Нейронные структуры слухового анализатора 10 страница

Восприятие человека характеризуется тем, что, вос­принимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависит от интеллектуального контекста, в который оно вклю­чено. По мере того, как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержа­ния наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир.

При этом в зависимости от значимости воспринятого, для лич­ности оно остается либо только более или менее безличным пред­метным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности.

Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания.

Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой рецепторов; оно только относитель­но непосредственный акт познания мира историческим человеком. Непосредственное восприятие действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувственность человека. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождает и новые формы предметного сознания. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого сущест­ва порождается и развивается богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз. Не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, человеческие чувства, человечность чувств,— возникают благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств — это ра­бота всей предшествующей всемирной истории.

Человеческий слух развился в значительной мере благодаря раз­витию речи и музыки. По аналогии можно было бы, пожалуй, сказать, что геометрия и изобразительные искусства в известной мере опре­деляют человеческое зрение. В процессе развития современной живописи развивалось современное понимание и восприятие перспек­тивы. Развитие техники перестраивает, далее, зрительное восприя­тие человека.

Всякое восприятие предмета фактически является включением воспринятого объекта в организованную систему представлений, в определенную систему понятий. Эта система понятий, запечатлев­шаяся в речи, представляет собой продукт общественно-истори­ческого развития. Человеческое восприятие является обусловленной всем предшествующим историческим развитием человечества, об­щественной формой познания. Мы воспринимаем мир сквозь призму общественного сознания. Итог всей общественной практики челове­чества направляет и формирует наше восприятие.

Становясь все более сознательным и обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу по отношению к непосредственно данному. Мы все более свободно можем рас­членять непосредственно данное, выделять в нем отдельные, с опре­деленной точки зрения существенные, моменты и соотносить их с другими.

Восприятие никогда не бывает пассивным, только созерцательным, изолированным актом. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприя­тии — если взять его во всей его конкретности — всегда в той или иной мере сказывается весь человек, его отношение к восприни­маемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства. Эмоциональное отношение как бы регулирует и расцвечивает воспринимаемое — делает яркими, выпуклыми одни черты и остав­ляет другие затушеванными, в тени.

Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может осущест­вляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы «стихийно», «самотеком», независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, свя­занных с развитием мышления, восприятие превращается в созна­тельно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, подняв­шееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом.

В своих наиболее совершенных формах наблюдение, исходя из четкой целевой установки и приобретая плановый система­тический характер, превращается в метод научного познания. Восприятие в обыденной жизни относительно редко достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не спускается до уров­ня чисто пассивного, совершенно не направленного переживания. То спускаясь несколько ниже, то поднимаясь вверх, оно обычно находится где-то между этими двумя полюсами.

Таким образом, в ходе изучения восприятия все глубже раскры­вается подлинное содержание того исходного утверждения, что восприятие не является простой суммой ощущений, что оно — сложный целостный процесс. Это утверждение означает, во-первых, что ощущения и вызывающие их раздражения взаимодействуют в процессе восприятия, так что даже взятое лишь в своем чувственном составе восприятие представляет собой нечто большее и иное, чем простой агрегат ощущений. Это утверждение означает, во-вторых, что восприятие вообще не ограничивается одной лишь чувственной основой, образуемой ощущениями. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувствен­ного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения. Это утверждение означает, наконец, в-третьих, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности — ее установки, интересы, общая направленность и прошлый опыт — апперцепция — и притом не одних лишь представлений, а всего реального бытия личности, ее реального жизненного пути.

Вопросы для проверки усвоения материала к модулю 7:

1. Охарактеризуйте восприятие как психический познавательный процесс.

2. В чем сходство и различие процессов ощущения и восприятия?

3. Какова связь восприятия и деятельности?

4. Как взаимосвязаны ощущения и восприятие при формировании чувственного образа?

5. Каковы механизмы иллюзий восприятия?

6. Какова взаимосвязь процесса восприятия с другими познавательными процессами?

7. Что такое сенсорно-перцептивные системы?

8. Перечислите основные свойства восприятия.

9. Охарактеризуйте свойство предметности восприятия.

10. Что такое целостность и структурность восприятия, и какова их взаимосвязь?

11. В чем состоит свойство константности восприятия и каковы его виды?

12. В чем заключается свойство осмысленности восприятия?

13. Каким образом восприятие связано с прошлым опытом человека?

14. В чем суть историчности восприятия?

15. Что такое избирательность или селективность восприятия?

16. Каково влияние установки на процесс восприятия?

Проектные задания к модулю 7:

1. Раскрыть понятие восприятия, используя деятельностный подход.

2. Проанализировать взаимосвязь свойств восприятия в процессе формирования чувственного образа.

Тесты к модулю 7:

Выбрать из предложенных вариантов правильный ответ:

1. Активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, а также внутреннего состояния организма в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств

А) ощущения

Б) восприятие

В) сенсибилизация

2. Восприятие действительности благодаря этому его свойству опосредовано общественной практикой человечества

А) историчность

Б) осмысленность

В) обобщенность

3. Свойство восприятия, которое выражается в так называемом акте объективации – т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к самому этому внешнему миру

А) историчность

Б) целостность

В) предметность

4. Свойство восприятия, показывающее зависимость восприятия от склада личности человека и его прошлого опыта

А) Историчность

Б) Аттракция

В) Апперцепция

5. Благодаря этому свойству восприятия – сознательно воспринять предмет – значит мысленно назвать его, отнести его к определённой группе предметов, обобщить в слове:

А) Предметность

Б) Обобщенность

В) Осмысленность

Правильные ответы: 1Б, 2А, 3В, 4В, 5В.

Каждый правильно выбранный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 5.

Модуль 8.ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Комплексные цели модуля:

- проанализировать становление и развитие восприятия пространства в онтогенезе;

- рассмотреть механизм бинокулярного зрения как основу восприятия пространства;

- раскрыть специфические особенности составляющих процесса восприятия пространства.

Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего физического пространства сенсорно-перцептивной системой человека.

Человек обладает сенсорными органами, посредством которых оно вступает в контакт с внешним миром. Таким образом, перцептивное пространство человека зависит от характеристик физического мира, в котором оно живет - например, наш мир освещен солнечным или электрическим светом и характеризуется земным притяжением, — и от сенсор­ной системы, которой он располагает.

Система пространственных отношений, построенная слепым от рождения, не может совпадать с системой, которая имеется у «зрячего», потому что только зрение позволяет одновременно воспринимать объекты, удаленные друг от друга. Проприоцептивная чувствительность дает нам сведения, зависящие от зем­ного притяжения. Если оно меняется или исчезает (на центри­фуге или в космическом корабле), сенсорные данные меняются.

Овладение связной системой пространственных отношений
предполагает следующее:

а) установление соответствий между физическими отноше­ниями, существующими между различными точками физического пространства, и возникающей под их влиянием сенсорной стимуляцией;

б) установление соответствий между различными сенсорны­ми данными об одном и том же множестве объектов.

Эта координация не является непосредственной, она являет­ся результатом научения. Слепорожденный после операции рас­полагает той же зрительной информацией, что и нормальный индивид, однако он не воспринимает тех отношений между раз­личными точками зрительного поля, которые воспринимает че­ловек с нормальным зрением. Он не узнает с помощью зрения те объекты, которые он прекрасно опознает посредством осязания. Основную роль в ин­теграции различных данных играет моторика. Если интеграция осуществляется хорошо, то человек имеет стабильную систему отсчета — пространство представлений, с которым сопо­ставляется всякое новое восприятие.

Каждый тип чувствительности дает нам некоторую информацию о пространственных отношениях между объектами. Эта информация будет более или менее ограниченной в зависи­мости от того, через какой сенсорный орган она поступает. Но в повседневной жизни нормальный индивид располагает много­численными и согласованными сенсорными данными и поэтому трудно определить относительное значение тех или иных данных. В восприятии пространства активную роль играют все виды чувствительности, поэтому, говоря о зрительном, слуховом, проприоцептивном пространствах, мы имеем в виду, что это различение практически является искусственным.

8.1. Развитие восприятия пространства

Жан Пиаже (1950) на основе ежедневных наблюдений за своими тремя детьми и простых экспериментов сформулировал пред­положение, что ближнее и связное сенсомоторное пространство формируется в течение первых 18 месяцев жизни ребенка. Пиа­же различает три основных этапа его развития.

От 0 до 4 месяцев ребенок воспринимает только разнород­ные, частичные пространства; наиболее примитивным из них является «ротовое» пространство. Зрительное, так­тильное, слуховое пространства лишь сосуществуют; каждое ограничено отдельной сенсорной системой и не осуществляет никаких взаимодействий между различного рода данными. Шум погремушки не ассоциируется с видом этой погремушки, даже когда она двигается. Внутри одной сенсорной области воспринимаемые отношения имеют только топологический характер.

Примерно в возрасте 4 месяцев возникает координация меж­ду зрением и хватанием, а затем между разными сенсор­ными пространствами. В это время объекты еще не обладают постоянством и не имеется никакого различия между измене­нием состояния (физического) и изменением положения (про­странственного). Ребенок не ищет объект, спрятанный за экран, как будто объект, вышедший за пределы поля зрения, исчезает. Ребенок умеет держать соску во время питья, но не узнает и не схватывает ее, когда она предъяв­ляется в перевернутом виде, то есть в другом аспекте.

Начиная с 9 месяцев ребенок узнает знакомый объект, несмотря на различные преобразования его сетчаточных изоб­ражений: увеличения или уменьшения в зависимости от удален­ности и изменения проекций при вращении. Ребенок ищет объ­ект, спрятанный под подушку, - объект обрел постоянство.

Наконец, к 18 месяцам возникает связное пространство, которое содержит постоянные объекты, характеризующиеся пространственными отношениями и расположенные определен­ным образом по отношению к субъекту.

Эволюция, которая происходила в течение этих 18 месяцев, была в основном результатом двигательной активности ребенка. Именно она позволила ребенку постепенно расширить исследуемое пространство от рта до поля хватания, а затем и до поля движения. Именно она явилась основанием для осуществления основ­ного различения между изменением состояния и изменением по­ложения. Действительно, при перемещении объекта сенсорные данные претерпевают те же преобразования, что и при измене­нии физического состояния. Но если для воспроизведения сен­сорных данных достаточно произвести противоположное пере­мещение субъекта по отношению к объекту, то в отношении физического состояния дело обстоит иначе.

Наконец, практические группы перемещений (отдалить, при­близить объект, повернуть, развернуть, направиться по тому или иному пути, чтобы достигнуть определенного места) по­степенно переходят в план представлений. Они позволяют установить различия между движением субъекта относительно объекта и движением объекта относительно субъекта, располо­жить объекты относительно друг друга.

В течение этих 18 месяцев устанавливаемые ребенком пространственные отношения из топологических постепенно пре­вращаются в проективные и метрические. Системы отсчета по­степенно меняются от узколокальных (ротовое пространство) до обобщенных; однако по-прежнему их центром остается соб­ственное тело ребенка, различные точки зрения не координи­руются. В последующие периоды благодаря развитию простран­ства представлений строится система отсчета, внешняя по отношению к субъекту и объекту. Пространство представлений развивается в зависимости от сенсомоторного пространства: сначала оно является топологическим, а затем постепенно ста­новится проективным и метрическим и окончательно формирует­ся к 9—10 годам.

8.2. Бинокулярное зрение как основной механизм восприятия пространства

Из всех известных перцептивных пространств наиболее изу­чено зрительное пространство. Это связано с рядом причин, к которым относятся: богатство и разнообразие получаемой ин­формации, возможность одновременного установления отноше­ний между большим числом элементов и, наконец, то, что зре­ние является единственным источником сенсорной информации об удаленном пространстве. Другие виды чувствительности позволяют охватить очень ограниченное пространство — благо­даря постепенно устанавливаемой системе отношений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пространство представлений и, следовательно, система отсчета у человека имеют зри­тельный характер. Нормальный испытуемый с повязкой на гла­зах сильно отличается от слепого: первый соотносит слуховую и проприоцептивную информацию со зрительной системой от­счета, что ставит его в преимущественное положение по сравнению со слепым (при выполнении определенных задач).

Эта особая роль зрительного восприятия частично объясняется некоторыми характеристиками зрительной сенсорной си­стемы, в частности бинокулярным зрением. Но прежде чем пе­рейти к его исследованию, необходимо определить несколько тер­минов.

1. Базовой линией является воображаемая линия, соединяющая центры зрачков. Ее длина определяет межзрачковое
расстояние — в среднем оно равно 60 мм.

2. Венечная плоскость — плоскость, перпендикулярная к
оси тела и проходящая через голову. Особую роль играет ве­нечная плоскость, проходящая через базовую линию.

3. Медианная плоскость — вертикальная плоскость симметрии головы. Базовая линия перпендикулярна ей и делится ею
на две равные части.

4. Фронтальная плоскость — вертикальная плоскость, перпендикулярная к медианной плоскости и параллельная базовой линии.

Сетчаточная диспаратность. Одним из главных факторов зрительного восприятия яв­ляется то, что оно осуществляется двумя глазами, следователь­но, через посредство двух сетчаточных изображений, которые не одинаковы, даже если они относятся к одному объекту. Эта сетчаточная диспаратность имеет важное значение для зрительного восприятия пространства. Не менее важную роль играет точка фиксации.

Точка фиксации представляет собой пункт, относительно которого осуществляется ориентация всего поля зрения.

Бинокулярные конвергенция и аккомода­ция, осуществляемые посредством зрительно-моторной автома­тической регулировки, приводят к образованию на двух фовеа изображений фиксируемой зоны.

Корреспондирующие точки сетчатки. Вне лабораторной ситуации нам очень редко случается вос­принимать двоящиеся объекты, хотя всегда на двух сетчатках формируются разные изображения. Слияние этих изображений связано с проблемой, решение которой предложил Х.Гюйгенс три века назад: «Природа позаботилась о том, чтобы мы не видели двоящегося объекта. Она сделала так, что каждая точка глаз­ного дна одного глаза имеет корреспондирующую точку на глаз­ном дне другого, так что когда некоторая точка объекта проецируется на какую-нибудь из этих двух корреспондирующих точек, она кажется простой, какова она и есть на самом деле». Й.Мюллер (1826) назвал корреспондирующими такие точки двух сет­чаток, одновременное возбуждение которых дает единое восприя­тие. Если два изобра­жения формируются не на корреспондирую­щих точках сетчаток, имеет место диплопия (двоение). Это явление можно наблюдать, если фиксировать взгляд на карандаше, который надо держать в вытянутой руке, а затем поместить палец дру­гой руки в промежутке между глазами и карандашом: палец воспринимается раздвоенным (перекрестная диплопия), напро­тив, если перевести взгляд на палец, то раздвоится карандаш (омонимная диплопия). В повседневной жизни диплопическое зрение наблюдается крайне редко.

Теоретический продольный гороптер. При данном положении глаз гороптером называется такое место точек объектов, изображение которых проецируется на корреспондирующие точки сетчаток. Теоретический продольный гороптер, или круг Вьет-Мюлле­ра,— это круг, проходящий через точку фиксации и центры зрачков (рис. 8.1.). Круг Вьет-Мюллера является частным слу­чаем общего гороптера, как показали Геринг (1861) и Гельмгольц (1867), когда зрение ограничивается горизонтальной плоскостью.

Нейронные структуры слухового анализатора 10 страница - student2.ru

Рис. 8.1. Теоретический продольный гороптер

Реальный продольный гороптер. Реальный продольный гороптер, измеряемый отсутствием диплопии, не совпадает с крутом Вьет-Мюллера. Его опреде­ляют следующим образом. При бинокулярном зрении испытуе­мый фиксирует точку F; экспериментатор может передвигать вперед или назад, по отношению к фронтальной плоскости, вер­тикальную нить, появляющуюся в боковом зрении. Начиная с некоторого положения, экспериментатор постепенно прибли­жает подвижную нить до тех пор, пока она не перестанет дво­иться— так получают порог омонимной диплопии; затем экспе­риментатор продолжает приближать нить к испытуемому до тех пор, пока она снова не раздвоится, в результате получают по­рог перекрестной диплопии. Варьируя исходные боковые положения вертикальной нити, экспериментатор получает ряд дан­ных, по которым можно построить кривую порогов омонимной и перекрестной диплопии; реальный продольный гороптер бу­дет располагаться на равном расстоянии от обеих кривых.

Полученные со­гласующиеся результаты разных исследователей показали, что если точка фикса­ции находится на расстоянии 30—40 см, то реальный продоль­ный гороптер располагается посредине между кругом Вьет-Мюллера и прямой, касающейся его в точке F. Объясняется это асимметрией между носовым и височным полями каждого глаза. Величина монокулярной асимметрии отражает изменчивость расстоя­ния между корреспондирующими точками носовой и височной половин сет­чатки.

Формула для вычисления реального про­дольного гороптера:

Cotg U1 — cotg U2 = Н,

где Н — сетчаточная асимметрия, а U1; и U2 — углы, под кото­рыми точки М и F видны каждым глазом (рис. 8. 2.).

Гороптер можно определить гораздо точнее, если восполь­зоваться методом бинокулярного верньера. Испытуемый фиксирует бинокулярно некоторую точку. В стороне от точки фиксации ему предъявляют вертикальную нить, а между нитью и испытуемым помещают решетки таким образом, чтобы нить оказалась разделенной на отрезки, видимые поочередно то левым, то правым глазом. Расстояние от нитки до испытуемого меняют до тех пор, пока для испытуемого все отрезки не сольются в одну линию. Чем дальше от наблюдателя находится точка фиксации, тем большее спрямление имеет линия гороптера, и на очень больших расстояниях начинает выгибаться в обратную сторону (см. рис.8.2.)

Нейронные структуры слухового анализатора 10 страница - student2.ru

Л. г.

Рис. 8. 2. Реальный продольный гороптер Л.г., П.г. – левый и правый глаз, М и F – точки фиксации

Сетчаточная диспаратность и стереоскопическая острота. Монокулярное изображение представляет собой плоскую проек­цию реального трехмерного объекта, расположенного в точке фикса­ции на некотором расстоянии от субъекта. Несмотря на наличие мо­нокулярных признаков глубины, основную информацию об объемах, глубине, рельефе воспринимаемого нами мира дает минимальное различие в этих плоских проекциях. Это минимальное различие между двумя сетчаточными изображениями но­сит название сетчаточной диспаратности.

Определение стереоскопической остроты зрения показано на рис.8.3. Пусть точки А и В расположены неподалеку друг от дру­га, по обе стороны медианной плоскости, причем точка А находится на расстоянии d от глаз испытуемого, а точка В на расстоянии равном d-∆d. Отрезок АВ виден левым глазом под углом U1. а правым - под углом U2. Если точки А и В не располагаются на одном гороптере, то их изображения будут формироваться на не корреспондирующих точках двух сетчаток. Возникает бинокулярная диспаратность или стереоскопический параллакс, определяющийся раз­ностью U1 - U2. Можно измерить воспринимаемый порог этого параллакса, то есть стереоскопическую остроту. Этот порог чрезвычайно ни­зок, он достигает 5". Это означает, что человек способен воспринять изменение глубины, равное 0,4 мм, на расстоянии 1 м (при межзрачковом расстоянии, равном 63 мм) или что объект, расположенный на расстоянии 2600 м, воспринимается как рас­положенный впереди другого, удаленность которого может воз­растать до бесконечности.

Нейронные структуры слухового анализатора 10 страница - student2.ru

Рис. 8.3. Определение стереоскопической остроты зрения

А, В – точки фиксации, Л.г., П.г. – левый и правый глаз

Стереоскопическую остроту можно измерять с помощью ап­парата Галифре (1940): испытуемый оценивает относительное расстояние между двумя вертикальными нитями, глядя на них сквозь отверстие в экране. Наиболее часто используется аппа­рат Говарда — Долмена (Говард, 1919): с помощью веревочек испытуемый передвигает две вертикальные палочки диаметром 1 см, расположенные друг от друга на расстоянии 5 см, до тех пор, пока они не окажутся, по его мнению, на одинаковом рас­стоянии от него. По разнице между действительными расстоя­ниями каждой палочки от испытуемого определяют порог па­раллакса. При расстоянии, равном 6 м, 85% испытуемых де­лают ошибки, величина которых не превышает 3 см.

В опытах Тайхнера, Кобрика и др. (1955), проводившихся по методике Говарда — Долмена, расстояние варьировалось от 70 до 1000 м, а вместо палочек использовались прямоугольные щиты, было показано, что порог различения глубины с увеличе­нием расстояния возрастает по экспоненте.

Евклид был первым, кто предложил объяснять восприятие относительной глубины диспаратностью сетчаточных образов. Эта теория, называемая статической, до сих пор считается наи­более удовлетворительной.

По-видимому, изменения конвергенции улучшают восприя­тие рельефа, но его трудно объяснить одними этими изменения­ми.

Экспериментальное изменение диспаратности.Наилучшие доказательства роли сетчаточной диспаратности были получены в опытах, где она варьировалась с помощью оптических инструментов: стереоскопов, иконоскопов, псевдо­скопов. Диспарантность с помощью этих аппаратов варьирова­лась от 0 до бесконечности (формировалось изображение либо на корреспондирующих, либо на диспаратных точках). Получали изо­бражение от плоского до бинокулярного соревнования.

Первый зеркальный стереоскоп был сконструирован Ч.Уитстоном в 1838 году и в дальнейших опытах с различными модификациями получил широ­кое распространение. Наряду с зеркальным применяется и призматический стереоскоп (рис.8.4). Оба – и зеркальный и призматический - позволяют направить в разные глаза раз­ные образы от одного объекта. Такие объекты двумерны (рисунки или фотографии) - они представляют одну и ту же фигуру или сцену при слегка отличающихся проекциях. Испытуемый воспринимает единый, но трехмерный объект. Если же два изображения идентичны, то испытуемый воспринимает объект как плоский. Если левое и правое изображение менять местами, то те части трехмерного объекта, которые казались при нормальном положении впереди, оказываются сзади и наоборот (см. рис. 8.5).

Нейронные структуры слухового анализатора 10 страница - student2.ru

Рис. 8.4. Призматический стереоскоп

Р и Р1 – линзы, f и f1 - предъявляемые объекты, F – кажущийся объект

Нейронные структуры слухового анализатора 10 страница - student2.ru

Рис. 8.5. Стереограммы

Два одинаковых изображения на рис. 8.5. при расположении 1 дают восприятие усеченной пирамиды, при расположении 11 – восприятие коридора.

Зеркальные стереоскопы (рис. 8.6.). представляют собой такую модификацию стереоскопов Уитстона, когда возможна передача двух изображений от одного объекта. Расстояние между зеркалами может меняться, и тем самым увеличивать или уменьшать сетчаточную диспаратность.

Зеркальный телестереоскоп изменяет диспаратность от некоторой величины вплоть до бинокулярного соревнования.

Зеркальный иконоскоп меняет диспаратность от некоторой величины до ноля, то есть до плоского изображения.

Зеркальный псевдоскоп посылает в левый глаз то, что в нормальных условиях должен видеть правый глаз, и наоборот. Диспаратность оказывается перевернутой – удаленные части кажутся близкими, а близкие – удаленными (рис. 8.6.).

Бинокулярное соревнованиеЕсли два сетчаточных изображения сильно отличаются друг от друга, например, когда на один глаз предъявляются верти­кальные полосы, а на другой — горизонтальные, возможны раз­личные перцептивные эффекты.

Нейронные структуры слухового анализатора 10 страница - student2.ru

А Б В

Рис. 8.6. Зеркальные стереоскопы

А – зеркальный телестереоскоп

Б – зеркальный иконоскоп

В – зеркальный псевдоскоп

Либо одно изображение полно­стью игнорируется, а воспринимается только второе; возможно также чередование — то воспринимается одно изображение, то другое. Либо воспринимаются оба изображения, но они кажут­ся сдвинутыми по глубине. Либо некоторые части одного изоб­ражения комбинируются в восприятии с частями другого.

Во всяком случае, восприятие остается неустойчивым и не­точным.

Диспаратность можно вызвать и искусственным путем, по­местив между одним глазом и объектом затемненное стекло.. В эксперименте Пульфриха (1923) маленький предмет двигал­ся по прямой вправо и влево во фронтальной плоскости. При обычных условиях испытуемый правильно воспринимает дви­жение предмета, но если перед одним глазом поместить затем­ненное стекло, траектория предмета становится эллиптической, то есть испытуемому кажется, что он проходит последователь­но сначала перед фронтальной плоскостью, а потом позади нее,, механизм этой иллюзии основывается на различии латентных периодов световых ощущений, возникающих в каждом глазу. Затемненный глаз воспринимает последовательные положения объекта с опозданием (чем меньше яркость стимула, тем боль­ше времени требуется для его обнаружения); два изображения объекта в данный момент времени не попадают на корреспон­дирующие участки двух сетчаток, и эта диспаратность вызы­вает смещение воспринимаемого объекта в глубину. Поме­стим затемненное стекло перед левым глазом. В момент t1 движущийся слева направо объект для правого глаза будет в а, а для левого —в Ь и будет восприниматься как единый объект, расположенный в О, то есть позади фронтальной плоскости. Когда в момент t2 он переместится справа налево, он будет для правого глаза в с, а для левого в d и как единый объект будет восприниматься в О2, то есть перед фронтальной плоскостью (рис.8.7. ).

Наши рекомендации