Физиологическая основа воображения

Способы воображения

Воображение создает новые образы путем преобразования известных образов предметов и явлений. Существует целый ряд способов такого преобразования:

1. Создание образа о какой-либо части предмета, его свойстве или отдельном признаке. Основу этого процесса составляет анализ в форме мысленного выделения части или свойства объекта, их отвлечения от целого с определенной познавательной или практической задачей (например, гоголевский «Нос»);

2. Гиперболизация представляет собой способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно бóльшим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта. Часто используется в карикатурах;

3. Миниатюризация (преуменьшение) –способ создания образа воображения путем преуменьшения целостных образов объектов из отдельных свойств и психологических качеств. Иногда имеет мест сочетание миниатюризации и гиперболизации., когда в создании образа одновременно применяются и приемы увеличения и приемы уменьшения;

4. Акцентирования (заострение)является приемом создание образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования – такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов). Акцентирование в художественном творчестве, в рекламе, в имиджелогии достигается путем многократного повторения каких-либо устойчивых выразительных признаков, чем достигается индивидуализация образа, его незабываемость;

5. Агглютинация –способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности или сочетании, которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры);

6. Схематизациязаключается в исключении каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу. Говоря о достоинствах схематизации, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что художник достигает должной выразительности объекта, если избавит его от лишних, второстепенных деталей, мешающих восприятию того характерного, что свойственно изображаемому объекту (типичный герой в типичных обстоятельствах);

7. Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Этим приемом активно пользуются археологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям и т.п., его используют при восстановлении исторических лиц по сохранившимся останкам (работы М.М.Герасимова по созданию портретов Ивана Грозного, Тамерлана и др.).

Как и всякий другой, психический познавательный процесс, воображение может быть рассмотрено с разных сторон. Если учитывать доминирующее значение отельных психологических компонентов в образах воображения, тогда мы должны говорить, например, об эмоциональном и интеллектуальном воображении. Если за основу классификации взять связь образов воображения с реальностью, то нужно говорить о воссоздающем и творческом воображении.

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активноевоображение, при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, и пассивное, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Пассивное воображениеу человека представлено двумя подвидами в зависимости от наличия или отсутствия осознанности его возникновения.

Так, пассивное преднамеренноевоображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии.

Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью». Это картины приятного, но заведомо несбыточного. Внешним выражением грез чаще всего является продолжительная неподвижность человека с подчеркнутой апатичностью позы. Причины возникновения грез: под влиянием умиротворения, благодушия и довольства; в результате утомительной работы, длительных переходов, когда сознание человека притупляется; под влиянием специальных раздражителей (любимой музыки и пр.). Какой бы ни была реалистичной греза, человек всегда отличает ее от действительности, чем она и отличается как от галлюцинаций, так и от иллюзий. Грезы возникают без какой-либо опоры на восприятие, поэтому легко исчезают при воздействии на человека любым раздражителем.

Часто в житейской психологии грезы считаются синонимом либо сновидения («грезить наяву»), либо мечте, но тогда ее определяют как «пассивную» мечту, подчеркивая этим изначально нереалистичность созданного образа.

Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения игаллюцинации.

Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. По мнению З.Фрейда и его последователей сновидения – это символическое выражение бессознательного для сознания.

Галлюцинации это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него не действует данный предмет. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический характер (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры недостатка кислорода и т.п.) и психогенный характер (состояние аффекта).

Активное воображение также имеет два подвида: воссоздающее воображение и творческое воображение. Особенностью активного воображения является тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчинено прямо или косвенно осознаваемой задаче – научной, художественной, учебной или практической.

Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.

Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Творческому воображению придают направленность осознанные потребности практики и познания, а также возможность образного предвидения результатов собственных действий. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, субъект в деятельности должен придерживаться некоторых ограничительных условий. К числу этих условий относится, во-первых, учет связи нового образа с существующей действительностью. Поэтому полезно, когда комбинаторика наглядных элементов образа творческого воображения регулируется абстрактным мышлением, т.е. осуществляется по правилам логики. Вторым условием является выяснение того, насколько образы воображения оригинальны.

Творческое воображение может создавать образы субъективно новые («изобретение велосипеда») и объективно новые (как результат научной или художественной деятельности).

Активное воображение у конкретного человека может достигать разного уровня. Об уровне развития воображения можно судить по: содержательности образов; их жизненному значению для теоретической и практической деятельности; перспективной целеустремленности образов; их новизне; оригинальности и др.

Особое место в системе видов воображения занимает мечта. Мечта – это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем. Из всех проявлений активного, произвольного воображения мечта особенно сильно вплетена в человеческую жизнь. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта является большой побудительной силой, заставляющей нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов. По мере того, как осуществляются одни мечты, появляются другие.

Мечта отличается от творческоговоображения тем, что: 1) представляет собой создание образов желаемого будущего самого человека; 2) не включена в творческую деятельность, то есть не дает немедленный и непосредственно объективный продукт в виде научного изобретения, художественного произведения, технического изобретения и т.п.

Между воображением и личностными особенностями человека чувств существует взаимная связь разных людей. В зависимости от склада их личности образы воображения отличаются яркостью, степенью соотнесенности с реальностью, жизненностью и правдивостью этих образов. Умение подчинять воображение поставленной задаче определяет организованность или неорганизованность процесса воображения.

Одновременно из особенностей воображения вытекают, на их основе формируются различные черты характера человека. Отсутствие возвышенной мечты связано с прозаичностью. Недостаточное соотнесение образов воображения с реальностью ведет к развитию фантазерства. Грезы могут служить основой мечтательности. Творческое воображение неразрывно с одухотворенностью, которая, в свою очередь, проявляется либо в поэтичности человеческой натуры, либо в романтичности.

Предполагается, что воображение принимает участи в формировании у человека чуткости, тактичности, сочувствия и умения сопереживать другому человеку.

Физиологическая основа воображения

Принято считать, что физиологической основой воображения является

Наши рекомендации