Руководство курсовыми работами
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
психологии развития личности
Т.Д. Марцинковская
«_____» ___________ 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Москва - 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Общие положения | Стр. 3 | |
2. | Руководство курсовой работой | Стр. 5 | |
3. | Выбор темы и методики исследования | Стр. 5 | |
4. | Структура курсовой работы | Стр. 6 | |
5. | Самостоятельная работа по сбору, анализу и обобщению материалов исследования | Стр. 8 | |
6. | Оформление курсовой работы: | Стр. 8 | |
6.1. | Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы | Стр. 9 | |
6.2. | Оформление примечаний и ссылок на литературные источники | Стр. 13 | |
6.3. | Оформление библиографического списка использованной литературы | Стр. 14 | |
7. | Защита курсовой работы | Стр. 16 | |
8. | Приложения | Стр. 20 |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа имеет целью:
- дать студентам практику применения совокупности методов исследования закономерностей и особенностей проявления психических явлений, изучаемых в курсе;
- развить и закрепить навыки глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по проблемам педагогической психологии;
- выработать у студентов навыки и умения грамотно и убедительно излагать аналитический, научный и исследовательский материал;
- обучить студентов первичным навыкам самостоятельного проведения научных исследований и сформировать умения четко формулировать теоретические обобщения, делать самостоятельные выводы, производить расчеты, готовить и обосновывать практические рекомендации;
- научить студентов самостоятельно практически применять полученные знания по изучаемым в курсе проблемам для комплексного решения задач психологического обеспечения педагогического процесса.
Курсовая работа по основам педагогической психологии является самостоятельной научной работой студента и должна отразитьприобретенные им практические навыки и результаты исследований по различным разделам педагогической психологии в рамках выбранной темы, чем и отличается от констатации теоретических положений в рефератах и научных сообщениях. Таким образом, по глубине разрабатываемой темы и полноте доказательной базы курсовая работа занимает среднее положение между рефератом (научным сообщением) и дипломной работой. Следовательно, в курсовой работе решается задача систематизации, укрепления и расширения теоретических знаний и практических навыков студентов в решении сложных комплексных вопросов с элементами исследований.
Курсовая работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одного из аспектов проблем педагогической психологии, имеющих прикладное значение для психологического обеспечения жизнедеятельности педагога и педагогических коллективов. Результаты работы оформляются в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, образцов стимульного материала, документов, чертежей, схем и др.
Требования к курсовой работе. Работа должна отличаться логичностью, доказательностью, лаконизмом, четким и ясным изложением материала, достоверностью фактов; являться отражением умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора и систематизации информации, осуществлять ее проверку. (Автор курсовой работы несет ответственность за достоверность фактического материала, обоснованность выводов и рекомендаций)
Работа должна носить творческий характер (использование оригинальных документов, источников, исследований, материалов экспериментов, методик) и быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок на документы и списка литературы, аккуратность исполнения и др.)
При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой; анализировать различные источники психологических знаний; делать обоснованные выводы, предложения и рекомендации.
Работа над избранной темой требует от студента:
- знания основ методов научного анализа, творческого мышления, логики аргументации;
- изложения личной позиции по рассматриваемой проблеме;
- прилежания и профессионализма (корректность и уместность использования психологических терминов и категорий, четкое следование положениям психологических концепции, школы или направления, в рамках которой оговаривается рассмотрение выбранной проблемы)
Последовательность подготовки курсовой работы. Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд этапов:
- выбор темы, ее обсуждение с руководителем – консультантом;
- изучение опыта рассмотрения выбранной психологической проблемы, руководящих документов, современного состояния и тенденций в исследуемой сфере;
- анализ литературы по избранной проблеме, знакомство с фактическими и статистическими материалами;
- выработка цели, задач и подхода к рассмотрению проблемы курсовой работы на основе полученного задания на разработку курсовой работы (см. приложение 6);
- разработка в течение 2 недель после выбора темы и согласования ее с руководителем – консультантом плана-графика выполнения курсовой работы (см. приложение 5) и утверждение его у начальника курса;
- сбор анализ и обобщение материалов по избранной теме;
- формулирование основных методологических положений, практических выводов и рекомендаций; литературное оформление курсовой работы;
- ознакомление руководителя – консультанта с окончательным вариантом работы и реализация его замечаний;
- оформление текста курсовой работы;
- рецензирование;
- защита курсовой работы.
По отдельным сложным и актуальным проблемам, разработка которых требует комплексных исследований, анализа архивных документов, может предусматриваться коллективная разработкатемы в инициативном порядке после экспертной оценки кафедры психологии развития личности.
РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ
Общее руководство и контроль над своевременным выполнением студентами курсовых работ организует декан факультета, его заместитель по учебной работе и заведующий кафедрой.
Для этих целей на курсе может разрабатываться сводный план-график подготовки курсовых работ, в котором отражаются биографические данные студентов, их текущая успеваемость, количество подготовленных рефератов и научных сообщений, участие в научно – практических конференциях, темы курсовых работ, дата защиты, руководители курсовых работ и т.д.
Научное руководство осуществляют руководители – консультанты, назначенные заведующим кафедры из числа преподавателей и научных работников кафедры психологии развития личности, и включает в себя:
- выяснение степени подготовленности студента к разработке выбранной темы;
- рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников;
- выработку и утверждение задания на разработку курсовой работы;
- помощь студенту в определении объекта, предмета, целей, задач и концепции курсовой работы;
- консультации по содержанию, стилю написания и оформления курсовой работы;
- рецензирование выполненной курсовой работы, указания по устранению недостатков;
- определение степени готовности курсовой работы;
- написание отзыва с выводом об оценке курсовой работы;
- своевременное информирование руководства кафедры и факультета о случаях значительного отклонения от графика подготовки курсовой работы или других проблемах, мешающих качественному завершению работы в установленный срок.