Менеджмент как категория людей
Менеджмент — определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление.
Менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях.
В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности — линейных и функциональных.
Менеджмент — интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Менеджмент как процесс управления
Менеджмент как процесс управления рассматривается
1) по стадиям управления
2) по основным сферам деятельности фирмы
3) по выполняемым функциям управления
1. По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
Стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).
Оперативное управление — деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в себя:
• организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов;
• выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры.
Контроль — это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления.
2. Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы — управление:
• стратегией (стратегический менеджмент);
• маркетингом (маркетинговый менеджмент);
• финансами (финансовый менеджмент);
• персоналом (кадровый менеджмент);
• исследованиями и разработкам и (инновационный менеджмент).
3.Менеджмент предполагает выполнение таких управленческих функций: планирование, организация, координация, мотивация, принятие решений, руководство, учет и анализ, контроль, регулирование и т.д.
Итак, основная задача менеджмента — сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.
Процесс управления
В этой теме для изучающих менеджмент будут освещены следующие вопросы:
• понятие процесса управления;
• свойства процесса управления;
• содержание процесса управления;
• этапы процесса управления;
• стадии процесса управления;
• роль управляющего воздействия в процессе управления;
• постоянные воздействия;
• периодические воздействия;
• понятия: «действие», «воздействие», «взаимодействие»;
• направления и типы воздействия;
• источники воздействия в процессе управления.
В предыдущей теме мы показали, что каждая из систем предприятия (как системы управления) – управляемая и управляющая – имеетсвою организационную структуру, которая служит формой существования процесса. Следовательно, каждая из названных систем имеет и свой процесс.Ранее уже шла речь о процессе управляемой (производственной) системы, называемом производственным, независимо от того, материальное это или духовное (нематериальное) производство, где он протекает.
Процесс управления, протекающий в управляющей системе, имеет сходство с производственным процессом и свои особенности, объясняемые природой управленческого труда. Производственный процесс направлен на производство благ и услуг, а итогом процесса управления является подготовка управляющего воздействия и решений. В этом основное различие этих процессов.