Школьная профилактическая программа Проекта ХОУП
Главное отличие школьной профилактической программы Проекта ХОУП от иных, часто создаваемых на местах, - это научно обоснованный подход к превентивному обучению. Программа Проекта ХОУП основывается на современных научных знаниях об аффективном превентивном обучении (усиление защитных факторов и ослабление факторов риска, использование активных методов обучения). При разработке своих учебных пособий Проект ХОУП исходит из требований ОНН к созданию эффективных программ: соотношение информирования и формирования установок и навыков. Программа превентивного обучения Проекта ХОУП относится к программам универсального характера, т.е. рассчитана на всю детско-подростковую популяцию без выявления и учета каких бы то ни было определенных факторов риска у отдельных учащихся. Программа Проекта ХОУП использует следующие подходы (модели) к превентивному обучению: информирование, формирование личностной и социальной компетентности, психологическая прививка, тренинг навыков сопротивления давлению и тренинг жизненных навыков. Среди них как традиционные подходы (информирование), так и психосоциальные (психологическая прививка - распознавание социального давления и умение ему сопротивляться, тренинг жизненных навыков - принятие решений и разрешение проблем, сопротивление межличностным влияниям и СМИ, повышение самоконтроля и самооценки, преодоление стресса и тревожности, эффективное общение и межличностное взаимодействие, неагрессивное отстаивание своего мнения). Методология программы превентивного обучения Проекта ХОУП включает четыре основных элемента: группа, кооперативное обучение, положительная психологическая атмосфера и энергизаторы. Среди активных методов наиболее важные: групповая дискуссия, ролевое моделирование и мозговой штурм. Содержание программы предполагает наличие уроков, формирующих знания (25 %), отношение к проблемам (25 %) и поведение (50 %). Расписание программы спиральное, т.е. постепенный переход от простого к сложному с учетом уровня возрастного развития и знаний обучающихся.
Кроме того, все учебные модули (расписание, пособия) Проекта ХОУП, позволяющие реализовать программу, созданы по запросу МОН и допущены ФЭС МОН, соответствуют стандарту по ОБЖ, предполагают повышение квалификации преподавателей, оценку эффективности и доступны для тиражирования на местах.
Профилактическая программа Проекта ХОУП создавались, внедрялись и оценивались в рамках проектов 1997 - 2007 годов. Проект - система мероприятий по созданию, внедрению, оценке эффективности и распространению учебного модуля (конкретной части программы). Иногда модуль для краткости называют программой. Модуль или программа – это профилактическая деятельность в школе (уроки), предполагающие использование учебного пособия. Учебное пособие - комплект материалов для работы в соответствии с модулем. Проект по созданию и внедрению каждого модуля программы включает: заказ МОН Проекту ХОУП, поиск Проектом ХОУП доноров, партнерство Проекта ХОУП с МОН, выполнение технического задания: оценка ситуации, создание учебного пособия, внедрение модуля, оценка его эффективности и распространение по стране. Создание нового учебного пособия под каждый из модулей - также длительный и многоступенчатый процесс. Он включает: составление расписания, разработку планов уроков, проведение экспериментальных уроков и внесение необходимых корректив, получение грифа ФЭС, иллюстрирование и редактирование текстов, разработку дизайна, издание в типографии. Внедрение модуля предполагает тренинги для учителей, тренеров, менеджеров, проведение собраний родителей, проведение уроков. Оценка модуля - это оценка изменений знаний, установок и навыков учащихся, а также мониторинг качества внедрения модуля в виде посещения уроков и проведения фокус-групп учащихся, учителей, родителей. Учебные пособия Проекта ХОУП - это "Полезные привычки" для 1 - 4 классов, "Полезные навыки" для 5 - 9 классов, "Полезный выбор" для 10 - 11 классов, "Полезная прививка" для 10 - 11 классов и "Полезная практика: реальные альтернативы" для учреждений начального и среднего профессионального образования. Каждое учебное пособие состоит из нескольких элементов. Это как минимум материалы для учителя (планы уроков), рабочая тетрадь для учащихся (задания), материалы для родителей и плакаты. Начиная с 2003 года Проект
ХОУП включает в комплект материалов каждого модуля, помимо учебного пособия как такового, методические рекомендации по внедрению, обучению учителей и тренеров, а также оценке модуля.
В целом школьная профилактическая программа Проекта ХОУП включает более 100 уроков, посвященных предупреждению употребления ПАВ, включая наркотики, и инфицирования ИППП, включая ВИЧ, а также насилия. Дополнительно программа может служить научно обоснованным инструментом формирования личностной и социальной компетенции школьников.