Повторение и непривязанность 20 страница
Та же самая река, Иордан, втекает на юге в другое море, в котором нет жизни, нет птиц, там не смеются дети, воздух зависает над водой, превращаясь в тяжелую массу. Эту воду не пьет ни человек, ни зверь, ни птица. Это Мертвое море.
Что же делает эти два моря такими отличными друг от друга? Одно из них такое живое, необычайно живое, а другое мертвое, необычайно мертвое?
Отличие таково: Галилейское море получает воду из реки Иордан, но оно ее не накапливает, и каждая капля, которая втекает в это море, также вытекает, причем, чем с большей радостью это море отдает воду, тем больше воды оно получает взамен. Это море жизни, Галилейское море.
Другое море накапливает каждую каплю воды, которая в него втекает, и ничего не дает взамен. Море Галилейское отдает и живет, а другое море ничего не отдает и не живет, и поэтому оно зовется Мертвым, это мертвое море.
То же самое касается и человеческой жизни. Вы можете стать Галилейским морем, или вы можете стать Мертвым морем. Если вы станете Галилейским морем, раньше или позже вы придете в себе к сознанию Иисуса. Мастер снова будет ходить вокруг вас, снова вы увидите его вместе со своими учениками рядом с собой, снова вы окажетесь в совершенно другом мире. Вы соприкоснетесь с божественным. Или: вы можете стать Мертвым морем. Вы будете продолжать поучать и не будете ничего отдавать взамен, вы будете накапливать, и не будете давать. Как это море стало мертвым? Очень просто: скупец — это мертвый человек. Скупец умирает каждый день. Делитесь тем, что у вас есть, и вы будете получать еще больше. В этом смысл дружелюбия.
И Патанджали говорит о том, что вы должны обратить свою самьяму на сострадание, любовь и дружелюбие, и они будут расти. Вы станете дружелюбными, вы станете другом. Это не означает, что вы будете дружить со всеми, вы просто станете самой дружбой, самим дружелюбием. Это не значит, что вы будете любить, вы станете самой любовью. Вы будете самим качеством любви.
Совершая самьяму на силу слона, вы обретаете силу слона.
Чего бы вы ни хотели, вы можете обрести благодаря тому, что направите свою самьяму на это. Потому что вы безграничны. Какую бы форму вам ни хотелось принять, вы можете принять ее через самьяму. Все чудеса возможны. Все зависит от вас. Если вы хотите стать такими же могущественными, как слон, вы можете стать. Вам нужно просто помнить об этом и лицезреть. Это как семя внутри, и направить самьяму на это, и вы станете этим.
Из-за этой сутры многие люди совершили много ошибок. Это хорошо. Но если вы хотите стать демоническими, вы можете стать также демоническими. Вы можете неправильно использовать йогу точно так же, как неправильно может использоваться наука. Наука высвобождает атомную энергию. Атомная энергия может использоваться в военных целях. Атомные бомбы могут сбрасываться на города и уничтожать людей. Вы можете создать много Хиросим и Нагасак вокруг. Вы можете превратить всю землю в мертвую выжженную пустыню, кладбище.
Одна и та же атомная энергия может использоваться в разных целях, может также использоваться в творческих. Вся нищета, которая существует в мире, может исчезнуть за несколько минут. Можно сделать столько еды, сколько нужно. Можно создать столько роскоши, что она станет нормой для каждого, тогда как теперь она доступна только нескольким людям. Но человеку не хватает творческого понимания на пути.
И йогу также использовали неправильно.
Все знание приносит власть, а власть может использоваться как положительно, так и отрицательно.
Я слышал одну историю. Один пьяница пошел к Богатому банкиру и попросил у него шесть пенсов на чашку кофе, будучи необычайно щедрым человеком, банкир дал ему десять шиллингов. "На эти деньги, — сказал он, — ты можешь купить двадцать чашек кофе". И следующим вечером этот банкир снова увидел пьяницу. "Ну, как ты сегодня себя чувствуешь?" — спросил он жизнерадостно. Пьяница уставился на него: "Почему ты не провалился под землю: ты и твои двадцать чашек кофе. Из-за них я всю ночь не спал".
Все зависит от вас. Благословение может стать также и проклятием. То, что говорит Патанджали — это чистая белая магия, это магическая формула, но вы можете превратить ее в дьявольскую черную магию, и тогда вы будете разрушительны по отношению к другим людям, и вы будете разрушительны также по отношению к себе. Помните об этом. Вот почему он говорит: "Сначала вы должны стать дружелюбными", а потом уже он говорит о власти.
Такие люди, как Патанджали, очень осторожны. Они вынуждены быть осторожными из-за вас. Они наблюдают за каждым вашим шагом. Сначала они говорят, чтобы вы достигли самьямы. Потом они говорят, что вы должны достигнуть сострадания и дружелюбия, а потом говорят о власти, потому что когда у вас есть сострадание, вы не можете использовать власть во вред.
Управляя сверх физическим светом, вы обретаете знание о тонком, спрятанном, отдаленном.
Это другое измерение становится доступным. Вы можете постигнуть тонкое, спрятанное, отдаленное, и это произойдет тогда, когда вы научитесь тому, как не быть, когда вы научитесь тому, как избавиться от эго, когда вы научитесь тому, как быть чистым сознанием без субъектов и без объектов, все становится возможным. Вы можете познать все. Познав одно, познаете все.
Совершая самьяму на Солнце, вы получаете знание о Солнечной системе.
Эта сутра немного сложная — не сама по себе, но из-за того, какие комментарии к ней даются. Все те, кто комментирует эту сутру Патанджали, говорят о том, что Патанджали говорит о внешнем Солнце, но он не может говорить о Солнце, его никогда не интересовало это Солнце. Он не астролог, его не интересует астрология, его интересует человек, его интересует человеческое сознание, карта человеческого сознания, и поэтому он говорит не о внешнем солнце.
Йогическая терминология: человек — это микрокосмос, человек — это тонкий способ выражения Вселенной, это маленькая Вселенная, сконцентрированное маленькое существование, а большое существование — не что иное, как расширенный человек. Такова терминология йоги — микрокосмос и макрокосмос. Все, что существует во внешнем мире, также существует и внутри человека.
В точности так же, как Солнце во внешнем мире, существует солнце в человеке Точно так же, как существует Луна во внешнем мире, существует луна в человеке, и Патанджали интересуется географией внутреннего мира, внутренним человеком, поэтому он говорит: "Булан янан сурья самьятмат" — когда вы совершаете самьяму на солнце, вы получаете знание о солнечной системе. Но он не имеет в виду внешнее солнце, он имеет в виду внутреннее солнце.
Где находится ваше внутреннее солнце? Где центр вашей внутренней солнечной системы? Он в точности спрятан глубоко в системе воспроизводства. Вот почему секс горячий — это своего рода тепло. Мы используем этот термин, когда говорим о животных: когда самка готова заниматься сексом, мы говорим, что она нагрелась Эта фраза в точности соответствует положению. Сексуальный центр — это солнце, вот почему секс нагревает вас, вы впадаете, в лихорадку. Когда вы занимаетесь сексом, вы становитесь горячими. Становится горячее и горячее, и вы доходите до лихорадочной вершины. Вы начинаете потеть, вы начинаете тяжело дышать, и после этого вы чувствуете истощение. Вы засыпаете.
Когда секс исчерпывает вас, немедленно начинает действовать луна. Когда заходит солнце, выходит луна. Вот почему после того, как вы занимаетесь сексом, вы тотчас же засыпаете. Действие солнца прекращается, и начинает действовать луна.
Солнце — это сексуальный центр, и занимаясь самьямой на него, вы сможете понять всю солнечную систему внутри вас. Занимаясь самьямой на сексуальном центре, вы сможете понять то, что происходит помимо этого центра, вы узнаете все тайны, связанные с ним, но это не имеет никакого отношения к внешнему солнцу.
Но если вы познаете внутреннее солнце, благодаря отражению вы сможете понять также и внешнее солнце. Это солнце — это сексуальный центр солнечной системы, вот почему все живое нуждается в солнце. Деревья нуждаются в нем, и в Африке деревья выше, чем в других частях земного шара, потому что леса в ней такие густые, что между деревьями идет соревнование. Если вы не вытянетесь вверх к солнцу, вы погибнете, вы не сможете получить солнечные лучи, вы не сможете греться на солнце, и солнце не будет доступно вам. На вас не будет изливаться энергия жизни.
Солнце — это жизнь, секс — это жизнь. Вся жизнь возникает из солнца, вся жизнь возникает из секса. Вся жизнь.
Деревья пытаются вырасти выше, чтобы получить солнечные лучи, чтобы солнце стало доступным им. Просто наблюдайте. Здесь растут одинаковые деревья, сосны, но они остались маленькими. На этой стороне они не такие высокие, потому что на этой стороне солнце более доступно, а на той стороне солнце менее доступно.
Секс — это внутреннее солнце. Солнце — это сексуальный орган Солнечной системы. Благодаря отражению, вы сможете понять солнечную внешнюю систему так — же. Но самое главное — это понять солнечную внутреннюю систему, поэтому я настаиваю на этом. Помните о том, что Патанджали наносит на карту внутренний мир человека, и, естественно, эта карта должна начаться с солнца, потому что солнце находится в центре. Это не цель, но это центр. Это не высшее, но это центр. Вам нужно возвыситься над ним, вам нужно превзойти его, но это только начало. Это не омега, это только альфа.
Однажды Патанджали сказал, как достичь самьямы, как преобразовать ее в сострадание, в любовь, в дружелюбие, как стать могущественным благодаря состраданию, любви, как попасть во внутреннее пространство, во внутреннюю географию. Совершая самьяму над солнцем, вы получаете знание о солнечной системе.
Весь мир может быть разделен на два вида людей: на солнечных людей и на людей лунных, или вы можете назвать их ин и янь. Солнце — это мужчина, а луна — это женщина. Солнце агрессивно, положительно, а Луна восприимчива, пассивна. Вы можете разделить все существование между солнцем и луной, и вы можете разделить ваше тело также между солнцем и луной. Йога разделяет.
Она разделяет так мгновенно, что делит даже ваше дыхание. Через одну ноздрю протекает солнечное дыхание, а через другую ноздрю протекает лунное дыхание. Если вы сердитесь, вы будете дышать солнечной стороной, если вы будете спокойными, вы будете дышать лунной стороной. Все тело разделено. Одна ваша часть — мужская, а другая часть — женская. Ум разделен. Одна часть ума — мужская, а другая часть ума — женская. И вы должны двигаться от солнца к луне и возвышаться над обеими.
Глава 12
Совершенный лжец
Первый вопрос:
Ошо, достигли ли ваши ученики внезапного просветления, или это будет постепенный рост? Подходит ли ваш путь для любого человека, или только для редких, исключительных людей?
Первое, что нужно понять — это то, что само слово "достижение" не духовно. Это часть жадности. Сама мысль о том, что вы должны достигать чего-то — мирская, независимо от того, хотите ли вы достигнуть положения, власти, Богатства, Бога или нирваны — это не имеет никакого отличия. Желание к достижению — мирское, оно материалистично.
Духовная революция происходит только тогда, когда вы отбрасываете жадность, когда вы отбрасываете саму идею о том, чтобы стать кем-то. Вы уже и есть то, вы уже это, поэтому не стремитесь ни к каким достижениям. Вы никогда не можете быть отличны от того, к чему стремитесь, вы уже есть это.
Бог находится внутри вас, в это мгновение. Он здоров, и он к вам стучится, потому что Бог не отделен от вас, не отделен от самой жизни, но ваша жадность становится трудностью, из-за этой жадности существуют эксплуататоры, которые продолжают показывать вам пути того, как достигнуть.
Все мое усилие здесь направлено на то, чтобы вы увидели то, что вы уже есть это. Вся моя работа направлена на это. Нет вопроса ни о каком достижении, нет вопроса ни о каком будущем. В то мгновение, в которое вы начинаете думать в терминах достижения, вы начинаете думать о завтра, возникает время, возникает будущее, и это болезнь. Вам хочется быть кем-то другим, отличным от себя, и это невозможно. Вы можете быть только тем, кто вы есть.
Стать кем-то — это желание — просто сон. Ваше бытие есть истина, но из-за вашей жадности вы несете в голове множество идей о том, как достигнуть. Вы принимаете эту игру, и вы ее принимаете то, что вам говорят истину, но просто потому, что это дает пищу вашей жадности.
Быть близким ко мне — вот чему вы должны научиться. Вы должны разучиться жадности, вы должны ее отбросить прямо сейчас, не откладывайте этого, не говорите: "Да, мы отбросим ее где-то в будущем, завтра". Просто попытайтесь понять несчастье, которое приходит вместе с жадностью, ад, который она создает. Если вы увидите то, что жадность приносит вам ад, для чего вам откладывать на завтра? Благодаря самому этому видению и пониманию жадность отбрасывается. На самом деле, вам даже не нужно этого делать, это происходит само собой.
Сама идея о достижении глупа, поэтому какой смысл в том, чтобы спрашивать, достигнете ли вы внезапного просветления или постепенного? И этот вопрос не насущный.
Вы уже это. Помните об этом всегда. Ни на одно мгновение не забывайте о том, что вы Боги и Богини. Не думайте, что вы леди и джентльмены, забудьте об этой чепухе, помните о том, что вы Боги и Богини. Никогда не соглашайтесь на меньшее.
Поэтому я должен уничтожить ваши неправильные идеи. Их вам продали. На протяжении столетий торговцы, прикрываясь духовностью, продавали вам эти идеи.
Позвольте мне рассказать вам одну историю. Одна католическая девушка и еврейский мальчик полюбились друг другу очень сильно, но их религии, их веры мешали им. Ирландская католическая мать посоветовала своей дочери: "Скажи ему обо всех преимуществах, расскажи ему о красоте и радости католицизма, сделай его католиком сначала", и эта девушка так и поступила. Она рассказала ему обо всем этом, и дата заключения брака была назначена. И однажды еще до замужества эта девушка пришла домой. Она начала плакать, рыдать и сказала своей матери: "Женитьба не состоится". "Почему? — спросила мама, — разве ты не научила его?" "Я думала, что я научила, но теперь он хочет стать священником".
Духовностью торговали от столетия к столетию на протяжении многих тысячелетий. Вам навязали идею о достижении. Вас просто эксплуатировали, просто увидьте это. Вы можете быть только тем, кто вы уже есть, ничто другое невозможно. Это факт, это дар, поэтому духовность — это не достижение, скорее, это признание, воспоминание. Вы забыли, вот и все. Вы где-то запутались, вот и все. Но это было с вами все это время.
И вторая часть этого вопроса — ваш путь без пути для каждого или только для редких исключений.
Только для редких исключений. Но каждый человек — это редкое исключение, потому что я никогда не сталкивался ни с одним человеком, который не был бы редким исключением, я никогда не сталкивался с обычным человеком или с обычной женщиной. Я тяжело искал, я заглядывал в каждого, кто приходил ко мне, и я всегда сталкивался с чем-то уникальным, с чем-то несравнимым, с чем-то совершенно необычным.
Бог никогда не повторяется, его творчество очень оригинально. Он не верит в копии, он никогда не создает никого повторно, он никогда не верит в обыденность, не верит в обыкновенность. Он создает только необычайное, уникальное.
Попытайтесь понять это, потому что общество навязало вам идею о том, что вы обычные люди, и только некоторым людям удается доказать, что они необыкновенные, им удается это доказать только потому, что они всех остальных называют обычными людьми. Политики не могут поверить в то, что все уникальны. Если каждый уникален, тогда почему именно их выбирают президентами и премьер-министрами? Они будут выглядеть глупыми, поэтому они говорят, что они уникальные, они избранные, а все остальные — это обычные массы людей. Их эго для того, чтобы доказать, что они необыкновенные, доказывает, что другие — обычные.
И они говорят, что вы должны доказать свою необыкновенность. Вы должны стать богатыми, стать Рокфеллерами. Вы должны стать могущественными, вы должны обладать политической властью, стать Никсоном, или Фордом, или, по крайней мере, стать великим поэтом, Гете, Пушкиным или стать великими художниками — Пикассо, Ван Гогом, или великими актерами. Вы должны самоутвердиться. Вас настроили на то, что вы должны стать кем-то, что вы должны утвердить свой талант и свой гений в этом мире. А те люди, которым этого не удалось, считаются обычными людьми, они — исключение.
Но я хочу сказать вам, что каждый рождается исключительным, и не нужно этого доказывать. И те, кто доказывают — они просто доказывают, что они не понимают свою уникальность. Попытайтесь понять это. Только низшие люди, у которых очень глубоко врожденный комплекс неполноценности, пытаются доказать, что они выше других. Их комплекс неполноценности помогает им соревноваться и доказывать, что они выше, но в основном вы рождаетесь уникальными. И вам не нужно доказывать это.
Наслаждайтесь, если ваше наслаждение создает поэзию, но не пытайтесь само утверждаться. Наслаждайтесь, если вам приносит наслаждение рисование, но не пытайтесь наслаждать этим эго. Посмотрите на ваших поэтов и художников: какие они эгоисты. Они почти сошли с ума от своего эгоизма. Что случилось? Им не приносит радость их рисование и поэзия, они просто используют эту поэзию и рисование как ступени к тому, чтобы взобраться на вершину, с которой они могут провозгласить: "Я уникальный, а вы нет".
Из-за этих больных людей — эти люди просто патологичны, они нуждаются в лечении. Все политики нуждаются в нем, все люди, которые ориентированы на стяжание власти, все люди с большим эго нуждаются в лечении, они нуждаются в том, чтобы их госпитализировали. Из-за своего сумасшествия, из-за своего сумасшедшего соревнования, из-за своих необыкновенных усилий для того, чтобы доказать, что они пуп земли, вы начинаете чувствовать себя никем. Вы перестаете чувствовать себя особенными, вам кажется, что вы просто сорняки, что вы живете никчемной жизнью и умираете никчемной смертью.
Это очень опасно, это подавляющая идея, и она глубоко укоренена в вас. Избавьтесь от нее.
Но помните: когда я говорю, что вы уникальны, я не имею в виду то, что вы должны себя сравнивать с кем-то. Я не говорю, что вы более уникальны, чем кто-то другой. Когда я говорю, что вы уникальны, я говорю это абсолютно, а не относительно. Вам не нужно себя ни с кем сравнивать. Я не говорю, что вы более уникальны, чем кто-то другой. Вы просто уникальны, так же уникальны, как другие люди, так же уникальны, как ваш сосед. Уникальность — это ваша природа.
Вы спрашиваете: ваш путь без пути — для каждого, или только для редких исключений? Да, этот путь для редких исключений, но каждый — это редкое исключение, и мне бы хотелось рассказать вам одну историю.
Случилось так, что был один злобный король, который не мог вынести мысли о том, что кто-то выше него.
Должно быть, это был чистый политик, чистая отрава. Поэтому он призвал всех пандитов в своем королевстве на какой-то праздник и задал им такой вопрос: "Кто более велик: я или Бог?"
Если вы попадаете в ловушку эго, высшая битва, которую вы должны совершить, будет направлена против Бога. Это окончательная битва. Бог станет вашим противником просто потому, что, в конце концов, у вас возникнет такая трудность: "Кто выше: Бог или вы?" Ницше сказал: "Я не верю в Бога, потому что если я поверю в Бога, я буду всегда чувствовать комплекс неполноценности". Потому что если вы поверите в Бога, вы не сможете верить в свое превосходство. Поэтому Ницше говорит: "Лучше отбросьте саму мысль о Боге". Ницше говорит: "Как может быть два высших существа: я и Бог?" И этот злобный король, должно быть, был последователем Ницше.
Пандиты были потрясены от страха, потому что они знали, что если они скажут, что Бог выше, их немедленно всех казнят, уничтожат. Они были мудры по своей профессии, и поэтому они попросили времени. Кроме того, естественно, они дорожили своим положением и своими жизнями, но также они были достойными людьми, и они не хотели сердить Бога, поэтому их охватила глубокая печаль, и как раз в это мгновение самый старый пандит нашел выход. "Предоставьте это мне: завтра я буду говорить с принцем".
На следующий день, когда все собрались во дворе короля, этот старик спокойно появился, он сложил смиренно руки, и его голова была смазана белым пеплом. Он поклонился низко и произнес следующие слова: "О, Господь, без сомнения, ты — самый великий". Принц начал закручивать свои длинные усы и высоко поднял свою голову. Пандит продолжал: "Но ты более велик, король, потому что ты можешь изгнать нас из своего царства, а Бог не может, потому что царство Бога повсюду, и нет ни одного места, которое было бы за его пределами".
Вы не можете выйти за пределы Бога, и поэтому ваша уникальность — также уникальность каждого. Вы не можете быть ничем другим, как частью Бога. В этом ваша уникальность, и в этом уникальность каждого другого человека. Уважайте себя, и уважайте другого также. В то мгновение, когда вы начнете доказывать свое превосходство над другим, тем самым вы будете оказывать неуважение к самому себе, потому что само усилие показывает на то, что вы приняли идею о том, что вы не уникальны. Вот почему в вас появляется это усилие — доказывать, и вы относитесь с неуважением к другим из-за этого.
Уважайте себя, уважайте других также, потому что глубоко внутри вы не отделены, мы единое целое, мы члены одного общества и принадлежим друг другу. Мы не острова, мы огромный континент Бога.
Патанджали говорит, что через невежество можно накопить невежество, и можно накопить карму, но перед этим мы слушали, что вы говорили, что до тех пор, пока мы не обретем определенной кристаллизации, мы не отвечаем за свои действия. Скорее, божественное совершает действия, и оно в ответе. Не можете ли вы, пожалуйста, прояснить нам это противоречие?
Это кажется противоречивым, но вместо того чтобы прояснять это противоречие, мне бы хотелось прояснить вас, мне бы хотелось очистить вас, чтобы вы исчезли, чтобы вы не видели никаких противоречий.
Видеть противоречия можно посредством интеллекта, но когда интеллект не вмешивается, ваше видение чистое. Когда мысли не текут в вашем сознании, вы находитесь в состоянии самьямы, совершенно пустоты, и вы никогда не будете видеть нигде противоречия. Все эти противоречия относительны, они не что иное, как ваш ум, который пользуется интеллектом, логикой, аристотелевской логикой. Вас научили делить вещи на полярные противоположности: на день и ночь, на жизнь и смерть, на добро и зло, на Бога и дьявола, на мужчину и женщину. Но это лишь след, оставленный вилами на воде.
Если я скажу вам, что в каждой женщине есть мужчина и в каждом мужчине есть женщина, вы немедленно скажете: "Подождите. Но тут есть противоречие. Как мужчина может быть в женщине, и как женщина может быть в мужчине? Мужчина — это мужчина, а женщина — это женщина". Это ясно, но это не так. Жизнь не верит в Аристотеля, жизнь больше, чем Аристотель. Мужчина и женщина — все относительно. Они не противоречат друг другу.
Вы видели даосский символ инь и янь? Противоречия, которые встречаются друг с другом и растворяются друг в друге: день в ночи, ночь в дне, жизнь в смерти и смерть в жизни. Так все и происходит. Жизнь и смерть — это не две отдельные сущности. Между ними нет промежутка, нет интервала. Жизнь превращается в смерть, а смерть снова становится жизнью.
Вы видите, как возникает волна, и она движется в океане, а между волнами есть какой-то промежуток, есть волна, которая направлена в другую сторону. И эти две волны не отдельны друг от друга. Посмотрите на огромную гору. У этой горы есть ущелье. Но это не две отдельные сущности. Ущелье — не что иное, как гора, перевернутая вверх дном, а гора — не что иное, как ущелье, перевернутое вверх дном.
Мужчина и женщина не противоречивы. Это противоречие только видимое, и когда вы можете увидеть этот факт, вы всегда сможете узнать, что я говорил о противоречиях, потому что мне приходится говорить о целом, тотальном. Что бы я ни говорил, отражает только часть, а другая часть остается. Я вынужден сказать, что другая часть также существует. Когда я говорю о другой части, вы говорите: "Подождите. Но тут есть противоречие".
Наш язык — это язык Аристотеля. Я не думаю, что когда-нибудь на земле появится язык, который не будет связан с аристотелевской логикой. Ее трудно будет создать, потому что ради удобства мы вынуждены делить вещи на белое и черное.
Белое и черное выглядит отдельными, но в настоящей жизни существует радуга, спектр цветов. С одно стороны она может быть белая, а с другой стороны — черная, но между ними есть миллионы ступеней, и все они соединены вместе. Это настоящий спектр. И если вы отбросите эти промежуточные ступени, вещи будут казаться противоречивыми. Таково ваше видение, но оно еще не чистое.
Я слышал, что однажды случилось следующее: пьяница ворвался в контору по регистрации рождений и смертей. "Джентльмены! — закричал он. — Мне бы хотелось зарегистрировать рождение двух близнецов". "Почему вы говорите «Джентльмены «? — спросил регистратор. — Разве вы не видите, что я здесь один?" "Вы один?" — промямлил новый отец и повернулся к выходу лицом. Уходя, он бросил такую фразу: "Может быть, мне лучше вернуться в больницу и посмотреть еще разок?"
Может быть, это не близнецы, а только один ребенок. Ваше бессознательное состояние извращает ваш взгляд на жизнь. Снова и снова вы видите противоречия вовне. Да, они есть, но это только видимость. Глубоко внутри они встречаются.
И вот возникает определенное противоречие. Патанджали говорит, что благодаря невежеству вы накапливаете невежество и накапливаете карму, а перед этим вы слышали о том, что до тех пор, пока вы не достигнете определенной кристаллизации, вы не отвечаете за свои действия, скорее, божественно отвечает, потому что оно совершает действия.
Это два видимых противоречия. С одной стороны, вы все оставляете Богу, тотальному, целому, и тогда вы не отвечаете. Но помните, что это действие должно быть тотальным, это должно быть полным жертвоприношением, сдачей, подчинением. Если вы делаете хорошее, то Бог делает хорошее. Если вы делаете плохое, то, конечно, Бог делает и это плохое.
Вспомните о тотальности. Тотальность преобразит вас. Не будьте слишком умными и хитрыми, потому что есть возможность того, что вы будете обманывать себя. Все, что вам кажется плохим, вы будете говорить, что это Бог отвечает за это, а все, что заставляет вас чувствовать вину, вы будете сбрасывать на Бога. Но вместе с тем все, что будет увеличивать ваше эго, будет принадлежать вам: "Это я сделал". Так будете говорить вы. Вы можете не говорить об этом открыто, но глубоко внутри вы будете думать так. Если вы напишете прекрасную поэму, вы скажете: "Я поэт". Если вы нарисуете прекрасную картину, вы скажете: "Я художник". И если вам дадут Нобелевскую премию, дадите ли вы ее Богу? Скажете ли вы: "Отдайте ее Богу"? Нет, вы скажете: "Я долго ждал этого. Но вы уже запоздали. Это признание слишком запоздалое. Вы уже давно должны были оценить мой талант".
Когда Бернард Шоу получил Нобелевскую премию, он отказался от нее, сказав при этом: "Я слишком долго ждал. Теперь это уже ниже моего положения". Он был один из наиболее эгоистических людей, которые только жили на земле. "Это ниже моего положения. Когда я был молодым, я жаждал ее, я мечтал о ней, но теперь я слишком старый, мне она не нужна. Меня и так признают во всем мире, мое амплуа уже настолько великое, что я теперь не нуждаюсь ни в каких Нобелевских премиях. Это уже говорит не за, а против меня".
И тогда его начали уговаривать, потому что это бы стало оскорблением комитету Нобелевской премии, поэтому он принял ее. И потом он пожертвовал деньги какой-то организации. Никто никогда не слышал об этой организации. Он был единственным членом и единственным председателем этой организации.
И тогда его спросили о том, что он делает, и он сказал: "Если вы получаете Нобелевскую премию, ваше имя появляется однажды на газетных полосах, но я отказался от нее, и поэтому на следующий день я появился на главной странице всех газет. Потом я снова согласился принять эту премию — и снова я оказался на главной странице. Потом я пожертвовал эту премию — и снова я оказался на главной странице. Но, кроме того, я пожертвовал самому себе — и снова я оказался на главной странице. Я воспользовался этой возможностью в полной мере". Он выжал из этого все соки, которые только можно было выжать.
Поэтому ваше эго будет продолжать выбирать. И если вы чувствуете вину относительно чего-то, вы будете говорить, что Бог отвечает за это, а если вы чувствуете, что сделали что-то хорошее, будете говорить: "Да, это я. Я сделал это. Но и то, и другое принадлежит целому.
Теперь посмотрите. Есть другой путь: Патанджали, Махавиры и Будды. Они говорят, что вы отвечаете. Вся ответственность снова лежит на вас. Патанджали не верит в Бога, он слишком научен для этого, он говорит, что Бог — это тоже метод для того, чтобы обрести нирвану, просветление. Это повод быть, просто путь, а не цель. Точно так же считали Будда, Махавира. Они тоже отрицали полностью Бога, они говорили: "Бога нет. В нем нет нужды. Только человек в ответе". Но они были тотальными. Они обращали внимание не только на хорошее, но также и на плохое.