Кондрашенко и др. Общая психотерапия 18 страница

Известно, что временное ухудшение возможно и при проведении психоанализа совместно с психоаналитиком, так как любое «вскрытие» вытесненного материала часто вызывает травму, до этого ослабленную защитными механизмами. Но с помощью психотерапевта это ухудшение обычно быстро проходит.

Опыт показывает, что при самоанализе защитные механизмы, в том числе и сопротивление, не дают индивидууму проникнуть в собственное бессознательное столь глубоко, чтобы это стало опасным. Даже если анализирующий себя человек проникает в небезопасные глубины своего бессознательного, он, в силу тех же защитных механизмов, будет интерпретировать их таким образом, чтобы опустить наиболее травмирующие моменты.

Самоанализ может проводиться параллельно основному курсу психоанализа (в свободное от сеансов время), во время перерывов в лечении (вынужденных или запланированных), как продолжение основного курса (поддерживающее лечение).

Естественно, что по эффективности самоанализ не может конкурировать с психоаналитическим лечением, проводимым с психоаналитиком, но это не означает, что самоанализ в принципе бесполезен.

ПСИХОСИНТЕЗ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОСИНТЕЗА

Еще П. Жане говорил о ментальном синтезе, имея в виду ликвидацию диссоциации психических процессов, возникающих иногда в результате психотравмы. Е. Кречмер писал о психосинтезе, или синтезе существования, подразумевая под этим развитие целостной и гармоничной личности. К. Юнг ввел понятие о синтетическом этапе аналитической психотерапии. Однако основателем психосинтеза как метода психотерапевтического лечения по праву считают итальянского психиатра Роберто Ассаджиоли*.

Если существует анализ (разложение на части), то существует и синтез (создание целого из частей). Для того чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочтителен анализ. Для того чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез. Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу. Ассаджиоли считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом - объединить. Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.

В основе психосинтеза лежит психоанализ Фрейда, однако оригинальность отдельных теоретических взглядов и методологических подходов в лечении позволила

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Ассаджиоли (Assaqioll) Роберто (1888-1974) - ученик Фрейда. В 1926 г. во Флоренции создал Институт психосинтеза, ставший первым международным центром подготовки психотерапевтов-психосиптетиков. В настоящее время в Европе, США и Канаде создано около 100 институтов и центров психосинтеза.

Основная монография Ассаджиоли - «Психосинтез» (Нью-Йорк, 1967) положена в основу предлагаемого авторами материала.

Ассаджиоли создать самостоятельное психотерапевтическое направление.

Основная трудность психосинтеза, так же как и психоанализа, состоит в том, что работа с пациентом в основном идет на уровне его бессознательного.

Чтобы лучше понять сущность психосинтеза как метода психокоррекции, вначале целесообразно рассмотреть концепцию Ассаджиоли о структуре личности, которая отличается от подобных концепций Фрейда и Юнга.

Структура личности, или «карта внутреннего мира» (рис. 9), по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознательного (1), среднего бессознательного (2), высшего бессознательного (3), поля сознания (4), сознательного Я (5), высшего Я (6) и коллективного бессознательного (7).

Стр. 264 Рис. 9.

Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят:

простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; многочисленные комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд; образцы кошмарных сновидений и фантазий; неконтролируемые парапсихические процессы.

Среднее бессознательное (предсознательное) - область, где пребывают все психические навыки и состояния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее

бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга.

Высшее бессознательное (супербессознательное) - область формирования и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мнению Ассаджиоли, зарождаются и сосредоточиваются высшие парапсихические функции и духовная энергия.

Нельзя говорить, что низшее бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессознательное - это начало, основание, а супербессознательное - это резерв развития личности.

Поле сознания - это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.

Сознательное Я - это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания). Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями».

Именно этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго.

Высшее Я - наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т. д.). Высшее Я не изменяется и не исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т. е. снова начинает осознаваться нами.

Ученик Ассаджиоли Пьеро Ферруччи* ввел понятия персонального Я и транс персонального Я. Создается впечатление, что в каждом из нас существует два Я (то же самое указано и на схеме структуры личности по Ассаджиоли (рис. 9)). Личное Я не осознает трансперсональное Я, а трансперсональное - не проявляет себя в нашем сознании. С другой стороны, сам Ассаджиоли пишет:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Ферруччи (Ferrucci) П. Кем мы можем быть. Лос-Анджелес, 1982.

«В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения».

Осознание персонального Я - условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я - признак духовного совершенства.

Наша психика не изолирована, она, по образному выражению Ферруччи, плавает в океане, который Карл Юнг назвал коллективным бессознательным. По мнению Юнга, коллективное бессознательное содержит в себе опыт всего человечества и передается из поколения в поколение. Ассаджиоли подчеркивает, что внешний овал его схемы «Структура личности», не случайно представляющий пунктирную линию, следует рассматривать не как «отделяющий», а только как «разграничительный» с коллективным бессознательным Юнга.

ТЕХНИКА ПСИХОСИНТЕЗА

Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются: постижение своего истинного (высшего) Я, достижение, на основании этого, внутренней гармонии и налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько основных этапов:

глубинное познание своей личности;

контроль над различными ее элементами;

постижение своего истинного Я - выявление или создание «объединяющего центра» Я;

психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Глубинное познание своей личности. Познание личности нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте. Ассаджиоли называет их «фантазиями», «мыслеобразами», «темными силами» и придает им (так же, как и Фрейд) большое значение в формировании неврозов.

Далее необходимо исследовать среднее и высшее бессознательное. В результате мы можем обнаружить в себе скрытые способности, истинное призвание, свои резервные возможности. Все это чистой воды психоанализ, и проводить его лучше с помощью опытного психоаналитика. Так считает и Ассаджиоли, только в отличие от Фрейда он рассматривает психоанализ не как окончание, а как начало лечения.

Контроль над различными элементами личности. Разделение психосинтеза на этапы несомненно условно, так как все они тесно взаимосвязаны. Особенно это касается двух последующих этапов: контроля над различными элементами личности и постижения своего истинного Я. Такое разделение оправдано только в качестве методологического подхода, как элемент техники лечения.

Для того чтобы приобрести контроль над отдельными элементами личности, нужно их сначала выявить, а это невозможно без одновременного отграничения и постижения своего истинного Я.

С этой целью в психосинтезе применяют два основных метода: метод разотождествления и работу над субличностями. Оба метода базируются на психологическом принципе, который Ассаджиоли сформулировал следующим образом: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя отождествляем».

Разотождествление. Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание. Самосознание в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями. Одни отождествляют себя преимущественно со своим телом (спортсмен, манекенщица), другие - с интеллектом (ученый, «премудрый пескарь»);

третьи - с чувствами (влюбленный юноша). Такое однобокое отождествление себя с одной из частей своей личности прежде всего затрудняет познание «себя для себя». Более того, длительное отождествление себя с отдельными элементами личности нередко ведет к трагедии: «страдающий спортсмен», «блекнущая актриса», «ушедший в отставку политик» и т. п. Эти отождествления могут быть стойкими, но могут носить и временный характер. Каждый из нас временами говорит (или думает): я раздражен;

у меня все валится из рук; у меня ничего не получается. Мы можем сдаться этим чувствам или отождествиться с

ними и надолго впасть в гнев или депрессию, а можем и отграничить эти чувства от своего сознательного Я, осознать их, постараться увидеть их причину и нежелательные последствия. Иногда этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление «темных» сил.

Смысл разотождествления, учит Ассаджиоли, заключается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управлять ими. «Иными словами, - пишет Ассаджиоли, - нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно - так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и-их глупость».

Это не означает, что энергию этих негативных чувств и желаний нужно обязательно сдерживать и подавлять. Эту энергию нельзя пускать и на самотек. Нужно научиться контролировать ее и управлять ею, направляя в конструктивное русло, но это возможно только при отграничении и постижении стержня своей личности, своего истинного Я.

Работа над субличностями. По образному выражению П. Ферруччи, субличности - это «психологические сателлиты, существующие как множество жизней внутри всецелой личности». Каждая личность, с одной стороны, целостностна и уникальна, с другой - многослойна и разнолика. В каждом из нас уживается множество «типажей», часто противоположных друг другу. Еще К. Юнг, говоря о структуре личности, выделил «тень», противопоставляя ее нашему осознаваемому Я. Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен.

Вообще можно быть целеустремленным и при большом богатстве субличностей, но для этого нужно, чтобы они находились в определенном согласии, в гармонии. Нельзя говорить о хороших или плохих субличностях, так как все они выражают лишь многогранность нашей целостной личности. Но иногда одна (или несколько) из субличностей доминирует и начинает контролировать наши чувства и поведение.

В первую очередь важно распознать свои основные субличности (обычно их две-три). Уже одно это дает вам возможность составить более четкое представление о вашей внутренней жизни. Когда вы распознаете субличность, то обретаете возможность как бы отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны. Этот процесс в психосинтезе называется дисидентификацией. Человек более склонен к идентификации; дисидентификация - обратный процесс.

Если одна из субличностей начинает «контролировать» вас, то задача психосинтеза - добиться дисиденти-фикации с ней, избежать подчиненности ей, а в последующем самому контролировать ее влияние. Это возможно только при повышении чувства истинного Я - объединяющего центра личности. Из «центра» мы можем наблюдать ту или иную свою субличность, а при определенной тренировке - управлять ею.

Что дает работа с субличностями?

Подводя итоги этой сложной работы, П. Ферруччи (1985) в качестве наиболее важных отмечает следующие.

Мы учимся узнавать наши разные и противоречивые стороны, подвергаясь, таким образом, минипсихоанали-зу. В результате мы как бы «усыновляем» все наши части вместо того, чтобы загонять их в бессознательное.

Мы учимся быть свободными от контроля сил, которые обычно доминируют над нами, перебрасывая нас из стороны в сторону как пинг-понговый мячик.

Мы повышаем нашу интеграцию, давая возможность субличностям стать синергистами, а не антагонистами.

Мы можем поднять нашу субличность к ее наивысшему потенциалу и таким образом открыть, что каждый психологический аспект несет в себе зерно собственной трансформации.

И, наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к нашему «центру» - нашему истинному Я. Следует добавить, что работа должна проводиться с каждой субличностью по-очереди. Только так мы можем осознать, какое место она занимает в нашей личности, осознать динамику и взаимозависимость отдельных субличностей.

Постижение своего истинного Я - выявление или создание объединяющего центра Я. Сущность постижения истинного Я заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего Я с высшим Я (рис. 9). Все, казалось бы, просто: нужно познать свою истинную сущность, свое «ядро», но, как справедливо подчеркивает Ассаджиоли, «за этими легко произносимыми словами скрывается сложнейшее предприятие».

С позиции психосинтеза истинное Я рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная часть нашей личности - ее ядро. Причем оно полностью отличается от всех других элементов нашей личности (чувства, мысли и т. п.). В результате истинное Я может функционировать как «объединяющий центр», координирующий взаимодействия всех остальных элементов личности.

Все остальные элементы личности могут меняться с возрастом в зависимости от той или иной ситуации, от того, здоров человек или болен, пребывает он в радости или печали, но есть в человеке нечто, что всегда остается одним и тем же. Это «нечто» и есть истинное Я. «Можно сказать, - пишет П. Ферруччи, - что истинное Я - это состояние сознания в его химически чистом, неразведенном виде; это состояние психической наготы, в котором мы сняли с себя все психические одежды - мысли, чувства и представления, телесные ощущения».

И вот это «чистое сознание», оставаясь стержнем личности, может легко идентифицироваться с различными элементами личности, но при определенном навыке может отделиться от них, стать «самостоятельным, независимым центром» (дисидентификация), из которого, как из укрепления, можно наблюдать за своими эмоциями, мыслями, поступками, а при соответствующей тренировке - управлять ими.

Таким образом, истинное Я - это та часть личности, которая способна отслеживать любой аспект нашей психики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. А это позволяет, в свою очередь, находить тот баланс (гомеостазис), достигать той гармонии, которые необходимы для психического и физического комфорта. В этом контексте интересна мысль П. Ферруччи: «В психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно - скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство».

Процесс познания истинного Я достаточно сложен, и не каждый пациент даже с помощью опытного психотерапевта в состоянии быстро достичь конечного результата.

В качества промежуточной стадии Ассаджиоли рекомендует формирование «внешнего объединяющего центра» (рис. 10).стр. 271.

Можно создать приемлемый для себя идеальный образ и во всем подражать ему*. Некоторые личности, особенно экстраверты, иногда спонтанно проецируют жизненный центр своей личности вовне. Это патриот, полностью отождествляющий себя с Родиной, или любящая женщина, отождествляющая себя с любимым мужчиной.

Такого рода проекции вовне, учит Ассаджиоли, нельзя недооценивать, так как это достаточно удачная форма

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Этот прием используется иногда как самостоятельный метод психотерапии - имаготерапия (от греч. imago - образ). Метод имеет много общего с тем, что писал К. С. Станиславский о процессе работы актера над собой.

опосредованного самопостижения. Если человек не растворится в своем внешнем объекте, в своем кумире (а с помощью психотерапевта этого легко избежать), то он постигает себя, свое истинное Я через посредство этого внешнего идеала. Таким образом, внешний «объединяющий центр», который отражает и символизирует тождественный идеал, может стать связующим звеном между «низшим» и «высшим» Я.

Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг истинного Я или внешнего «объединяющего центра». Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов.

1. Выбор новой личности, к которой мы стремимся. Мы должны мысленно представить себе эту «идеальную модель», желательно визуализировать ее, подумать о том, чтобы она была для нас реалистичной, а потому достижимой.

Все многообразие «идеальных моделей» обычно можно свести к двум основным группам.

К первой группе относятся образы, олицетворяющие внутренние гармоническое развитие, духовное совершенство. Такие «модели» более актуальны для интровертов.

Вторая группа образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности (ученый, бизнесмен, политик и т. д.). Такие «идеальные образы» чаще выбирают экстраверты.

Главное, чтобы выбранная вами для дальнейшего формирования «идеальная модель» была согласована с естественным ходом развития вашей собственной личности. Можно в результате психосинтеза стать лучше, стать совершеннее, но нельзя стать совсем другим - своим антиподом. Помните, что формировать «идеальную модель» вам придется из элементов своей собственной личности.

2. Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним Ассаджиоли относит, прежде всего: 1) силы, высвобождающиеся в процессе анализа, в том числе и в процессе «высвобождения» бессознательных комплексов; 2) устремления к гармонии, идеалу, присутствующие на разных психологических уровнях пациента и до конца не осознанные, или, как говорит Ассаджиоли, «до поры обойденные вниманием».

для того чтобы использовать энергию бессознательного, ее необходимо направить в нужное русло, превратить во что-то иное, «трансмутировать»*.

3. Развитие недостающих (или недостаточно развитых) для формирования «идеальной модели» элементов личности. Эта задача может быть решена двумя основными путями: 1) формированием новых качеств и самовнушением; 2) с помощью систематической тренировки недостаточно развитых психических функций, таких, например, как память, воображение, чувства и т. п.

4. Координация и соподчинение (субординация) различных элементов психики, осознание гармонической целостной структуры личности. Это можно сравнить с творческим объединением (синтезом) отдельных звуков (нот), цель которого - гармоничная музыка.

* * *

В зависимости от области и цели применения психосинтез может быть:

методом самопознания и саморазвития личности;

методом лечения (в основном пограничных нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний);

методом воспитания.

Главу хотелось бы закончить еще одной интересной мыслью, которую Ассаджиоли высказал почти 30 лет тому назад, но которая актуальна и в наши дни.

Мысль эта заключается в том, что индивидуальный психосинтез является частным случаем всеобщего межперсонального синтеза. Человек не живет в вакууме. Каждый индивидуум тесно связан с другими индивидуумами, поэтому человека следует рассматривать как элемент человеческой группы. Малые группы (семья) являются элементами больших групп (общественный класс, нация). Большие группы могут быть объединены в государства, а государства являются элементами человечества в целом.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Термин «трансмутация* близок к фрейдовскому понятию « сублимация ».

Между людьми внутри группы и между группами (малыми и большими) постоянно возникают конфликты, по своему механизму удивительно схожие с теми, которые присущи каждому отдельному индивидууму. Поэтому разрешать их (межперсональный психосинтез) можно по тому же плану и примерно теми же методами, с помощью которых осуществляется индивидуальный психосинтез. От анализа конфликтов, дисгармонии - к синтезу гармонии вокруг истинного и независимого «центра».

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ*

Упражнение 1: «Возможности человека».

Немного тишины. Теперь с помощью воображения представьте себе страдания, которые выпадают на долю человека: боль, злоба, тревога, одиночество, безысходная тоска, отчаяние, безрассудство. Теперь, наоборот, поразмышляйте о скрытых резервах человека: разум, любовь, стремление к совершенству, жажда справедливости. Прочувствуйте силу и красоту этих скрытых возможностей. Представьте себе, что вы в состоянии избавиться от страданий и использовать имеющиеся в вас ресурсы.

Само представление о страданиях и скрытых душевных резервах уже есть начало работы над собой.

Упражнение 2: «Рабочая тетрадь».

Предназначена для регулярного фиксирования процессов развития внутренней жизни. Внешние события могут записываться постольку, поскольку они связаны с динамикой внутреннего мира.

Такая тетрадь преследует несколько целей:

учит четко и ясно выражать свои мысли, свои внутренние переживания;

учит из многих точек зрения выбрать одну, главную;

способствует самораскрытию, то есть учит раскрывать себя для самого себя;

является стимулятором творчества.

В этой тетради вы можете высказать мысли, которые «накипели» и которые вы не решитесь высказать даже в

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* За основу взяты упражнения, разработанные Р. Ассаджиоли, П. Ферруччи, М. Росселли, Д. Бечетти - Уойтмор и Т. Йоуменсом.

лечебной группе, а это способствует снятию эмоционального напряжения.

Помимо текста в тетрадь можно заносить рисунки, схемы, только вам понятные символы. Такие рисунки отражают работу подсознания и могут использоваться для того, чтобы глубже понять себя.

Упражнение 3: «Кто я?»

Способствует выявлению нашего истинного Я, которое проявляется вовне не только положительными, но и отрицательными сторонами.

Выполняя упражнение, придерживайтесь следующего порядка.

Выберите тихое место, возьмите свою рабочую тетрадь, поставьте дату и напишите вопрос: «Кто я»? Ниже напишите ответ на этот вопрос. Постарайтесь, чтобы ответ был предельно открытым и честным. Можно задать этот вопрос несколько раз и несколько раз ответить на него.

Сядьте, закройте глаза, расслабьтесь. Мысленно задайте себе вопрос «Кто я?» и попытайтесь уловить на него ответ в форме образа. Беспристрастно изучите возникший образ, откройте глаза и опишите его.

Через минуту снова закройте глаза, и снова задайте себе тот же вопрос. Теперь позвольте ответу выразиться в движениях, в танце или пении. Доверьтесь мудрости своего тела. Возможно, вы выразите в движениях какой-то конкретный образ.

После поделитесь своим опытом с кем-то, кому доверяете, или опишите свои ощущения в тетради.

Упражнение 4: «Разотождествление». Упражнение состоит из нескольких частей. Сядьте удобно, расслабьтесь. Мысленно скажите самому себе: «Я обладаю телом, но я не тело. Я ценю свое тело, я берегу его, я стремлюсь поддерживать его в добром здравии, но сам я - не только тело». Закройте глаза и сконцентрируйте внимание на основной идее: «Я обладаю телом, но я не тело».

После небольшой паузы мысленно скажите себе: «Я обладаю чувствами, но я не чувства. Чувства мои многообразны и изменчивы, они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю..., в то время как мое истинное Я не меняется. Я знаю, что чувства меняются и проходят, Я - остается». Закройте глаза и сосредоточьтесь на мысли: »Я обладаю чувствами, но я не чувства».

Несколько измените позу, сделайте 3-4 глубоких вдоха и выдоха и скажите себе: «Я обладаю интеллектом, но я не интеллект. Мой интеллект - это хороший инструмент для достижения цели и самовыражения, но он не составляет всей моей сути. Он изменяется в зависимости от возраста, от образования, моя же суть остается. Я обладаю интеллектом, но я не интеллект».

При определенной тренировке вы можете упростить упражнение и быстро проходить все этапы разотождествления (как при аутогенной тренировке):

«Я обладаю телом, но я не тело.»

«Я обладаю чувствами, но я не...»

«Я обладаю интеллектом, но я не...»

Упражнение 5: «Субличности».

Субличностями, по определению Тома Йоуменса*. называются «многочисленные психологические образования в рамках нашей собственной личности, у которых имеются свои собственные цели и потребности».

Некоторые из субличностей присущи только вам, другие, напротив, часто встречаются и у других людей. Например: Ребенок, Родитель, Зануда, Недовольный, Деловой.

Сосредоточьтесь и попробуйте мысленно ответить на следующие вопросы: какие субличности доминируют в вас: что ценное, а что отрицательное в этих субличностях;

каково ваше отношение к этим субличностям; можете ли вы управлять ими или они вас подавляют.

Поделитесь своим опытом с психотерапевтом.

Упражнение 6: «В саду».

Выберите субличность, которая наиболее доминирует в вас и над которой вы уже работали. Представьте ее ясно, в образе, в деталях...

Теперь вообразите, что вы находитесь вместе с ней в саду, где цветут чудесные цветы. Представьте всю прелесть этих цветов, ощутите их аромат. Теперь представьте ваше Я и свою доминирующую субличность. Посмотрите, как она выглядит сейчас: осталась прежней или изменилась? Дайте ей время насладиться прелестью сада в ароматом цветов. Теперь вы, в вашем воображении, проходите вместе с вашей субличностью к красивому кусту роз. Наблюдаете, как распускается бутон и расцветает прекрасная роза. Вы и ваша субличность ощущаете благоухание этого цветка, неповторимую прелесть его формы и цвета...

А сейчас посмотрите на вашу субличность. Как она выглядит? Изменилось ли ваше отношение к ней? Можете ли вы с ней сотрудничать или управлять ею?

Упражнение 7: «Восхождение».

Уединитесь, расслабьтесь. Выберите субличность, уже знакомую вам. Представьте себя в долине вместе с этой субличностью. Вчувствуйтесь в красоту долины, ощутите аромат цветов, трав... А теперь вместе с субличностью поднимайтесь в гору. Пробирайтесь сквозь заросли и каменные завалы, но идите все выше и выше. На протяжении всего восхождения сохраняйте контакт с вашей субличностью, и по мере восхождения вы будете замечать изменения, происходящие в ней. Чем выше, тем изменения заметнее. Достигнув вершины, вы можете наблюдать полную трансформацию субличности*. Позвольте субличности полностью выразить себя и пообщайтесь с ней.

Поделитесь своим опытом с психотерапевтом и запишите свои ощущения в рабочую тетрадь.

Упражнение 8. «Я не роль».

Сядьте удобнее, расслабьтесь, после этого мысленно скажите себе: «Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль мужа или жены, отца или матери, учителя или ученика, предпринимателя или политика. Это не более чем роли - роли, которые я добровольно играю. Следовательно, эти

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Французский психолог Дизоль в экспериментах показал, что воображаемое восхождение в гору представляет внутренний акт подъема на высший уровень существования и, как следствие, приводит к повышению настроения и к появлению образов, несущих свет, добро, сострадание. С другой стороны, воображаемый спуск вызывает мрачные образы и чувство уныния.

роли - не я. Я могу со стороны наблюдать за своей игрой, могу быть не только актером, но и режиссером этого спектакля». Сосредоточьтесь на мысли: «Я играю нужную мне роль, но я - это не роль».

Наши рекомендации