Факторы психотерапевтической группы

Межличностное научение/узнавание представляет собой усвое­ние человеком того, как его воспринимают другие люди. В группе возникает возможность исследования положительных и отрица­тельных эмоциональных реакций, а также анализа новых форм поведения. Члены группы могут открыто просить друг друга о по­мощи и поддержке и демонстрировать сколь угодно сильные аф­фекты, способствующие приобретению корригирующего эмоци­онального опыта. Группа выступает как социальный микрокосм, внутри которого личность может получить значительный опыт. Многие клиенты считают, что больше получили от группы, чем от ведущего группу терапевта.

Катарсис. Когда долгое время сдерживаемые чувства вины, бес­помощности, злости или другие «недопустимые» побуждения на­ходят выход в группе, это приносит чувство облегчения и освобож­дения. В результате катарсиса усиливается сплоченность группы, что создает условия для интенсивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановке безопасности и понимания.

Сплоченность. Стабильный состав участников группы являет­ся необходимым условием эффективной работы долгосрочной групповой терапии. Большинство терапевтических групп на ран­них этапах проходят через фазу нестабильности, когда одни кли­енты покидают группу, а другие присоединяются к ней, затем наступает длительная фаза стабильности, на которую и прихо­дится основная масса терапевтической работы. Непрерывность пре­бывания в группе является необходимой предпосылкой успешно­го лечения. Чем выше привлекательность группы для пациента, тем больше вероятность, что он будет продолжать оставаться ее участником. Один успешный пациент, оглядываясь назад пос­ле двух с половиной лет терапии, выразил это такими словами: «Самое важное было то, что группа просто была рядом, что это были люди, с которыми я всегда мог поговорить, которые не станут от меня отделываться. Там, в группе, было так много забо­ты, любви и ненависти, и я был частью этого. Теперь мне лучше, у меня есть своя собственная жизнь, и все же грустно думать, что нашей группы больше нет».

Самопонимание. В терапевтическом процессе возникает настоя­тельная потребность в интеллектуальном понимании. Клиенты стремятся к пониманию автоматически, а терапевты вознаграж­дают интеллектуальный поиск, присоединяются к нему. И'хотя целью терапии является изменение, а не самопонимание, послед­нее облегчает и направляет изменение.

Межличностное научение/формирование (навыки общения). Явно или неявно, но члены группы совершенствуют свои навыки об­щения и взаимопонимания. Для овладения навыками общения могут использоваться специальные приемы, например ролевые игры и обратная связь.

Экзистенциальные факторы. Сюда относятся такие чувства и суждения, которые касаются индивидуального мироощущения, например: «Я осознаю, что какая бы близость ни связывала меня с другими людьми, все равно я должен предстать перед жизнью один» или «Я понял, что должен принять на себя всю ответствен­ность за способ, которым я живу, и при этом не важно, сколько поддержки и руководства я получаю от других». Для многих кли­ентов очень важно обсуждать в группе проблемы своей жизнен­ной ограниченности и смертности.

Альтруизм. Для клиентов целительным оказывается осознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим.

Вселение надежды. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим воздействием. Пример успешного ре­шения проблем одним клиентом вдохновляет других.

Универсальность переживаний. Люди приходят в группу каж­дый со своими проблемами, но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое же состояние собственной несо­стоятельности и отчужденности от других.

Воспроизведение семьи. В терапевтической группе в той или иной форме возрождается первичная семья пациента. Хотя этот фактор не столь уж высоко оценивается самими пациентами, он является одним из главных источников силы терапевтической группы.

Руководство. Этот фактор обеспечивает не только адекватное функционирование группы, но и позволяет снабдить пациентов не­обходимой информацией по вопросам душевного здоровья, дать со­веты, предложения и прямые указания к тем или иным действиям.

Идентификация (или подражательное поведение). Умение себя вести отчасти приобретается в процессе наблюдения за другими. На начальном этапе возможно подражание поведению руководи­теля или других особо популярных членов группы с целью получе­ния одобрения. Постепенно участники начинают экспериментиро­вать со всеми имеющими место в группе моделями поведения.

Типы поведения в группе

Выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.

Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, добровольному подчинению. Оптимальное решение повой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе, оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому Сниманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.

Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более южным.

Заключение

Итак, в заключении можно выделить преимущества и ограничения групповой психотерапии. Преимущества групповой психотерапии: экономичность денежных и временных ресурсов; межличностное обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, приобрести более эффективные социальные навыки. В группе можно получить различные реакции и поддержку других ее членов на свое поведение увидеть с их помощью последствия и в последующем его моделировать; в группе «воссоздается» повседневная жизнь каждого участника, что позволяет им увидеть трудности и особенности проблемы. Вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившегося понимания себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни; дополнительная возможность самосовершенствования . Участники группы обмениваются жизненным опытом, своими проблемами и их разрешения, учатся на опыте друг друга.

Ограничения групповой психотерапии: не все люди могут эффективно решать свои проблемы в группе и мешают это делать другим членам группы; конформность поведения участников группы; некоторые групповые нормы, необходимые для эффективной работы группы могут создавать иллюзию, т.к. в жизни они более желанны, чем реальны. Таким образом, группа может стать для некоторых участников безопасной нишей, человек начинает жить в группе ничего не меняя в своей реальной жизни. Эти участники стремятся продлить свое существование группы без терапевта или ищут другие подобные группы.

Список литературы:

1. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия.-М.: Академический проект: Гадуамус, 2005-464с.

2.Линде Н. Д Основы современной психотерапии.-М.: Изд. Центр «Академия», 2002-208с.;

3. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б. Д.-Спб.: Питер Ком, 199-752с.

4. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика.-Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001-576с.

Наши рекомендации