Расписание психотерапевтических мероприятий с пациентами в отделении и его обоснованность.

Особое значение для повышения эффективности результата лечения больных алкоголизмом в отделении с интенсивной психотерапевтической и реабилитационной программой, имеет рациональное распределение в течение рабочего (лечебного) дня различных по направленности и эмоционально-психологической нагрузке психотерапевтических и реабилитационных мероприятий.

Первым, в связи с этим, необходимо рассматривать интенсивность и очередность различных занятий, в которых должны участвовать пациенты. К концу или в течение лечебного дня пациент не должен испытывать интенсивную усталость, как физическую, так и эмоциональную. Выраженная усталость у пациентов может появляться в процессе прохождения лечебной программы в основном при чрезмерной нагрузке, когда расписание слишком насыщено, или же, наоборот, при недостаточном участии их в психотерапевтическом и реабилитационном процессе, когда развивается скука от бездеятельности. Усталость от лечения, появившаяся у пациентов, обычно приводит их к сопротивлению процессу лечения, а так же и к ухудшению удерживаемости больных в стационаре (программе), т.е., иными словами, увеличивается выписка пациентов за различные нарушения режима отделения. Соответственно, основным критерием правильности составления расписания ежедневной лечебной работы является удерживаемость пациентов в отделении. Максимального результата по вышеназванному критерию удается добиться, соблюдая следующие принципы при составлении ежедневного расписания:

· Разнообразие лечебного процесса по динамике;

· Разноплановость (разнообразие) занятий по информационной и эмоциональной насыщенности;

· Возможность для пациента в течение лечебного дня иметь так же достаточно времени для отдыха.

Ниболее оптимальным расписанием психотерапевтических мероприятий, отвечающим таким принципам, является следующий распорядок дня:

1. Утренняя лекция или тренинг. Длительность 30-50 минут. Должны проходить после завтрака.

2. Занятия в малых группах. Длительность 60-90 минут. Начинаются после первой лекции с интервалом через 15-30 минут.

3. Послеобеденная лекция или тренинг. Длительность 30-50 минут. Желательно проводить не ранее чем через 45-60 минут после приема пищи.

4. Вечерние занятия (тренинг) по ознакомлению с работой сообщества АА и программой «12 шагов». Длительность два занятия подряд по 30-50 минут каждое с интервалом в 15-20 минут.

Строгое соблюдение подобного распорядка дня позволяет добиться максимального удержания пациентов в лечебной программе.

Особое внимание следует уделить составлению расписания информационной части программы. Лекционный и тренинговый материал, который предлагается пациентам в процессе лечения, может оказывать достаточно сильное эмоциональное воздействие на больного зависимостью человека. Учитывая эту особененость можно предположить, что если вовремя не проработать такое, возникшее у больного, состояние психотерапевтическими методиками, то можно с высокой долей вероятности ожидать обострения патологической тяги и, как следствие, того или иного нарушения режима.

Организация работы со средним и младшим медицинским персоналом в стационарном отделении с интенсивной психотерапевтической и реабилитационной программой, использующей принципы программы «12 Шагов».

- В связи со спецификой работы среднего и младшего медицинского персонала в психотерапевтическом отделении по лечению больных зависимостью стоит задача по переориентации его от простого наблюдения за больными к комплексному обслуживанию пациентов.

Врачами, психологами и социальными работниками отделения регулярно проводятся занятия со средним и младшим медицинским персоналом по различным видам поражения личности и организма у больных зависимостью, особенностям психопатологических проявлений в период их лечения.

Наши рекомендации