Раздел 2 Информационные технологии

В сфере управления производством.

Тема 2.1 Процесс принятия и реализации управленческих решений.

Цель: Факторы , влияющие на эффективность решений.

Вопросы:

1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений.

2. Требования, предъявляемые к технологии менеджмента (управленческим решением).

Литература: [1] стр. 111 – 116, [2] стр. 195 – 217.

1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений.

Принятие решений – часть каждодневной работы управляющего. Решение – это выбор альтернативы, это по сути дела, ответ на ряд вопросов.

Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера.

Принятие решений – это основа управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня включающий:

- выработку и постановку цели;

- изучение проблемы на основе полученной информации;

- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

- принятие решений;

- конкретизация решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решений;

принятие решения;

реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат; поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, если они принимаются на основе экономического анализа и многовариантного расчета и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях управления.

Количество информации на столько велико, что обработка ее и принятие решений обусловило применение ЭВМ, АСУ, нового математического аппарата и экономическо-математических методов.

Различают следующие методы принятия решений:

1) метод, основанный на интуиции управляющего с учетом наличия у руководителя опыта, сумм знаний в конкретной области деятельности;

2) метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки огромной информации, что позволяет обосновывать принимаемое решение.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решение, он несет ответственность за их исполнение.

При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:

· Обоснованность решения;

· оптимальность выбора;

· правомочность решения;

· краткость и ясность;

· конкретность во времени;

· адресность к исполнителям;

· оперативность выполнения.

2. Требования к технологии менеджмента

Требования к технологии менеджмента можно свести к следующему:

- формулирование проблем , разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления ,где для этого имеется соответствующая информация ;

- информация должна поступать от всех подразделений предприятия (разных уровней и разных функций).

- выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления ,на которые будет возложено выполнение решений или которые заинтересованы в его реализации ;

- должна строго соблюдаться соподчинённость в отношениях в иерархии управления , жесткая дисциплина , высокая требовательность и беспрекословное подчинение .

Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп ; формальных правил и процедур ; планов ; горизонтальных связей .

К факторам, влияющими на процесс принятия управленческих решений:

А)- личностные оценки руководителя,

Б)- среда принятия решения,

В)- информационные ограничения,

Г)- поведенческие ограничения,

Д)- негативные последствия,

Е)- взаимозависимость решений.

А) Личностные оценки руководителя выступают в качестве компаса , указывающего человеку желательное направление , когда приходится выбирать между альтернативами . На выбор решений влияют ценностные ориентации , т.е. что является предпочтительнее: экономика , политика , наука , социальный , религиозный , эстетический аспекты , культурный уровень.

Б) Среда принятия решений варьируется в зависимости от степени риска . В условиях риска вероятность результата каждого решения можно определить с известной достоверностью . Если информации недостаточно для прогнозирования уровня вероятности результатов в зависимости выбора ,условия принятия решения являются неопределенными . В условиях неопределенности руководитель на основе собственного суждения должен установить вероятность возможных последствий .

В) Информационные ограничения . Информация –это данные , просеянные для конкретных людей , проблем , целей и ситуаций . Иногда информация недоступна или стоит очень дорого(сбор сведений , обработка …) , поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации , получит ли он дополнительную выгоду .

Г) Поведенческие ограничения . Руководители часто по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы , ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения. Руководитель может отвергнуть тот ли иной курс действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то.

Д) Негативные последствия . Принятие управленческих решений является искусством нахождения эффективного компромисса , выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому . Например :более высокое качество влечет за собой рост издержек , часть потребителей довольны , часть перейдет на менее дорогостоящий аналог

Е) Взаимозависимость решений . Способность видеть , как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления , становится все более важной по мере продвижения на верхние этажи власти.

Вопросы для повторения :

- В чем разница между принятием управленческих решений и решений в повседневной жизни?

- Содержание процесса принятия управленческих решений?

- Стадии принятия решений?

- Каковы различия между обоснованными и интуитивными решениями?

- Охарактеризовать методы принятия управленческих решений?

- Требования, предъявляемые к управленческим решениям?

- Требования к технологии менеджмента?

- Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений?

Тема 2.2. Информационное обеспечение менеджмента.

Наши рекомендации