Правила при работе с манипуляторами
Психология делового общения
Контрольные точки – 16 марта (вторая пара) и 27 апреля (вторая пара).
Домашние работы – только в формате А4, шрифт 14, выравнивание по ширине, 1,5 интервал. Первый лист – титульный. Верхняя часть листа – Российский Государственный Социальный Университет, ниже социально-гуманитарный факультет, ниже самостоятельная работа по дисциплине Психология делового общения, правая часть листа – выполнил студент «фамилия имя» полностью, ниже Москва 2012. Последняя страница – список литературы. Объем работы не более 10 страниц.
1-ая работа(2 марта)
«Операционализация общения»
Понятие «общения» с точки зрения философии, социологии, психологии.
Приведение анализа этих 3-ех определений. Что различно в них, что дает специфику.
2-ая работа (30 марта)
«Использования невербальных средств общения в различных культурах»
3-я работа (апрель)
«Профессионально важные качества необходимые для успешного делового общения»
Общение как предмет психологии
Понятия общения
Формы общения
Психологические особенности общения
Общение – это многофункциональныйпроцесс, включающий в себя взаимный обмен информации между партнерами, восприятие и формирование отношений, взаимное влияние и воздействие друг на друга, понимание и совместную деятельность.
Формы общения
Социальный статус – принадлежность человека к социальной группе. Л
Официальный статус – принадлежность человека к профессиональной группе и действует только при выполнении человеком своей профессиональной деятельности. (Л)
1. Интимное общение – форма взаимодействия между партнерами, не обладающими профессиональными статусами. Действует в системах – супружеская, детско-родительская, дружеско-приятельские.
Избирательность – свобода выбора: партнер, место и время, продолжительность, темы общения, избирательность своего поведения в процессе общения.
2. Профессиональное общение – форма взаимодействия между партнерами, один из которых обладает профессиональным статусом. Действует на институциональном личностном уровне.
3. Деловое общение – форма взаимодействия между партнерами, выполняющими профессиональную деятельность, действует на официально-формализованном уровне.
Действует в системах – производственных отношений (горизонталь и вертикаль), педагогических отношений, деловые переговоры.
Психологические особенности делового общения
1. Формирования социальных установок. По Д. Н. Узнадзе установка это – готовность действовать определенным образом.
– Направленность на партнера. Предполагает полное включение в процесс общения при отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний.
– Принятие партнера как личность предполагает безусловное и безоценочное восприятие партнера.
–Направленность на сотрудничество предполагает ориентацию на бесконфликтное взаимодействие. В основе делового общения лежит субъектная система взаимодействия, которая предполагает активность обоих партнеров, открытость, взаимное влияние и воздействие друг на друга, совместную деятельность.
Феноменологические характеристики делового общения
1. В зависимости от характера ориентации. Два вида ДО – личностно ориентирование общение (с одним партнером) и социально ориентированное общение (с группой).
2. В зависимости от количества субъектов. Четыре вида общения – диада (2 партнера), триада, тетраада, внутригрупповое общение (пять и более).
3. В зависимости от средств. Вербальное общение, невербальное общение, с помощью искусственно созданных знаковых систем (язык жестов глухих).
Структура
1. Коммуникация – это процесс обмена информацией между партнерами.
2. Перцепция – это процесс восприятия и формирования отношений между партнерами.
3. Интеракция – это процесс взаимодействия.
Компоненты
1. Когнитивный – это профессиональная компетентность.
2. Эмотивный – это умение управлять своим эмоциональным состоянием в процессе общения.
3. Конативный – это умение управлять своим поведением в процессе общения.
Функции
1. Информационно-коммуникативная. Обмен информацией
2. Аффиктивно-коммуникативная. Управление эмоциональным состоянием партнера в процессе общение.
3. Регулятивно-коммуникативная. Обмен действиями в процессе общения и управление поведением партнера.
Типы
1. Императивное общение. Одностороннее воздействие на партнера с целью формирования у него определенных установок, состояний, поведения и т.д.
Партнер при этом знает о цели воздействия.
Успешно работает в экстремальной ситуации.
2. Манипулятивное общение. Одностороннее воздействие с целью достижения субъектом своих интересов за счет взаимодействия с объектом. Партнер при этом не знает о цели воздействия.
Типы манипуляторов
«Диктатор»
1. Приказы, указы, распоряжения.
2. Цитирования авторитетов.
«Калькулятор»
1. Недоверие
2. Перепроверка
«Тряпка»
1. Инволидизация себя
«Хулиган»
1. Гипержестокость
2. Гиперагрессивность
«Защитник»
1. Инволидизация других
«Славный парень»
1. Гиперлюбовь
2. Гиперзаботливость
3. Гипервнимательность
«Прилипала»
1. Жертвенность
«Судья»
1. Гиперкритика
2. Оценочные суждения
3. Непрощение
4. Формирование чувства вины
Правила при работе с манипуляторами
1. Не выдавать ожидаемой реакции
2. Перевести манипулятора в диалогическое общение
Диалогическое общение
Двустороннее взаимодействие, открытость партнера, активность