Что могут сделать родители?
Ревность между сиблингами
Авторы: Мария КИРИЛЕНКО,
Анна ЯЦЕНКО (психолог)
Воспитание детей — это проблема, которая не перестанет быть актуальной до тех пор, пока существует человечество. Меняются времена и подходы в воспитании, появляются новые и новейшие теории, возрастная психология переживает настоящий бум, а книжные прилавки завалены специальной литературой… Но проблем в каждой конкретной семье почему-то не становится меньше. Какие-то сложности порождены научно-техническим прогрессом, изменениями в общественном сознании, иные — неподвластны времени. Одной из таких «вечных» тем является проблема отношений между сиблингами, а по-простому — между братьями и сестрами.
Очень часто, насмотревшись, как их единственное чадо становится все требовательней и капризней, не умеет делиться и ладить с другими детьми, родители решаются на рождение второго ребенка. Им кажется, что первенец чуть ли не автоматически перестанет думать только о себе, станет заботливым и любящим братиком или сестричкой. Увы, рождение второго ребенка может спровоцировать ситуацию «вплоть до наоборот» и стать пусковым механизмом для развития самого махрового эгоизма.
Психологи нередко выслушивают жалобы клиентов на то, что их папа, мама или оба родителя больше любили брата или сестру, первенца или, напротив, самого младшего ребенка. «Мама всегда больше любила моего младшего брата, а на меня почти не обращала внимания», — жалуется клиентка. Достаточно типичная жалоба, но ведь женщине уже за 60, жизнь ее непроста и полна проблем, в живых нет уже ни матери, ни брата… Незаживающие, саднящие детские травмы способны сохраниться в душе человека на всю жизнь, спровоцировать различные комплексы, стать первопричиной серьезных семейных разногласий в будущем. Поэтому ревность между сиблингами ни в коем случае нельзя недооценивать.
«Мама, отнеси его обратно в больницу…»
Острую ревность со стороны старшего ребенка может спровоцировать большая разница в возрасте с его братом или сестрой. И решающим фактором является не сам по себе разрыв в возрасте, а новое качество родителей: ведь когда на свет появился первенец, они были моложе и легкомысленнее; могли учиться, делать карьеру, «догуливать», в конце концов. В итоге количество родительской любви и внимания к малышу могло быть весьма скромным. А вот поздний ребенок нередко получает «за двоих» и любовь, и ласку, и внимание. Мало того, что старший всего этого недополучил, он к тому же становится свидетелем, как все то, в чем он был обделен, достается другому существу. А если второй ребенок от другого отца? Еще не изжита травма от того, что папа его бросил (чаще всего именно так дети «ощущают» развод), а тут на глазах малыш, у которого папа как раз есть, и относится он к нему совсем иначе, чем к неродному. А мама становится двойной «предательницей» — сначала с новым папой, а теперь еще и с «его» ребенком… Достаточно грустная картина, но, как мы всегда оптимистически подчеркиваем, совсем не безнадежная. И советы все те же: любить ребенка таким, как он есть; не забывать проявлять к нему свою любовь; уделять эксклюзивное время для общения; как можно больше беседовать; уметь «проглотить» лишний упрек и при этом найти, за что похвалить.
Некоторые психологи считают оптимальной разницу между детьми в 3—4 года. Но и в этом случае возможно возникновение детской ревности. Для малыша появление младшего брата или сестры всегда является стрессом. Старшие дети реагируют на появление братика или сестрички по-разному. Многое зависит от личностных особенностей ребенка, его темперамента. Энергичный, легко возбудимый малыш может даже нападать на новорожденного. Не драматизируйте ситуацию — подобная реакция весьма типична. Но если со стороны родителей последует бурная реакция или суровое наказание, у старшего ребенка негативные чувства могут только закрепиться. Гораздо лучше спокойно и твердо побеседовать с ребенком о его переживаниях, о том, что он может нанести вред малышу, а затем срочно начинать привлекать его к уходу за братиком или сестричкой, учить его любить и заботиться о другом существе.
Но далеко не все дети открыто проявляют свое недовольство. Ребенок поспокойнее может без всякого энтузиазма рассматривать малыша, а через некоторое время сказать маме: «А теперь отнеси его обратно в больницу». Другой малыш может выражать свой протест в демонстративных шалостях и проявлении прямо-таки ослиного упрямства. Маленький меланхолик может стать плаксивым и зависимым, забросить игрушки, целый день ходить за мамой, как тень.
Бывает, что детская ревность не имеет внешних проявлений или же кроется за совершенно противоположной формой поведения: ребенок постоянно демонстративно показывает, что любит новорожденного. Малыш порой боится признаться в нехороших чувствах даже самому себе. Но внимательные родители вполне могут догадаться, что с сыном или дочерью не все ладно по косвенным признакам: повышенная раздражительность ребенка по любому поводу; неуравновешенность; проблемы с учебой; соматические расстройства, другие признаки хронического стресса.
Огромное количество детей реагируют на появление новорожденного в семье желанием вернуться в раннее детство. Они могут попросить, чтобы их тоже кормили из соски, начать неправильно говорить, сюсюкая и коверкая слова, делать вид, что не могут сами одеться и даже снова начать мочиться в штанишки. Лучше всего отреагировать на такую ситуацию с юмором, а все свои усилия сосредоточить на том, чтобы старший ребенок не чувствовал себя лишним и заброшенным. Нельзя, конечно, полностью оградить детей от неприятных чувств и эмоций, но можно постараться, чтобы эти чувства не обострялись и не приобретали патологические формы.
Что могут сделать родители?
Очень часто отец или мать склонны приписывать позитивные качества ребенка своему умелому воспитанию, а вот в недостатках при этом оказывается виноват кто-то совсем другой — муж или жена, бабушки, дедушки, плохие учителя или нехорошие друзья. И во многих семьях постоянно возникают споры: кто же из супругов виноват в том, что дети «получились не такими», в том числе и почему они не мирят между собой, где были посеяны семена раздора?
От родителей зависит, конечно, не все, но очень многое. Однако не стоит при этом примерять на себя роль режиссера, сценариста, кукловода, суфлера или дирижера. Наивно думать, что вы сможете так безупречно правильно себя вести, что ваши детки, как ангелочки, сразу воспылают взаимной любовью и с утра до вечера будут озабочены лишь тем, чем бы поделиться, как помочь друг другу или сделать что-нибудь приятное. Попытайтесь представить себе таких идеальных детей — и вы сразу поймете, что подобная картина слишком далека от реальности. Ведь конфликты и недоразумения неизбежны между супругами, друзьями, соучениками, коллегами, соседями. Почему братья и сестры должны быть исключением? При трезвом взгляде на проблему она сразу обретает свои истинные масштабы.
И все-таки родители могут многое. Старшего ребенка необходимо заранее готовить к появлению братика или сестрички. Ему будет легче привыкать к этой мысли постепенно. Рождение малыша неизбежно изменит жизнь старшего ребенка, особенно если он был единственным в семье. Поэтому желательно, чтобы он не был слишком ущемлен в жизненном пространстве. Но как бы то ни было все необходимые реорганизации и приготовления (устройство комнаты или уголка для новорожденного и т.п.) стоит сделать заранее, чтобы старший ребенок успел адаптироваться к новым условиям. Важно беседовать с ребенком о будущем появлении малыша. Если он будет включен в процесс ожидания, то неизбежно будет задавать вопросы и ко многому будет психологически готов. Очень полезно объяснить старшему ребенку (независимо от возраста), что появление братика или сестрички стало возможным, так как он уже «взрослый» и семья рассчитывает на его помощь.
С появлением новорожденного придется себя контролировать, чтобы не слишком им восхищаться в присутствии старшего ребенка. Родителям стоит выработать общую линию поведения и донести ее до бабушек и других родственников, чтобы те с порога не восклицали: «А где наш маленький? У меня для него подарочек».
До 10 лет ребенок очень подвержен внушению. Поэтому если все время повторять: «Он такой добрый мальчик, он так любит свою сестричку», ребенок так себя и поведет. А вот если вы будете твердить: «Она не любит братика, потому что ей меньше уделяют внимания», то малышка может воспринять эти слова как аксиому.
Почаще хвалите старших детей, их действия и поступки, т.к. первенцы порой начинают себя недооценивать после рождения второго ребенка. Дайте почувствовать старшему ребенку, что вы его любите. Любовь проявляйте самыми разнообразными способами: хвалите ребенка, уделяйте ему время и внимание, дарите маленькие подарочки, обнимайте, целуйте, берите на руки. И обязательно привлекайте старшего ребенка к помощи в присмотре за новорожденным. С энтузиазмом предлагайте ему: «А вот сейчас мы вместе с тобой…» как если бы речь шла об очень интересном деле. Конечно, девочки в большей мере склонны к ранним проявлениям материнства, однако не стоит недооценивать помощь мальчиков в уходе за новорожденными. Но если девочки больше склонны копировать мать и учиться у нее «как надо делать», то с мальчиками нужно советоваться, спрашивать их мнение — они тогда проникаются ролью старшего, помощника, мужчины, который контролирует ситуацию. Очень важно дать возможность старшему ребенку гордиться своей «зрелостью». Размышляйте вместе с ним о неудобствах младенчества и преимуществах «взрослой» жизни по сравнению с новорожденным (возможность пойти погулять с ровесниками, ходить в школу, смотреть «взрослые» фильмы). Мечтайте вместе со старшим ребенком (или детьми) о том, что будет, когда малыш подрастет: как с ним можно будет вместе поиграть в куклы или футбол; поехать всей семьей попутешествовать; как интересно будет всем вместе вести его в первый класс…
Всегда стоит помнить, что в общении друг с другом сиблинги приобретают первый неоценимый опыт социализации. Научившись общаться с себе подобными, им легче будет ладить с соучениками, друзьями, противоположным полом, а впоследствии выстраивать семейные отношения. Но для того, чтобы они всему этому научились, нужно поменьше вмешиваться в ссоры между детьми. Намного лучше развести их по разным углам, чтобы они соскучились и в следующий раз не устраивали шумной потасовки; можно постараться отвлечь их внимание, а когда они станут постарше — научить их идти на компромисс или приходить к консенсусу. И особенно важно, чтобы дети решали свои конфликты напрямую, без «посредничества» старших, умели формулировать свои претензии и привыкли адресовать их друг другу, а не прибегать к банальному ябедничеству. То есть: «Мне не нравится, что ты берешь мои вещи», а не «Мама, он снова рылся в моем столе».
Будьте готовы, что по мере взросления детей неизбежны периоды то улучшения, то ухудшения отношений между ними. Ведь каждый ребенок переживает свои возрастные кризисы, которые у них не совпадают. Так, младший, для которого старший долго был непререкаемым авторитетом, в 6—7 лет может стать невыносимым, отвечая «нет» даже тогда, когда его старший брат или сестра попросят за столом передать хлеб. Ничего страшного — просто младший ребенок отвоевывает свое право (пусть и перегибая немного палку) на свое мнение, свой поступок, свою ошибку, свое Я. А вот старший ребенок в 14—15 лет может начать искать возможности побыть одному, отказываться присмотреть за малышом и даже стыдиться пройти с ним по улице. Тоже нормально. Это период самоидентификации, боязни быть смешным, налаживания взаимоотношений с противоположным полом, где «третьему» (пусть даже брату или сестре) не место.
Роль родителей в эти всегда непростые периоды — не драматизировать, не мешать, не диктаторствовать, не впадать в ложное морализаторство. Но вместе с тем обязательно нужно сглаживать острые углы, не допуская «перегибов на местах», — вовремя пристыдить старшего, отвлечь младшего, придумать общее дело и попросту продолжать любить своих детей, какими бы колючими они ни были, и стараться постоянно им это показывать.
Разделим все поровну?
Казалось бы, при соблюдении принципа «всем сестрам по серьгам» ревность возникнуть не должна. Но реальная возможность поровну делить между детьми житейские блага весьма условна. Пока дети маленькие, это более-менее реально, но все равно девочке подарят куклу, а мальчику машинку; младшему — конструктор, а старшему — футбольный мяч. И даже если в семье однополые близнецы, необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка и его специфические потребности, а не впадать в примитивную уравниловку. И поэтому так важно приучать детей осмысливать и уважать потребности, вкусы и пристрастия своих братьев и сестер.
А вот необходимость дарить своим детям равную любовь, казалось бы, не подлежит обсуждению. Но это из разряда аксиом, которые так тяжело воплотить в жизнь. И как бы мы ни старались, но неизбежно по-разному будем любить наших детей. Ведь есть мальчики и девочки; младшие и старшие; ранние и поздние; маленькие спортсмены и неловкие увальни; боевые и застенчивые; пай-детки и сорванцы; красивые и не очень; способные и полные тупицы; трудолюбивые и клинические лентяи; отражение наших достоинств или недостатков; похожие на любимого мужа или на ненавистную свекровь... Когда ребенок один — мы его просто любим, если детей несколько — мы поневоле их сравниваем, а порой еще и озвучиваем наши наблюдения. И вот этого категорически нельзя допускать! В родительской любви ребенок черпает чувство защищенности и безопасности. Ему важна ежесекундная уверенность в том, что родители любят его таким, какой он есть. Если же они идут по пути сравнения ребенка с его братьями или сестрами, то малыш начинает испытывать неприязнь и к родителям, и к другим детям в семье.
Так же сложно бывает делить поровну между детьми свое внимание. У родителей попросту может не хватать сил не только покормить и проконтролировать старшего ребенка, но и поиграть с ним, почитать книжку, просто поговорить. И все-таки практика показывает, что мы не находим времени именно на то, что кажется нам не особенно важным. Поэтому нужно заранее настроиться на то, что нельзя экономить время на проявлении любви и внимания.
Но при этом нельзя забывать, что женщине, кроме новорожденного и старшего ребенка (или детей), нужно больше обычного уделять внимания еще и мужу, свекрови, собственным родителям, чтобы никто из них не почувствовал себя заброшенным, ущемленным, обойденным, вовсе не нужным или попросту используемым. Так что, разорваться? Метаться между всеми, одаривая крохами внимания? Выпасть в другое измерение? Отнюдь. Просто стоит вспомнить, что речь идет не об отдельных людях, волею судеб очутившихся рядом под одной крышей, а о семье, где царят понятия «мы» и «вместе» — вместе любить маленького нового члена семьи, вместе о нем заботиться, вместе радоваться его новым шагам и умениям. Но это целое искусство — суметь так разделить свое внимание между членами все увеличивающейся семьи, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Об этом мы поговорим отдельно в одной из наших следующих статей.
http://www.zn.ua/3000/3855/53477/
№ 20 (599) 27 мая — 2 июня 2006