Модуль 3. Сознание и бессознательное.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психологических образований в функционировании которых субъект не отдает себе отчета.

ИДЕНТИЧНОСТЬ - свойство человека сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе. Представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии).

РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ (житейское сознание) - совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - стремление человека к полному выявлению и развитию своих способностей, личностных возможностей.

СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

СУПЕР-ЭГО (Сверх-Я) - одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая система представлений личности о самой себе.

Модуль 1+. Свойства, структура и типология личности.

АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — чрезмерная выраженность отдельной черты личности, представляющая крайний вариант нор­мы, граничащая с психопатией.

ДИСПОЗИЦИЯ (или предиспозиция) — готовность, предрасположенность субъекта к действию, поступку; черты личности, образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду.

ЗАДАТКИ – анатомо-физиологическая основа способностей.

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (“наивная концепция личности”, “теория личности здравого смысла”) — совокупность неявных представлений человека о личности, о связях между личностными чертами.

ИНТЕЛЛЕКТ – общая адаптационная способность; общая умственная способность.

ИНТЕРНАЛ – тип личности, склонный брать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

ИНТРОВЕРТ – тип личности, преимущественно ориентированный на внутренний мир.

КРЕАТИВНОСТЬ – общая творческая способность.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от сложившейся ситуации, направляющих поведение и деятельность личности. Выражается в устойчивых интересах, склонностях, влечениях, желаниях, идеалах, убеждениях, мировоззрении человека.

СПОСОБНОСТИ – индивидуальные особенности людей, проявляющиеся в успешности какой-либо деятельности и определяющие легкость и быстроту обучения этой деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - максимальный успех, на который рассчитывает человек в том или ином виде деятельности, уровень трудности, степень сложности целей, которые он выбирает для достижения в деятельности, на которую он считает себя способным.

ХАРАКТЕР – совокупность свойств личности, определяющая особенности отношения к себе, к людям, к труду, к вещам.

ЭКСТЕРНАЛ - тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым как бы снимая с себя ответственность.

ЭКСТРАВЕРТ – тип личности, ориентированный на внешний мир в большей степени, чем на собственный внутренний мир.

Список обязательной литературы

1. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие /Л.П. Баданина. – 2-е изд. - М.: Флинта, 2012. – 448 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=25349

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2012.

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21947&cat=1044&page=2

4. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21516&cat=1084&page=1

Список дополнительной литературы

1. Аверин В.А. Психология личности. СПб., 2007.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - Москва-Воронеж, 1996.

4. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 2007.

5. Берн Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

6. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

8. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002.

9. Мерлин В.С. Очерк интегральной индивидуальности. М., 1986.

10. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.

11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

12. Психология индивидуальных различий [Текст] / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М. : ЧеРо, 2000.

13. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Составитель Л.В. Куликов, СПб.: Питер, 2008.

14. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально психологических различий. М., 1979.

15. Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Личность и личностный рост. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК : Нева ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб, 2003.

17. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.

18. Яковлева И.В. Психологические детерминанты и механизмы регуляции поведения человека – глава 6 в уч. пособии СПбГУЭФ «Психология и педагогика»/ под ред. И.В.Андреевой, с.90-106, 2003.

ТМК (тест минимальной компетентности – на основе
глоссария)

Инструкция: дайте определения следующим понятиям:

1. адаптация социальная

2. гуманистическая модель личности

3. индивид

4. индивидуальность

5. личность

6. поведенческая модель личности

7. психоаналитическая модель личности

8. субъект

9. экзистенциальная модель личности

10. идиографическое описание личности

11. номотетическое описание личности

12. значение

13. личностный смысл

14. общение

15. психосемантика

16. речь

17. смысловой барьер

18. подтекст

19.язык

20. бессознательное

21. идентичность

22. рефлексия

23. обыденное сознание (житейское сознание)

24. самоактуализация

25. сознание супер-эго (сверх-Я)

26.Я-концепция

27. акцентуация личности

28. диспозиция (или предиспозиция)

29. задатки

30. интеллект

31. интернал

32. интроверт

33. креативность

34. направленность личности

35. способности

36. темперамент

37. уровень притязаний

38. характер

39. экстернал

40. экстраверт

Наши рекомендации