального потенциала.
Участники реабилитации активно вовлекаются в работу по самои взаимопомощи в сообществах Анонимных Наркоманов, Анонимных Алкоголиков и др. По возможности Участников регулярно вывозят из реабилитационного центра для участия в работе этих сообществ.
- этап постреабилитации - это завершающий этап, направленный на профилактику срывов и рецидивов заболевания, улучшение качества жизни, организацию социальной и психологической поддержки Участников реабилитации и членов их семей. Профилактика рецидивов нацелена на обучение тому, как справляться с ситуациями, связанными с высоким риском рецидива, а также на повышение уровня их уверенности в себе с целью улучшения их способности справляться с такими ситуациями. Факторы риска включают ситуации межличностного взаимодействия (конфликт, гнев по отношению к другому и т.п.) и личностные состояния (влечение к ПАВ, негативное мышление и др.), которые вызывали употребление ПАВ у пациента до лечения. На данной стадии обеспечивается эффективная ресоциализация, восстановление адекватного личностного и социального статуса. Этот период реализуется усилиями реабилитационной бригады в амбулаторных условиях. Резильентность Участника реабилитации проявляется в сохранении трезвости, несмотря на риск развития злоупотребления алкоголем или ПАВ, даже при наличии неблагоприятных факторов, вызывающих стресс и напряжение. Резильентность проявляется в мотивации сохранения трезвости после окончания реабилитации и большей самоэффективности. В случае рецидива заболевания возможно неоднократное повторение прохождения реабилитационных программ.
Амбулаторные реабилитационные программы Амбулаторные реабилитационные программы могут реализовываться в следующих формах:
- индивидуальное мотивационное консультирование - целенаправленный, динамичный, циклический процесс работы и способ общения, в ходе которого изменяется баланс аргументов «за» и «против» употребления ПАВ, становятся очевидными преобладание отрицательных последствий злоупотребления над положительными. Происходит осознание необходимости изменения поведения, и выявляются предпосылки изменений, усиливается мотивация. Мотивационное интервью разработано специально для того, чтобы помочь принять решение об участии в дальнейшей реабилитации, как в группах самопомощи, так и в профессиональных реабилитационных программах.
- когнитивно-поведенческие вмешательства - это комплекс методик, которые применяют для изменения поведения, связанного со злоупотреблением психоактивными веществами. Методики включают в себя функциональный анализ проблемного поведения, когнитивное реструктурирование, самоконтроль, управление рисками, образом жизни и способами предупреждения рецидивов.
- подготовительные сеансы к участию в группах самопомощи - представляют собой одну из форм структурированных вмешательств, способствующих вовлечению Участников реабилитации в группы Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов и др. Цель подготовительных сеансов — преодоление сопротивления, страха социальных контактов и предоставление информации о деятельности групп самопомощи. Вмешательство представляет собой побуждение присоединения к сообществу и способствует профилактике преждевременного выбывания из групп самопомощи.
- группы самопомощи - основа лечебной субкультуры для людей с различными патологическими формами зависимого поведения. Эти группы являются результатом добровольного объединения самих пациентов, страдающих зависимостью, с целью помочь себе и другим преодолеть болезненное влечение и стать на путь выздоровления. Эти группы доступны, бесплатны для их участников и ориентированы на активную работу над собой самого человека. На группах происходит живое общение людей с подобными проблемами, готовыми поделиться своим опытом и надеждами на выздоровление. Группы самопомощи предоставляют участникам поддержку, снабжают информацией, дают возможность вербализовать свои проблемы, страхи и тревоги. Работа в группах самопомощи предполагает длительное и непрерывное участие человека в реабилитационном процессе в результате, которого у участников происходят перемены не только в поведении, но и в мировоззрении, системе ценностей, взглядов и убеждений.
Медико-психологическая реабилитация
Как известно, в центре внимания современной медицины находятся диагностика и лечение болезней, а медико-психологическая реабилитация и вторичная профилактика — на ее периферии, на стыке с социальными службами. Нисколько не умаляя необходимость и достоинства лечебной медицины, все же следует признать, что она не в состоянии контролировать уровень заболеваемости населения и тем более определять его здоровье. Это «пожарная служба» системы здравоохранения. Ее показатели констатируют факт неблагополучия здоровья населения.
Медицинская реабилитация, по определению Э.А. Вальчука — это система мероприятий, проводимых учреждениями здравоохранения на стационарном, поликлиническом и санаторном этапах ее организации, направленных на выздоровление, компенсацию и восстановление нарушенных в результате болезни или травмы функций, на предупреждение осложнений, хронического течения и рецидивов заболевания, на приспособление больного и инвалида к самообслуживанию и трудовой деятельности в новых условиях, возникших вследствие болезни. Л.А. Пирогова и В.С. Улащик вкладывают в этот термин более широкое содержание: «Медицинская реабилитация, или восстановительное лечение, представляет собой сложный процесс, в результате которого у больного создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстановление положительного отношения к жизни, семье, обществу.… Медицинскую реабилитацию следует рассматривать как неотъемлемую составную часть системы охраны здоровья населения». Такое понимание реабилитации предполагает смещение акцентов в ее реализации на психологическое осознание задачи. И это неизбежно, поскольку главенствующее положение в структуре заболеваемости занимает психосоматическая патология.
Так как лечебные и реабилитационные подходы базируются на совершенно различных идейных концепциях: лечение – это подавление (устранение недуга), реабилитация – это восстановление (резервов и дееспособности), то и возможности их, и показания к применению различны. Лечение апеллирует к прошлой жизни пациента, пытается восстановить его здоровье на уровне предшествовавшего болезни состояния. Реабилитация нацелена на будущее и основана на положительной мотивации. Она формирует новый статус здоровья, интегрирующий опыт болезни и способность избавиться от нее. В лечении роль больного, как правило, пассивна. Реабилитация предполагает обязательное активное участие пациента в укреплении собственного здоровья.
Становление реабилитационного направления в сознании как пациентов, так и медицинских работников проходит в жесткой конкурентной борьбе с соблазном обследования и магией лечения. Требуется кропотливая и упорная работа по формированию у пациентов устойчивой мотивации на проведение общей медико-психологической реабилитации как альтернативы постоянному лечению.
Основной и перспективной задачей медицины становится укрепление здоровья населения, т.е. она принимает валеологическую направленность. Реабилитация — связующее звено между медициной прошлого и медициной будущего. Реабилитация означает восстановление физиологических функций, психологической стабильности, социальной активности, профессиональной пригодности, способности к обучению и личностному росту. При невозможности восстановления функции какого-либо органа задачей реабилитации является достижение компенсации ее потери. Другими словами, реабилитация – это медико-социальный процесс, конечной целью которого является восстановление оптимальной биологической и общественной самостоятельности. Реализуется этот процесс посредством комплекса медицинских, психологических, педагогических и социальных мер.
Медицинская реабилитация направлена на применение и подбор адекватной медикаментозной коррекции органных дисфункций и системных расстройств. С целью восстановления нормальной эндоэкологии используются методики детоксикации; для повышения адаптивных возможностей восполняется витаминная и минеральная недостаточность, применяются антиоксиданты, адаптогены, иммуно- и психомодуляторы; для коррекции местных и системных патологических процессов проводится физиотерапевтическое лечение. Медицинская реабилитация невозможна без оценки функциональных резервов, она рассматривается преимущественно как этапное мероприятие, подготавливающее к применению кинезотерапии, физических и психологических тренировок в целях повышения функциональных резервов систем жизнеобеспечения организма, компенсации сниженных функций и адекватности реагирования на повседневные нагрузки. Успех медицинской реабилитации зависит в первую очередь от психологической реабилитации.
В настоящее время одним из основных патогенных факторов является социум (общество) с его ненадежностью и непредсказуемостью. Падение нравственности и деградация культуры, социальная невостребованность и бытовая незащищенность формируют у людей состояние хронического эмоционального дистресса. Весьма часто, особенно у взрослых, наблюдаются стрессиндуцированные и невротические расстройства: тревожные (до 80%) и депрессивные, астенические и соматоформные, нарушение адаптации. Данные состояния являются благодатной почвой для развития психосоматических нарушений (особенно у алекситимических пациентов), а также сопровождают, как правило, тяжелую соматическую патологию. Отсутствие адекватного понимания и поддержки в семье укрепляет ангедонию (неспособность радоваться жизни) и провоцирует суицидальное поведение. И только квалифицированная психологическая помощь может вернуть таких пациентов к полноценной жизни, повысить их реабилитационный потенциал.
Психологическая реабилитация при психосоматической патологии должна основываться на активных психологических и физических методиках, ориентированных на формирование и рост здоровой личности. Суггестивные методики, в том числе гипнотерапия, имеют весьма ограниченное значение, поскольку большинство больных, находящихся в субдепрессивном состоянии, и без того внушаемы и зависимы. Только применение методик, предполагающих активное участие пациента в психологическом тренинге и физическом развитии, позволяет избавить его от психической зависимости и соматического страдания, восстановить полноценную личность со здоровыми интересами и критическим отношением к своим болезням. Программы психологической реабилитации должны основываться на применении методик индивидуальной и групповой психотерапии, тренинга общения, игровой терапии, участии в творчестве (конструирование, рисование, лепка, вышивание и т.п.). Радость творчества, внимание, признание являются мощнейшими целебными факторами.
Обязательным условием успешной реабилитации является формирование у пациента установки на активное восстановление своего здоровья, уверенности в эффективности реабилитационных программ.
Таким образом, медико-психологическая реабилитация строится на постулате первичности психологических факторов в сохранении здоровья, их ведущей роли в развитии психосоматической патологии и возможности восстановления здоровья преимущественно через воздействие на психологическое состояние человека. Исходя из этого, в данной специальности практическая работа проводится с личностью пациента и направлена на формирование здорового образа его жизни. Завершающий этап медико-психологической реабилитации — научно обоснованные индивидуальные рекомендации пациенту относительно характера, объема и интенсивности переносимых психических и физических нагрузок, оптимальных видов деятельности и реальных жизненных целей.
Социальная реабилитация
Социальную реабилитацию необходимо рассматривать в широком и узком толковании.
В широком толковании социальная реабилитация - это создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков индивидов самостоятельного социального функционирования.
В узком толковании социальная реабилитация - это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.
Социальная реабилитация - это также процесс целенаправленной деятельности с индивидом по восстановлению утраченных или не приобретенных в ходе социализации навыков и умений исполнения социальных функций, отношений и ролей.
Методологическим основанием такого подхода являются исследования структуры и функционирования индивидуальности клиента, его социальных ролей и социального статуса американских исследователей X. Перлман, С. Бриар, Г. Миллер. Социальные роли являются двигателем социального благополучия индивида.
Под социальным функционированием понимается способность индивида самостоятельно осуществлять взаимодействие с окружающим миром, обеспечивать свою жизнедеятельность и жизнедеятельность семьи, соответствовать установленным и общепринятым в обществе нормам морали и нравственности.
К утраченным или не приобретенным в процессе социализации умениям и навыкам строить социальные отношения и функции, которые необходимо учить создавать или восстанавливать, относятся семейные, трудовые, по поводу образования, дружбы, укрепления здоровья, повышения культурного уровня, жизнедеятельности в быту.
К утраченным или не приобретенным в процессе социализации социальным ролям, которые необходимо развивать, восстанавливать или учить осуществлять, относятся роли: жены, мужа, бабушки, дедушки, отца, матери, сына, дочери, гражданина, соседа, покупателя, рабочего, друга, ученика и т. д.
Уровни социальной реабилитации:
1) федеральный, региональный, местный;
2) уровень индивидуальной и групповой работы.
Федеральный, региональный и местный уровень социальной реабилитации - это система организационных, правовых, экономических, информационных и образовательных мер, принимаемых органами управления по созданию условий для образования и деятельности системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности и различных форм собственности.
Этот уровень обеспечивает:
-создание законодательной базы, обеспечивающей правовое поле реабилитационной деятельности;
-определение направлений подготовки кадров бакалавров и магистров социальной работы, социальных педагогов, реабилитологов, психологов, обеспечивающих деятельность реабилитационных социальных служб;
-разработку положений о порядке предоставления реабилитационных услуг различным категориям граждан;
-предоставление помещений для организации и деятельности реабилитационных социальных служб и т. д.
Уровень индивидуальной и групповой социальной реабилитационной работы -это технологии или система средств, форм, методов и методик, применяемых социальными службами и учреждениями для восстановления утраченных или не приобретенных индивидом навыков и умений выполнения социальных функций и ролей, формирования необходимых социальных отношений.
Объекты социальной реабилитации:
-индивиды или группы, нуждающиеся в восстановлении утраченных или не приобретенных в процессе социализации навыков и умений взаимодействовать в системе социальных отношений и исполнять социальные роли;
-инвалиды всех возрастов, степеней инвалидности и видов; бывшие заключенные; выпускники интернатных учреждений; пожилые и старые одинокие и одиноко проживающие, асоциальные семьи; бездомные; безнадзорные дети и т. д.
Субъекты социальной реабилитации:
-профессионалы социальной сферы - бакалавры и магистры социальной работы;
-социальные педагоги;
-реабилитологи, психологи, владеющие технологиями и имеющие навык практической работы по восстановлению утраченных или не приобретенных навыков исполнения социальных функций ролей.
Средой социальной реабилитации выступает: среда проживания и функционирования, социального обслуживания, трудовой деятельности, отдыха, учебы, занятия творчеством, получения информации.
Институтами социальной реабилитации являются: государственная служба медико-социальной экспертизы, учреждения и службы социального обслуживания, социальный приют, центр помощи семье и детям, центр постинтернатной адаптации, социальная гостиница, центр социального обслуживания и т. д., а также:
учреждения образования и воспитания:
- детский сад;
- школа;
- вуз;
учреждения дополнительного образования и воспитания:
- центры развития потенциала человека;
- центры профессиональной ориентации и подготовки;
- приемная семья;
- патронатная семья;
- трудовой коллектив.
Так как технология социальной реабилитации предполагает восстановление утраченных или не приобретенных в процессе социализации навыков исполнения социальных отношений и ролей, то объективно она связана с технологиями: социальной диагностики, социальной адаптации, социализации, опеки, попечительства, усыновления (удочерения), коррекции, профилактики, социального обслуживания, социальной экспертизы.