Методы У: класс-я, орг-но-распорядит--е, эк-е, соц.-психологические методы.
Уе пр-вом рук-ль осущ-т с пом. методов и рычагов У.
Метод, применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того, чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.
Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель). (внедрение нового оборудования – метод, при этом материальное и моральное стимулирование – рычаг – повыш-е производительности труда).
1) Эк-е методы – это элементы эк-го механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие пр-ва. В группу эк-х методов У предприятием следует включить: методы эк. стимулирования, ценообр-я, фин-я, кредитирования, в том числе: внутрифирменное планирование, ТЭО выбора вариантов новой продукции, техники и технологии; разработку тарифов на вып-ю продукцию, фин-е пр-но-хоз-й и соц. Деят-ти, обр-е и исп-е фондов эк. Стим-я, премирование за создание новой техники, изобр-й и рац. предложений, осущ-е функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением плательной дисциплины; эф-е исп-е кап. вложений в строительстве; рац. исп-е собственных оборотных средств; исп-е системы оплаты труда и мат-го поощрения раб-в предпр-й, прим-е эк-х мер возд-я на зак-в, подрядчиков, снабженческо-сбытовые, транспортные и др. организации в целях соблюдения договоров и обязательств по поставкам…
При рыночной системе хоз-ния в условиях свободного рынка и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль эк. методов упр-я. они становятся важн-м условием радикальной перестройки хоз-го мех-ма, создание целостной, эф-й и гибкой системы управления экономикой.
2) Орг-но-распор-е (админ-е) методы:
Административные методы управления основываются на правовом обесп-и у-я, осн-ми целями кот-го явл-ся: правовое рег-е отношений укрепление законности, защита прав и законных интересов предпр-я и его раб-в в соотв-и с КЗОТ и действующими законами.
В группу адм. методов у-я следует включать методы реглам-я, норм-я, инструктирования, распор-х возд-й в т. ч.: отбор и продв-е, расстановка и аттестация кадров; обесп-е внедрения межд-х, гос-х, отраслевых, респ-х стандартов на продукцию, конструкторскую и технологическую документацию и т. д.
Орг. регламентирование – определяет то, чем должен заниматься руководитель и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб предприятия и их руководителей.
Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников. (пример – «положение об отделе главного конструктора», «положение о цехе»…)
Для того, ответить на вопрос, как выполнить ту или иную функцию управления или обязанность, применяется Организационное нормирование. На промышленных предприятиях действует большое кол-во нормативов, включающих: качественно-технические нормативы (стандарты качества, стандартизации и сертификации и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т. п.); эксплуат-но-ремонтные; трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования), фин-кредитные (размер собственных обор-х ср-в, погашение ссуд ЦБ России); календарно-динамические, стоимостно-калькуляционные нормативы рент-ти и взаимоотношений бюджетом; материально-снабженческие и трансп-е нормативы; упр-е нормативы (правила внутреннего распорядка) Особое значение имеет нормирование информации, т. к. ее поток, объемы постоянно возрастают.
Орг.-методическое инструктирование – осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих на пр-и. К актам орг.-методического инструктирования относятся: 1) должн-е инструкции, 2) методические указания (описывают выполнение комплексов работ, связанных м/у собой и имеющих общие целевые назначения), 3) методические инструкции (определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной тех.-эк. задачи), 4) рабочие инструкции, опр-е послед-ть действий, из к-х состоит упр-й процесс.
Распорядительное воздействие – выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придание юр. Силы управленческим решениям.
Приказ – письменное или устное треб-е рук-ля решить опр-ю задачу или выполнить определенное задание.
Распоряжение – это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы.
3) Соц. – психологические методы.
Основаны на социологии и психологии (соц. – учение об обществе, псих. –изучает психические св-ва личности). Психич-е процессы – это ощущения, восприятие, память, внимание, представление…
В группу соц.-психологических методов управления включаются: планирование соц. Развития коллектива; повышение производственной и творческой активности и инициативы членов коллектива, установление в коллективе благоприятного психологического климата; использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, воспитание группового самосознания коллектива…
Для выявления соц.-психологических факторов, влияющих на эффективность производства и качества труда, следует широко использовать такие методы, как анкет-е, интервьюир-е, набл-е, хронометраж, опросы…