Техника интеграции конфликтных убеждений
Ее рекомендуют применять в тех случаях, когда какое-то старое убеждение мешает вам открыться будущим возможностям. Вы можете быть достаточно уверены, что подобный внутренний конфликт между убеждениями существует, если, обсуждая собственное здоровье (и не только), часто говорите себе нечто вроде: «Я не пойму, что меня останавливает...»; «Это глупо, но тем не менее...»; «Это не то, что я могу себе позволить...»; «Логически это может быть и так, однако...». Самым важным (и исходным) здесь является именно ваше признание этих, пока неизвестных, но важных сторон вашей же личности (обычно «уличенный» в них человек начинает яростно это отрицать). Во всех случаях наметившегося конфликта ваших убеждений и ценностей (пусть даже неявного), вам может помочь техника интеграции конфликтных убеждений.
1. Установите на полу линию времени (см. выше), обозначив ее чем угодно.
2. Определите свое будущее Я и связанные с этим убеждения («Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?»).
3. Войдите в это самое будущее Я (встав на линию времени в соответствующее — любое понравившееся вам — место будущего) и немного помечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете.
4. Найдите в себе часть, которая имеет убеждения, мешающие вам достичь этого состояния. Спросите себя: «А согласен ли я стать таким?» Обнаружив несогласие (а оно обязательно найдется), поместите выражающего его свою
Психотерапия при психосоматических заболеваниях
более «юную» часть себя в прошлое по линии времени — во время, когда она образовалась (в любое место прошлого, в которой, как вам покажется, и находится «ее место»). Ассоциируйтесь с этой «юной» частью (встаньте на линию в этом месте) и выясните, что вы (она) думаете (думает) о себе в будущем и какие ресурсы в ней можно обнаружить.
5. Снова перейдите в будущее Я, стоя спиной к прошлому. Что вы (она — будущая часть) думаете (думает) о более «юной» части? Она вам не нравится? Тогда повернитесь так, чтобы вы могли увидеть эту часть — какие чувства теперь появляются по отношению к ней? Какие ресурсы есть у нее (а они у нее обязательно есть)?
6. Перейдите в метапозицию и найдите намерения обеих частей (то, чего хочет каждая из них). Укрупните эти намерения до выяснения общей цели (ведь и та и другая желают вам не зла, а пользы) и опять назовите ресурсы этих частей.
7. Теперь перейдите в будущее состояние и ощутите ресурсы «юной» части так, как они видны оттуда — как эти ресурсы могут обогатить все ваше существо?
8. Поставьте якорь на свое будущее Я (заякорите себя в будущем) и перенесите это состояние назад так, чтобы вы как бы встали непосредственно за «юной» частью как ее «ангел-хранитель». Окажите ей поддержку, а после вступите в это «юное существо» и, став им, ощутите как это здорово — иметь за спиной ангела-хранителя. Как это изменяет ваши убеждения?
9. Затем, захватив с собой ресурсы «юной» части, перейдите в будущее и почувствуйте изменения. Ощутив это, вернитесь в настоящее.
Работа с идеями
Фанч (1997) создал своеобразную типологию фиксированных идей, которые он разделил на следующие пять типов или классов..
Фиксированные предположения.Это информация, которую человек считает истинной, не задумываясь о ее истинности, информация, которая никогда не проверяется.
Фиксированные необходимости.Это то, что должно быть только так (или никак не может быть так), внутренняя уверенность в том, что возможны некие неуточненные, но негативные последствия, если не соблюдать определенные правила.
Глава 3
Фиксированные шаблоны поведения.Это определенные шаблоны ролей, действий и отношений, которые человек автоматически, не задумываясь, сохраняет.
Фиксированные убеждения.Это основные представления о мире и о себе, по которым человек живет, не осознавая, что они у него есть, и не зная, где, когда, как и почему он их выбрал.
Фиксированная правотапредставляет собой навязчивую потребность считать себя правым, а других неправыми.
Техника «Расфиксирование идей»
Сам по себе процесс расфиксирования всего того, что описано выше, выглядит следующим образом.
Для начала нужно обнаружить фиксированную идею. Самый простой способ сделать это — задать самому себе или другому вопрос: «По каким правилам или принципам ты живешь относительно этого», — а далее, «уцепившись» за то, что появилось, раз за разом, последовательно или вперемешку задавать вопросы:
• Почему?
• Как это так?
• Ты можешь это объяснить?
• На каком принципе или правиле это основано?
Возможно, что некоторое время будут появляться и проявляться вполне логично выглядящие ответы, но если вы будете продолжать спрашивать уже об этих самых логических обоснованиях, то через некоторое время дойдете до основной нелогичности.
Обнаружив фиксированную идею, можно приступить к ее расфиксированию. Для этого рекомендуется:
• определить то, как и в чем фиксированная идея помогает человеку;
• исследовать последствия использования и неиспользования идеи;
• поместить идею в конкретную ситуацию. Определить, как конкретная фиксированная идея служит
вам или другому, довольно легко, если вы воспользуетесь нижеприведенными вопросами.
• Чего ... помогла тебе достичь?
• Что ... помогла тебе предотвратить?
• Что ... позволяет тебе делать?
• Что ... позволяет тебе иметь?
Психотерапия при психосоматических заболеваниях
• Кем ... позволяет тебе быть?
• Что правильно в ...?
• Какие преимущества у ...?
• Как можно использовать ... против других?
• Ставит ли ... других в невыгодное положение?
• К чему ... тебя привела?
• Из чего ... тебя вывела?
• Решением чего была ...?
• Что... решила?
Далее надо исследовать последствия использования фиксированной идеи.
• Что случится, если ты сделаешь ...?
• Что случится, если ты не сделаешь ...?
• Чего не случится, если ты сделаешь ...?
• Чего не случится, если ты не сделаешь ...?
Теперь осталось поместить идею в конкретную ситуацию.
• В чем ценность ...?
• В чем важность ...?
• Когда ... может быть подходящей идеей?
• Когда ... может быть неподходящей идеей?
• С чем можно сравнить ...?
• Куда ... подходит?
Работа с фиксированной идеей может считаться завершенной не тогда, когда вы ее «уничтожили», а когда вы можете либо совершенно спокойно принять ее, либо так же спокойно отбросить. То есть тогда, когда эта идея превратилась из фиксированной неопределенности в некий гибкий принцип.
Техника «Расфиксирование идеи с помощью логического квадрата»
Ответьте на вопросы:
• Что случится, если эта идея верна?
• Что не случится, если эта идея верна?
• Что случится, если эта идея не верна?
• Что не случится, если эта идея не верна?
Техника «Метафоры здоровья»
Чтобы передать смысл, мы пользуемся сравнениями, рассказываем истории и делимся опытом. Такие сравнения, аналогии и истории в НЛП называются «метафорами» и сами по себе тоже являются метафорами. Метафоры не могут быть ис-
Глава 3
тинными или ложными; это просто способ мышления — иногда полезный, а иногда ограничивающий.
Различные метафоры предлагают различные способы мышления. «Правильных» метафор не существует, но вы можете найти ту, которая будет работать для вас. Вы сами сможете решить, с какой вам жить. Она может быть такой простой или такой сложной, какой вы захотите ее сделать.
Сначала осознайте ту, которая у вас уже есть. Чтобы узнать это, закончите предложение: «Здоровье похоже на ... , потому что ...». То, как вы думаете о здоровье, будет влиять на смысл, который вы придаете болезни, и на то, что вы будете делать, если заболеете. Теперь завершите предложение: «Болезнь похожа на... , потому что...».
• О чем эти метафоры говорят вам?
• Что они позволяют делать?
• Что запрещают?
• Что еще должно быть верным, чтобы эти метафоры имели смысл?
• Что общего между этими метафорами?
Просто отметьте, что представляют собой ваши метафоры, и пока не пытайтесь изменять их. Когда вы исследуете их, может быть, вам захочется иметь другую метафору или обогатить ту, которая у вас уже есть.
Подумайте, каким бы вы хотели представлять себе свое здоровье: «Я хочу, чтобы мое здоровье было похоже на... , потому что ...» Какое значение будет у этой новой метафоры? Как бы вы стали действовать, если бы новая метафора стала верной для вас?
Вы можете также изменить свою метафору о болезни: «Я бы предпочел, чтобы болезнь была похожа на... , потому что ...». Может быть, вам сразу удастся найти удовлетворительную метафору. Если это трудно сделать, просто отвечайте, говоря то, что первым придет в голову.
Вы можете продолжать цепочку метафор до тех пор, пока не найдете подходящую. Интересно сравнить вашу старую и новую метафоры. Предположим, вашей старой метафорой здоровья была борьба, а новая — это глоток воды из чистой речки. Как они связаны между собой? Что между ними общего? Если бы вам пришлось составить историю, которая начиналась бы с борьбы и заканчивалась глотком воды из чистой речки, то как бы это могло произойти? Каким образом борьба