Классификация теорий мотивации
Элементы успешности коммуникации.
Приемы для достижения коммуникативных целей:
ü коммуникативные стратегии,
ü коммуникативные тактики,
ü коммуникативные намерения,
ü коммуникативный опыт.
Коммуникативная цель-стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.
Объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязательства по послепродажному обслуживанию – это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения в данной ситуации, реализующие то или иное намерение коммуникатора осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью.
Коммуникативные цели осуществляются не в вакууме, а в среде целей других коммуникаторов, поэтому между словом и делом всегда – пропасть.
В коммуникативной среде в определенный период устанавливаются регламентированные обществом коммуникативные конвенции (прохождение законопроектов, судебная или научная речь).
Коммуникативная стратегия- это часть коммуникативного поведения, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.
Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах.
Многие стратегии ритуализируются, превращаются в речевые конвенции и теряют информативность. «Слова ветшают, как платье».
Коммуникативная тактика- совокупность практических ходов в реальном процессе взаимодействия.
Коммуникативная тактика – более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению с коммуникативной стратегией.
Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.
Коммуникативное намерение – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.
Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности.
Значения слов хранятся как память о прошлых контекстах и результатах их употреблений – так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.
Успешность и неуспешность интертекстуальна, она включается в контекст сегодняшнего дня.
Коммуникативная эффективность соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.
Наставничество, делегирование
Наставничество- - деятельность по совершенствованию профессионального мастерства работников путем предоставления им возможности систематически и планомерно развивать необходимые навыки, не покидая рабочего места, используя в качестве учебных материалов широкий спектр реальных производственных задач.
Достижения наставничества
Мэггинсон, Бойделл, 1979
• От зависимости к независимости
• От поверхностных к более глубоким знаниям и умелому применению
• От невежества к пониманию
• От склонности делать только «знакомое» и подчиняться указаниям к отсутствию страха перед неопределенностью и согласию рисковать.
Структура наставничества:
Первый этап: определение цели обучения
Второй этап: выбор вида обучения
Третий этап: организация подходящего климата
Четвертый этап: вводная беседа
Пятый этап: достижение договоренности и контроле и процедуре подведения итогов
Шестой этап: действия по ходу выполнения
Седьмой этап: подведение итогов
Делегирование- - инструмент развития и профессионального роста персонала, когда работа (или ее часть) поручается другим сотрудникам на основе тщательного планирования и контроля, что позволяет обеспечить: выполнение соответствующей работы и обучающий эффект.
Процедура делегирования
• Рассмотрение задач, которые предстоит делегировать
• Выбор исполнителей (кто и почему)
• Беседа с сотрудниками, намеченными для делегирования
• Выполнение задачи
• Завершающая аналитическая беседа и оценка работы
• Сомооценивание
18. сущность и эволюция понятия «мотивация»
Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию;
динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;
способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.
«Мотивация – это побуждение людей к деятельности».
«Мотивация – это состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации» .
«Мотивация - совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность».
«Мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов».
«Мотив» – русифицированное фр. «motif» - «побуждение» или от лат.а «moveo» – двигаю.
Мотив – внутреннее побуждение, то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится внутри человека, имеет персональный характер.
БСЭ: «Мотив в психологии – побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности».
активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение.
классификация теорий мотивации
«Метод кнута и пряника» хорошо известен на протяжении веков.