Психологическое воздействие

Красный цвет оказывает на человека разнообразное психическое воздействие. Часто он вызывает волнение, беспокойство, усиливает нервное напряжение. Повышая уровень тревоги, он заставляет больше внимания уделять окружающему миру. Находясь в окружении красного, человек интуитивно старается побыстрее из него выбраться. Красные телефонные будки были рассчитаны на большую проходимость абонентов.

Замечено, что люди, любящие этот цвет, склонны к сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям, перевозбуждению и нередко - депрессиям. Избыток красного цвета может привести в результате перевозбуждения к конъюнктивиту, головной боли и неврозу, а также к снижению внимания, сосредоточенности. Наблюдения показали, что ребенок спящий лицом к стене с обоями, на которых нарисованы красные цветы, более раздражителен и неспокоен.[6]

Этот цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Он повышает динамичность жизни и стимулирует предприимчивость. Психологами отмечено, что ношение спортсменами красных очков повышает их выносливость и выявляет решительность в их характерах. Например, если на тяжелоатлета надеть красные очки, он “возьмет больший вес, чем без них. Красный цвет, благодаря своему возбуждающему эффекту, может использоваться при лечении депрессий, подавленности и меланхолии. Он активно способствует заживлению ран за счет глубоко проникающего влияния. Поэтому в процессе цветолечения резко уменьшаются воспалительные явления. С помощью эндоскопа в красном цвете лечится язвенная болезнь, воспаления гениталий и другие виды раневых повреждений.

Красный цвет улучшает обменные процессы в организме, активизирует деятельность желудка, желез внутренней секреции и кожи, улучшает кровообращение и сердечную деятельность, устраняет застойные явления в организме, лечит заболевания кожи., оказывает тонизирующее и стимулирующее действие на организм.

Напротив, ярко-розовый цвет действует на нервную систему расслабляюще, вызывает сонливость и мышечную слабость, снижает возбуждение, регулирует и повышает настроение. В то же время розовый цвет выражает инфантильность и мягкость. Это свойство розового цвета используется в психиатрических больницах, чтобы успокоить буйных пациентов. О человеке, который любит розовый цвет, можно сказать, что он мягок и нежен, возможно, инфантилен, мечтает о возвышенной любви, нередко даже живет в мире грез (вспомним выражение: “видеть мир через розовые очки”), он предпочитает домашний уют, не умеет правильно оценивать свои силы, быстро успокаивается после жизненных потрясений. Розовый цвет оказывает успокаивающее действие на детей.[7]

В целом можно сказать, что красный - любимый цвет детства. Любимые детские игрушки красного цвета: красный мяч, красный самокат и т. д.

Макс Люшер[8] выделял следующие свойства красного цвета: автономный, активный, стремящийся всем завладеть. Он считал, что красный цвет выражает витальную силу и энергию вегетативного возбуждения. Именно поэтому красный цвет и означает страстное желание и все формы аппетита. В общем виде, можно считать, что красный цвет - это импульс, витальная воля к завоеванию и потенции - начиная с сексуальной инстинктивной силы и вплоть до революционных преобразований. Красный цвет - это импульс к моторному действию, к борьбе; это также импульс к предпринимательской деятельности, к спорту. В противоположность зеленому цвету - цвета эластичности, упругости энергии воли, красный - это цвет ударной силы воли. Временами красный цвет соответствует настоящему моменту, символически выражая полную силы мужественность.

Учение о цвете И.В.Гёте

Великий немецкий поэт И.В.Гёте внес значительный вклад во многие области современной ему науки. В ботанике его труд “Опыт о метаморфозе растений” повлиял на учение об эволюции растений; в биологии он высказал ценные мысли об эволюции природы и происхождении видов; в анатомии человека он даже сделал сенсационное открытие - впервые заметил наличие в скелете межчелюстной кости. И.В.Гёте изучал явления погоды и описал новую форму облаков - гребенчатую. Однако главным делом своей жизни И.В.Гёте считал создание учения о цвете и его воздействии на человека.[9] Незадолго до смерти он признался своему секретарю И.П.Эккерману: “У меня нет иллюзий по поводу того, что я сделал как поэт. При мне жили отличные поэты, еще лучше жили до меня и такие же будут жить после меня. А то, что я в моем столетии являюсь единственным знающим правду в трудном учении о цвете, этим я могу немного гордиться, и я имею поэтому чувство превосходства над многими...”

И.В.Гёте разработал шкалу цвета, на положительном полюсе которой находятся от желтый, оранжевый (красно-желтый), желто-красный (киноварь) и пурпурный цвета, а на отрицательном - синий, красно-синий, сине-красный (причем - это крайний полюс, выражающий самое сильное внутреннее возбуждение) и фиолетовый цвета.

Психологическое воздействие - student2.ru

И.В.Гёте характеризовал цвета положительного полюса (желтый®оранжевый®красный®пурпурный) как жизненные, подвижные, стремящиеся. В понятиях современной психологии их можно охарактеризовать как стимулирующие, экстенсивные, экспансивные. Если в образе или картине преобладают эти тона, то можно предположить, что художник - экстравертированный человек. И, наоборот, приверженцы цветов отрицательного полюса в шкале(от синего до фиолетового) - это люди интровертированные, так как эти тона вызывают беспокойные, мягкие, ощущения тоски, которые как бы направлены вовнутрь.

С учением о цвете И.В.Гёте согласуются современные исследования[10] с использованием данных измерения ЭЭГ, частоты дыхательных движений, сердечного потенциала, движения век, кровяного давления, электропроводимости кожи рук: красное излучение активизирует указанные параметры, а синее излучение действует успокаивающее.

СИМВОЛИКА

Автор словаря символов J.Chevalier[11] выделяет мужской и женский аспекты красного цвета:

м - центрифугальная символика (более экстравертирующее воздействие, направленное вовне);

ж- центрипетальная символика (более интровертирующее воздействие, направленное вовнутрь).

Женская красная символика связана, в первую очередь, с переживаниями тела, окрашенного внутри красным цветом крови, которая по нему течет. Красный цвет крови переживался изначально и переживается каждый раз вновь и вновь в связи с центральными судьбоносными событиями нашей жизни: при рождении, при месячных кровотечениях, при ранениях. Красный - цвет телесного, земного и материнского, а также любимый цвет детства (почти всегда любимые детские игрушки красного цвета). Иногда это любимый цвет тех, чье либидо еще детское, инфантильное, недифференцированное. Поэтому у людей, отвергающих красный цвет в быту и никогда не одевающих красные элементы одежды, можно предположить отягощенное отношение к матери и материнскому началу. В Японии красный цвет - это вообще женский цвет.

J.Chevalier называет женский красный цвет - “ночным красным”. В матриархальных культурах широко использовалась охровая краска, называемая “бычьей кровью”. Например, в эпоху мегалита на острове Мальта этой краской окрашивались стены внутри храмов, построенных в форме листа клевера, прежде всего, в их подземной части, например, в гипогеуме. Так, этот подземный храм мертвых в форме овальной пещеры без единого угла и выкрашенный внутри в охровый красный цвет напоминал утробу матери.

Пылающе-красный цвет (даже если он и спрятан в темных глубинах земли или человеческого тела) - это цвет либидо, центральной энергии жизни, эроса, секса, привязанности и связи вообще. Не случайно на картинах космического эроса Марка Шагала доминирует красный цвет.

Красный цвет крови неразрывно связан с древнейшими ритуалами приношения жертвы. Многими древними народами кровь считалась местом пребывания души. Она либо строго табуизировалась, и ее нельзя было потреблять в пищу (требования кашерности пищи в иудаизме включают обязательное полное стекание крови из туши убитого животного), либо ее сакрализировали, т. е. использовали в рамках ритуала (Евхаристия в христианстве; обряд обмазывания кровью жертвенного животного).

Переживание пролитой крови в мужской символике красного цвета J.Chevalier прослеживает в таких событиях, как обрезание мальчика, а в подростковом возрасте - испытание ранением в борьбе, на охоте, в бою; жертвоприношение.

Красный цвет познается как центрифугальное, импульсивное, агрессивное начало, а также как сексуально активная сила жизни, как символ мужской сексуальной энергии. Красный - это цвет воинов (в древней Ирландии воинов называли “красные” - Ruadh). Это цвет Марса, цвет смелости и мужества в борьбе. Полководцы и император в Древнем Риме облачались в красные тоги. Византийский император тоже носил красные, пурпурные одежды.

Сегодня красную символику используют террористы и революционеры разного толка: террористическая организация “Красная Армия” - в Германии, “Красные бригады” - в Италии, “красные кхмеры” - в Кампучии и т. д.

Интересно проследить пути красного цвета в различных религиях и философских учениях, в мифах и легендах.

Хайде Гёттнер-Абендрот исследует в своей книге “Богиня и ее герой”[12] женские божества, многие из которых представлены триадой, отображающей фазы луны:

Психологическое воздействие - student2.ru

Сначала появляется белая девственная богиня, символизирующая увеличивающуюся луну, - в образе охотницы, повелительницы и царицы зверей, девственницы или девственной матери (весна).

Знак красной полной луны соответствует богине любви, в то же время матери-земле. Недаром у славян красивая молодая девушка, готовая стать женой и матерью, зовется “красной девицей”.

И, наоборот, знак черной луны в новолуние связан с образом старухи, богини подземного мира, темных сил, убивающих, разрушающих, но, в то же время, дающих новое рождение.

Кульминацией этой трехфазной системы является именно красная фаза осуществления.

Это можно проследить во множестве древних мифов и сказок в самых разных культурах повсюду на земле. Например, в критском мифе о Деметре (букв. “земля-мать”) триада реализуется в трех ее образах: Коре (греч. “девушка”, “дева”), белой богине полумесяца, приносящей весну; в Персефоне (дочери Деметры), в которой Деметра совершенствуется и самоосуществляется (в знаке красного цвета на зрелых плодородных полях происходит ее священное бракосочетание); в образе Гекаты (богини мрака, ночных видений и чародейства).

В обычной психотерапевтической практике эта символика может, например, проявиться в том, что женщине средних лет снится сон, где к ней с высокой лестницы спускается одетый в красное принц и сообщает ей какое-то известие.

И, наконец, красный цвет символизирует опасность (красный свет светофора как запрет и “предупреждение” об опасности), “помощь” (пожарная охрана, красный крест).

Красный цвет - это также цвет порока, разврата, сатаны. Красными чернилами или кровью подписывают договор с дьяволом.

АРХЕТИПЫ

Символическое значение архетипа красного цвета простирается от полюса агрессии, разрушения и убийства до полюса любви, самоотдачи и жертвы. Архетипы открываются для анализа через их проекцию на надличностном уровне в религиозных представлениях, в образе богов, героев легенд и мифов. Большинство богов спектра архетипических значений красного цвета предстает в багряном (огненном) цвете. В нем является древнеиранский бог солнца и света Митра, в котором соединяется символика крови и огня. С его культом также связано убийство быка - кровавый ритуал, в котором преобладает инстинктивная природа. Окунувшись в кровь жертвенного животного и очистившись таким образом, Митра продолжает жить в свете.

Марс - бог войны, один из древнейших богов Италии и Рима, также предстает в ярко-красном багряном цвете. Согласно мифологии, от связи Марса и богини любви красоты Венеры (с ней отождествлялась Нерио или Нериене), также связанной с красным цветом, рождается “гармония”. Компоненты борьбы, символизируемые красным цветом, соединяются с компонентами любви, которые также символизирует красный цвет.

Таким образом, багряный цвет несет в себе разрушительно-творческое или творчески-разрушительное начало в зависимости от конкретной ситуации. Вещество, связанное с этим цветом - железо или содержащая железо красная земля.

Красный цвет огня представлен на архетипическом уровне серафимами (пламенными ангелами). В иудаистической и христианской традиции серафимы - это особо приближенные к Богу ангелы. Их описание содержится в книге Исайи. В красном цвете предстает также София, олицетворяющая в женской символике Божественную Мудрость. В иконографии ее лик и руки - огненного цвета. Ей поклонялись последователи мистической философии под знаком женской мудрости. В красном цвете София представляет творческое начало, любовь, космическое единство. София несет мудрость особого рода: не холодный рационализм, а эмоционально согретую, согревающую и оживляющую духовность.

В красном является бог Дионис (Бахус, Вакх - отсюда вакханалии) - в греческой мифологии это бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия, сын Зевса и Деметры. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земли был фаллос. Считается, что Дионис освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта.[13]

Индуистская богиня Кали - могущественное, творчески-разрушительное божество, в котором воплощается негативная, страшная сторона материнского начала. Хотя сама она черного цвета, одетая в шкуру пантеры с ожерельем из черепов вокруг шеи, в ее культ входит женский кровавый ритуал. В своей мандале Кали предстает в пурпурно-красном цвете в центре лотоса, распускающимся в нежно-красных цветках.

Тибетская богиня инициации Красная Наро или Курукулла являются в красном цвете. Им принадлежит важная роль в тантрической медитации о природе страсти. Она принадлежит к красному семейству Лотоса.

На Тибете красный цвет вообще связывается с гневными божествами, которые часто держат в руке кубок, сделанный из черепа и наполненный кровью. Красный цвет в образе красного петуха в центре тибетского колеса жизни - символ ослепляющей страсти и вожделения.

Вотан (сканд. Один)- верховный бог древних германцев - это бог штурма и натиска, огненно-творческого начала. В то же время в нем воплощен разрушительный элемент. С другой стороны, Вотан - бог пламенных певцов и поэтов, представляет духовную власть и мудрость. Его изображений не сохранилось. Есть только рукописные тексты. Однако в образах пациентов, согласно И.Якоби, он предстает в огненно-красной символике.

В Ветхом Завете красный - это цвет греха. В то же время, это цвет карающей справедливости, Божьего суда.

Красный цвет присутствует в одежде апокалипсических воинов, один из которых скачет на красном коне в море крови, доходящей до самой уздечки.

В христианской культуре красного цвета боялись и табуизировали как цвет агрессии, разрушительного насилия и слепой страсти. Уже рыжие волосы часто были достаточной причиной, чтобы заподозрить в женщине ведьму. В Средние века палач и приговоренный к смерти часто также были облачены в красные одежды. Особая демонизация выпала в христианской культуре на кроваво-красный цвет как цвет богинь любви и материнства, превращенных в средневековой христианской традиции в “Вавилонскую блудницу” (ср. со сценами в Апокалипсисе).

“И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее...”

(Откровение Иоанна Богослова 17,4)

Лишь благодаря разработке темы инкарнации и жертвы, а также символики темы идеи любви, красный цвет был канонизирован в христианстве.

Обобщая, можно сказать, что красный цвет выражает сильную эмоцию (“кипение внутри”), просветление. Это может быть любовь, ненависть или вдохновение.

Психологическое воздействие - student2.ru

ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ

Оранжевый цвет характеризует зрелость личности и силу механизмов “Я”. Он образуется при соединении желтого цвета, выражающего активность и экстраверсию, и красного цвета, символизирующего страсть и плоть. Соответственно, в оранжевом цвете нашло воплощение сочетание психологических особенностей образующих его цветов. В этом отношении это - один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, цвет энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение в конфликтах. С другой стороны, он вытесняет другие цвета, может внести в жизнь потрясение, символизирует страсть борьбы, демоническое начало войны. [7, 11]

В теории цвета И. В. Гете, которую великий немецкий поэт считал главным делом своей жизни [8], оранжевому цвету отводится важное место между двумя полюсами: красно-желтым и желто-красным. И.В. Гете характеризует оранжевый цвет как сгущение и усиление свойств желтого цвета. Это цвет теплоты и блаженства, раскаленного жара, пекла, накала, и, в то же время, мягкого отблеска заходящего солнца. Поэтому этот цвет приятно радует глаз, когда используется в окружающей обстановке или одежде. Активная сторона оранжевого цвета связана, по И.В. Гете, с его высочайшей энергией. Стоит ли поэтому удивляться, что “энергичные и здоровые люди” особенно рады этому цвету. И.В. Гете считал, что “достаточно пристально посмотреть на вполне желто-красную поверхность, чтобы показалось, что этот цвет действительно врезался в наш глаз”, он как бы входит, вонзается в тело. “Он вызывает невероятное потрясение...” И.В. Гете отмечает, что оранжевый платок возбуждает и беспокоит также и животных. [3, с. 325]

Наши рекомендации