Тема 4. Ощущения и восприятие

Тема 1. Психика и мозг. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга

Задание 1: письменно заполнить таблицу (подробно написать в таблице, какой вклад вносит левое и правое полушария головного мозга в каждую из перечисленных функций) (на зачете уметь рассказать устно):

  Левое полушарие Правое полушарие
1. Речь        
2. Эмоции      
3. Мышление      
4. Память      
5. Восприятие      
6. Способности      
7. Склонности (к выбору профессии)    

Задание.Определите у себя доминирующее полушарие головного мозга с помощью теста Н.М. Тимченко и методики И.П. Павлова.

Тест на полушарное доминирование (Н.М. Тимченко)

1. Иногда я люблю помечтать.

2. Я скорее сам стремлюсь разобраться в ситуации, чем доверяюсь мнению другого.

3. Меня очень волнует и вдохновляет пребывание на природе.

4. Я скорее обдумываю свои поступки, чем действую импульсивно.

5. Я больше люблю грустную музыку, чем веселую.

6. Я лучше, чем большинство людей, предвижу последствия собст­венных решений.

7. У меня выразительная мимика.

8. Я часто и подолгу сомневаюсь в чем-либо.

9. Иногда я чувствую себя артистом.

10. Как правило, я довожу дело до конца.

11. У меня более выражены склонности к конкретным наукам, чем к абстрактным.

12. У меня плавная, спокойная речь.

13. Я предпочитаю яркую оригинальную одежду.

14. Я люблю спокойно поразмышлять о чем-либо.

15. Я очень люблю посидеть у телевизора (больше, чем другие люди).

16. Я очень тщательно выбираю своих знакомых, приятелей, друзей.

17. Я могу довольно долго и эффективно работать в условиях шума.

18. Самокритика — мое правило.

19. Меня считают открытым и непосредственным человеком.

20. Опаздывать — не в моих привычках.

Обработка и интерпретация данных:

Подсчитать количество ответов «Да» и «Нет» на четные и нечетные вопросы. Занести эти данные в таблицу.

Нечетные вопросы (1,3,5 и т.д.) Четные вопросы (2,4,6 и т.д.)
Количество ответов «ДА» Количество ответов «НЕТ» Количество ответов «ДА» Количество ответов «НЕТ»
       

К количеству ответов «ДА» на нечетные вопросы прибавить количество ответов «НЕТ» на четные вопросы.

Сравнить значение с нормативной шкалой:

до 7 баллов — доминирование левого полушария,

8-12 баллов – смешанный тип,

13-20 баллов – доминирование правого полушария головного мозга.

Вывод: ____________________________

Методика И.П. Павлова

Перед Вами 9 слов. Расположите их в три группы по три слова в каждой.

КАРАСЬ БЕГАТЬ ШЕРСТЬ ОРЁЛ ПЛАВАТЬ

ОВЦА ПЕРЬЯ ЛЕТАТЬ ЧЕШУЯ

1 группа: ___________________________________________

2 группа: ___________________________________________

3 группа: ___________________________________________

Анализ результатов:

Возможны два способа группировки:

1 способ 2 способ
1 группа: карась, орел, овца 2 группа: бегать, плавать, летать 3 группа: шерсть, перья, чешуя   1 группа: карась, плавать, чешуя 2 группа: орел, летать, перья 3 группа: овца, бегать, шерсть
В данном случае группировка осуществляется на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки предметов и обобщение по этим признакам. В данном случае предметы и явления группируются по их фактически наглядным связям без глубокого анализа.
Доминирует левое полушарие Доминирует правое полушарие.

Если же Вы сгруппировали слова одновременно и 1-м и 2-м способом, то Вас можно отнести к равнополушарному типу.

Вывод: __________________________________.

Вывод:доминирующее полушарие головного мозга:

а) по методике Н.М. Тимченко - ___________________

б) по методике И.П. Павлова - _____________________

Общий вывод: _________________________________________.

Далее написать, какие особенности характерны для левополушарного, правополушарного или равнополушарного (смешанный тип) человека, в зависимости от полученных результатов.

Информацию взять из книги Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения (Часть 2, Глава 1. Индивидуальный латеральный профиль, пункт 1.1, с. 155-159).

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Тема 2. Темперамент

Задание 1. В письменном виде подготовить ответы на следующие вопросы (на зачете уметь рассказать устно):

1. Понятие "темперамент" (определение). Сферы проявления темперамента.

2. Типы темперамента (ВНД) по И.П. Павлову. Понятие о свойствах нервной системы.

3. Двухфакторная модель темперамента Г. Айзенка. Понятия «экстраверсия», «интроверсия», «нейротизм» и «эмоциональная стабильность (устойчивость)».

Задание.Провести самодиагностику темперамента по тесту-опроснику Г.Айзенка EPI (в адаптации А.Г. Шмелева) и сделать выводы о типе темперамента.

Тест можно пройти на сайте: http://psyline.retter.ru/auzeng/tools.php

Обработки и интерпретация результатов:

1. Нарисовать график типа темперамента, отметить полученные значения по шкале «экстраверсия-интроверсия» (ось Х) и по шкале «нейротизм–эмоциональная стабильность (устойчивость)» (ось Y).

Тема 4. Ощущения и восприятие - student2.ru

2. Далее общий балл по шкале «Экстраверсия – интроверсия» отложить на оси Х и провести вертикальную линию, общий балл по шкале «Эмоциональная устойчивость – нейротизм» - на оси Y и провести горизонтальную линию. Обозначить точку пересечения горизонтальной и вертикальной линий.

3. Указать число баллов по шкале «Эстраверсия-интроверсия», сравнить полученное количество баллов с нижеприведенными данными и сделать ВЫВОД о проявлении этого свойства.

20 - 24 – яркий экстраверт,

15 - 19 – экстраверт,

10 – 14 – амбиверт,

5 – 9 - интроверт

0 – 4 – яркий интроверт

Количество баллов = ___ . Это значит, что ________________________________.

4. Указать число баллов по шкале «Нейротизм», сравнить полученное количество баллов с нижеприведенными данными и сделать ВЫВОД о проявлении этого свойства.

20 - 24 – очень высокий уровень нейротизма,

15 - 19 – высокий уровень нейротизма,

10 – 14 – средний уровень нейротизма,

5 – 9 – низкий уровень нейротизма (эмоциональная устойчивость),

0 – 4 – очень низкий уровень нейротизма (эмоциональная устойчивость)

Количество баллов = ___ . Это значит, что ________________________________.

5. Указать тип темперамента, который получился по результатам теста (холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик) и СТЕПЕНЬ ЕГО ВЫРАЖЕННОСТИ.

Чем ближе точка расположена к центру (внутри круга), тем более адаптивно поведение, то есть черты темперамента проявляются не в крайней степени, их легко контролировать. Чем больше значения приближаются к максимальным или минимальным, тем тяжелее человеку корректировать своё поведение, так как черты темперамента проявляются достаточно сильно.

Тип темперамента: ________________________________..

Степень выраженности: ____________________________.

6. Заполнить таблицу, указав плюсы и минусы полученного типа темперамента.

Тип темперамента: ___________________________
Сильные стороны (плюсы) Слабые стороны (минусы)
     

6. Экстраверт или интроверт. Заполнить таблицу, указав особенности (плюсы и минусы), характерные для экстраверта или интроверта (в зависимости от полученного результата).

Экстраверт или интроверт: ___________________________
Сильные стороны (плюсы) Слабые стороны (минусы)
     

Тема 3. Характер

Задание 1. В письменном виде подготовить ответы на следующие вопросы (на зачете уметь рассказать устно):

1. Понятие «характер» (определение).

2. Динамический и клинический подход к пониманию характера.

3. Формирование характера:

- с какого возраста начинается формирование характера,

- сензитивный период для становления характера,

- факторы, влияющие на формирование характера.

4. Взаимосвязь темперамента и характера.

5. Понятие «акцентуации характера». Перечислить типы акцентуаций характера по К. Леонгарду.

Задание . Пройти тест «Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека» на выявление типа(ов) акцентуаций характера на сайте:

http://vikrob.narod.ru/leongard.htm или http://www.psyline.ru/tests.htm (выбрать Характерологический опросник К. Леонгарда).

Написать полученное количество баллов по каждой акцентуации. Охарактеризовать типы акцентуаций, где получилось 18 баллов и более с указанием плюсов и минусов (положительных и отрицательных качеств).

Тип акцентуаций характера Сильные стороны (плюсы) Слабые стороны (минусы)
       

Тема 4. Ощущения и восприятие

Задание 1. В письменном виде подготовить ответы на следующие вопросы (на зачете уметь рассказать устно):

1. Дать определения следующим понятиям:

- ощущения (и перечислить виды ощущений),

- восприятие,

- анализатор,

- гнозис и агнозии – информацию взять с этого сайта: http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/AFG/NS/02_12_afg.html ,

- иллюзии восприятия (привести примеры),

- галлюцинации,

- визуал, аудиал, кинестетик.

Наши рекомендации