Этот серьезный человек дошкольник 10 страница

Часто детей необходимо отвлекать от мыслей о сим- птомах болезни. Например, сократить частоту приступов кашля при коютюше. Ребенок все время должен быть чем- то занят. Увлеченный игрой, он как бы забывает о кашле.При этом заболевании очень полезны игры с водой. Су­хой воздух раздражает дыхательные пути и может выз-


вать приступ. А увлажненный воздух, наоборот, благо­приятно влияет на дыхательные пути ребенка. Поэтому постарайтесь приготовить для детей ванночку с теплой водой. Пусть малыш пускает кораблики, моет кукол, сти­рает. Выпиливать и выжигать больным коклюшем по тем же причинам нельзя.

При любом заболевании легких и верхних дыхатель­ных путей не следует разрешать детям играть на полу. При этом малыши сидят скрючившись, на корточках, сжав грудную клетку. При такой позе нарушается кровообра­щение и вентиляция легких, затрудняется дыхание.

Несколько слов об игре детей, длительно находя­щихся на постельном режиме. Бывает так, что дети ока­зываются в постели на долгие месяцы, а иногда и на годы. Дети лишены возможности двигаться, играть со сверстниками. Замедляется формирование игровой дея­тельности, что приводит иногда к существенным пере­стройкам психического мира и личности ребенка. И здесь разумно организованные занятия с ребенком могут при­годиться. Хорошим помощником может быть сказка. Но детям нужно не только читать, а главное, с помощью специальных игрушек показывать сказку, драматизиро­вать, побуждая детей принимать возможно более актив­ное участие в такой игре. Слушание сказки в значитель­ной степени является мысленной игрой. Такую игру следует всячески поощрять.

Хочется обратить внимание родителей еще на один существенный момент в занятиях детей, длительно пре­бывающих в постели. Необходимо в ходе драматизации особое внимание уделять действиям и поступкам героев Рассказа. Надо, чтобы в процессе игры-драматизации у Детей формировались все те же качества личности, кото­рые приобретают здоровые дети в ролевой игре. Игра-дра-Матизация у детей, по тем или иным причинам ограни­ченных в движении, может стать средством полноценного






психического воспитания ребенка. Внимание к детской игре, таким образом, необходимо не только когда ребе­нок здоров, но и тогда, когда ребенок заболел...

Нервные дети и игра

Нервность в детском возрасте, бу-дучи незамеченной, закрепляется.

В. Мясищев

Бывает так, что по тем или иным причинам в разви-
тии ребенка наблюдаются некоторые особенности, откло
нения. Они дают себя знать нарушениями сна и аппетита,
повышенной капризностью, излишней эмоциональное
тью и многими другими симптомами. Лечение и воспита­
ние таких детей обязательно проводится под контролем и
при содействии психоневролога и клинического психо-
лога. Но и сами родители должны оказать первостепен
ную помощь своим детям, потому что, как это ни обид-
но слышать, причинами детской нервности чаще всего
являются ошибки воспитания.

Здесь хочется напомнить родителям, что воспита"

ние — это прежде всего процесс созидательный,' а нг
исправительный и тем более не карательный. Однако ча-
сто, особенно в воспитании нервных детей, вниманй
взрослых привлекают главным образом уклонения в раз-
витии или неправильные формы поведения.

Родителям, обратившимся за психологической помощью по поводу детской нервности, предлагалось пи- сать небольшие сочинения на тему «Портрет моего ребенка». Оказалось, что многие родители подчеркивали всевозможные недостатки своих детей, подробно опи- сывали негативные черты характера, неблагоприятные привычки и склонности, и, к сожалению, очень редко встречались описания положительных качеств ребенка, того, с чем он успешно справляется, тех ситуаций, когда

ребенок ведет себя хорошо. Складывается впечатление, что все свое внимание родители посвящают непосред­ственной борьбе с недостатками, пытаются исправлять, выпрямлять, искоренять, переделывать. Однако необхо­димо признать, что такая непосредственная борьба с не­достатками чаще всего оказывается бесплодной. Более того, она скорее вредна, так как, поглощая все внима­ние и силы родителей, закрывает от них и личность са­мого ребенка, и сущность воспитательной работы.

Поэтому главное условие преодоления детской не­рвности —- постоянная работа родителей по созиданию и укреплению всего того, что есть ценного в ребенке, с опорой на положительные стороны его личности. Такая созидательная работа — единственно эффективное сред­ство борьбы с отрицательными сторонами личности ре­бенка.

Для того чтобы поведение и развитие ребенка со­вершались гармонично, чтобы он радовал родителей сво­ими успехами, чтобы он сам мог жить радостной, пол­ной, плодотворной жизнью, необходимо постоянно искать и находить все сильные стороны его развиваю­щейся личности, все завоевания его психофизической организации. Эти сильные положительные свойства име­ются абсолютно у каждого ребенка, но часто бывают скрыты, не проявляются в поведении и остаются неза­меченными ни родителями, ни тем более самим ребен­ком.

Именно поэтому хочется дать родителям конкрет­ные рекомендации по использованию игры для исправ­ления некоторых нежелательных особенностей поведе­ния детей, в которых главные усилия направляются на созидание новых способностей и умений ребенка, помо­гающих преодолевать трудности.

В главе о детском воображении уже подчеркивалась Недопустимость развития фантазий ребенка по линии

только словесной, речевой деятельности. Повышенное фантазирование, как правило, связано с отставанием в развитии моторной сферы. Поэтому необходимо привле­кать ребенка к подвижным играм с правилами, разви­вать моторную ловкость в упражнениях на координацию движений и в конструктивных играх. Но ни в коем случае нельзя запрещать детям говорить на тему излюбленных фантазий, попробуйте переключать внимание ребенка. Предложите игровой сюжет, но так, чтобы в нем отчет- ливо выступало правило. С детьми, у которых ускорен темпречевого развития, что, кстати, также может быть при- знаком нервности, не следует много играть в игры с пe- ревоплощениями в игровые персонажи. Вся игра обязан тельно должна быть действенной, а не только речевой. В дошкольном возрасте у детей может возникнуть серьезное нарушение речи. Это заикание, нарушение тем­па и мелодии речи. Причин заикания много, возможны элементы подражания, иногда испуга. Но психологами, было установлено, что заикание чаще всего возникает в, семьях, где к детям предъявляют слишком высокие тре­бования. Ускоренный темп речевого развития, требования правильной грамматической формы высказываний когда еще не вполне освоено умение правильно выговаривать звуки, — вот условия, провоцирующие возникновение заикания у дошкольников. Если заикание возникло, надо прежде всего обратиться к специалисту. дома свести к минимуму речевое общение с ребенком, но как можно больше уделять ему внимания и тепла в неречевой форме. В доме должна быть совершенно спокойная обстановка, не надо грозно требовать от ребенка медленной речи, следует дружелюбно и мягко попросить малыша не торопиться, четко формулировать вопросы.Полезно обратить внимание на темп речи и четкость про изнесения звуков и самим родителям. Заикающийся должен слышать спокойную, лаконичную и четкую речь.

187 Очень полезно использовать игры с наручными куклами «бибабо». Обычно, выполняя роли кукол, дети начинают говорить без толчков. Большое значение имеет игра для отвлечения от контроля за правильностью речи, кото­рый только усиливает заикание. Родителям следует знать, что лучшие результаты лечения заикания в дошкольном возрасте достигаются в первые месяцы после его возник­новения, поэтому необходимо использовать все пути для ликвидации этого речевого недуга, не забывая при этом о лечении игрой.

У некоторых детей нервность проявляется в виде дви­гательной расторможенности. И здесь правильно органи­зованная игра — хороший помощник родителям. Очень полезны детям игры по правилам, причем такие, где дви­гательная активность контролируется игровой ролью или сюжетом. Специальными исследованиями было показа­но, что возможность контроля за движениями значитель­но облегчается в игре. Кроме того, здесь полезно исполь­зовать влияние коллективной игры. Оказалось, что выполнение роли часового в ситуации одиночной игры было более сложным, чем в игре со сверстниками. При­сутствие партнеров по игре облегчает контроль за свои­ми движениями.

Бывает и так, что у ребенка со слабой нервной сис­темой укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками. Не следует поспешно требовать вклю­чения в группу играющих. Надо только почаще предос­тавлять возможность играть рядом с детьми, наблюдать за игрой детского коллектива и лишь осторожно и посте­пенно вводить ребенка в игру. Иногда можно пригласить близкого товарища или подругу. Привыкнув к парной игре, дети легче войдут в играющий коллектив.

Очень частым проявлением детской нервности ста­новятся страхи. Под влиянием прочитанных сказок, про­смотренных кинофильмов дети начинают бояться тем-






ноты, им представляются устрашающие образы. Дети подолгу не могут заснуть, плачут, требуют постоянного присутствия взрослого. Иногда у детей возникают состо- яния общей повышенной тревожности, что бывает в се­мьях, где ребенка воспитывают чрезмерно строго или запугивают, желая добиться послушания.

Для борьбы с подобными страхами можно исполь­
зовать игру, вводя в нее устрашающий персонаж. Дети, у
которых есть, например, страх бабы-яги или Кощея, могут принять участие в игре по сюжету «поход к Кощею и
бабе-яге». Для этого можно построить замок Кощея, из­
бушку на курьих ножках. Потом надо отправиться в путь,
а на пути пройти несколько препятствий. Перейти через
воображаемый темный лес, глубокую речку. Можно ис­
пользовать в игре маски или кукол. Обязательно надо
позволить ребенку быть воинственным, угрожать Кощею.
Полезно поменяться ролями, чтобы дети сами побыли
Кощеем или бабой-ягой. После чего надо изменить игро­
вой сюжет так, чтобы устрашающий образ перестал быть
угрожающим. Встречаясь лицом к лицу со своим страхом
в присутствии родителей, дети приучаются преодолевать
волнующие их переживания. У детей со страхами полезно
повышать уверенность в своих силах, самооценку. В этом
могут помочь подвижные соревновательные игры. Надо
постоянно отмечать успехи и достижения ребенка. «Смот-
ри, каким ты стал ловким, вот как у тебя стало здорово
получаться!» В игре легче всего преодолеваются и устра-
няются самые разные детские страхи.

Специалистам хорошо известно, что при лечении любых форм детской нервности успех достигается не тог- да, когда удается устранить тот или иной недостаток, симптом, а тогда, когда в какой-то мере удается удов- летворить основные потребности формирующейся лич- ности ребенка, насколько широко открываются перепек-тивы ее развития. Это помогает не только преодолевать!

уже сложившиеся неблагоприятные формы поведения, но, главное, ликвидировать почву для фиксации новых осложнений развития. И как уже не раз подчеркивалось на страницах этой книги, именно игра является движу­щей силой развития и укрепления всех сторон душевной жизни ребенка.

Хочется еще раз напомнить, что главным условием устранения детской нервности является внушение ребенку чувства уверенности, веры в свои силы, в свою способ­ность преодолевать лежащие на пути препятствия. С са­мого появления на свет и еще долгие годы ребенок явля­ется существом беспомощным, зависимым, скованным в своих действиях и побуждениях. С первых самостоятель­ных шагов ослабляются цепи постоянной зависимости. Малыш начинает испытывать свои собственные силы, все больше сознавать себя активным существом, способ­ным не только вносить изменения в окружающую его среду, но и влиять на других людей. С этого момента на­чинается рост его личности, который совершается в тес­ной связи с возрастанием независимости и свободы, что, к сожалению, встречает обычно наибольшие препятствия в условиях семейной обстановки и семейной педагогики.

Играя с ребенком, родителям необходимо постоян­но отмечать любой, даже самый незначительный успех малыша. Не забывайте положительно оценить выбор иг­рушек, удачный сюжет, ловкое игровое действие, вдох­новенно разыгранную роль. Не бойтесь такими похвала­ми избаловать ребенка, помните, что упрямыми и капризными становятся обычно неуверенные в себе дети. Совершенно неверно думать, будто ребенок всегда идет по линии наименьшего сопротивления. Наоборот, он любит преодолевать препятствия, любит демонстриро­вать себе и другим свою силу. Малыш как бы всегда нахо­дится в состоянии соревнования. Он добивается опреде­ленного места в семье, признания своей значимости и в

своих глазах, и в глазах близких для него людей. Родители не только не должны ставить препятствия таким стрем­лениям ребенка, а, напротив, должны поощрять и взра­щивать эти стремления.

Играйте с вашими детьми, постоянно подкрепляй­те их естественную потребность в развитии и совершен­ствовании. Итак, при лечении нервных детей, прибегая к помощи лекарств и лечебных процедур, не забывайте об;. игре — одном из методов лечения детской нервности.

Игра и гигиена душевной жизни

Душевное здоровье — важнейшее
условие здоровья телесного.

Е. Аркин

Много сил тратят мамы, стараясь обеспечить детям? полноценное питание, теплую и удобную одежду, неус­танно следят за чистотой помещения, достаточным пре- быванием на свежем воздухе. Но бывает так, что за эти- ми повседневными и многотрудными заботами забываетсяеще одно важнейшее условие полноценного воспитания!, Речь идет о знании и выполнении правил гигиены ду ^ шевной жизни, или иначе — о психогигиене детей. Ксожалению, многие родители, заботясь о своевременно-; сти прививок и необходимом количестве витаминов, н оценивают в достаточной степени влияние душевного (психического) состояния ребенка на его физическо здоровье. Для жизнеспособности человеческого организ': ма велико значение психического фактора. Современна! медицина совершенно определенно утверждает, что та: кие встречающиеся у детей недомогания, как головны боли, слабость, отсутствие аппетита, капризность, чаб, то возникают на почве нездорового душевного состоя! ния, различных неблагоприятных переживаний. Быва и так, что недооценка крайней хрупкости, изменчиво

ти и податливости детской психики приводит к тому, что родители, сами того не ведая, оказывают вредное воздействие на нервную систему ребенка, ослабляя тем самым его здоровье в целом. Все это очень и очень серь­езные вопросы, над разрешением которых много думают и врачи, и педагоги, и психологи. Остановимся лишь на тех моментах организации здоровой душевной жизни ре­бенка, в которых может стать полезной детская игра. Нет' сомнения в том, что первые и самые значимые люди в ' жизни ребенка родители. Их влияние не только самое' сильное и всеобъемлющее, но и самое длительное. Стиль ! воспитания в семье накладывает неизгладимый отпеча- \ ток на личность, на всю последующую жизнь человека. Наиболее полезный и эффективный стиль воспитания в обобщенной форме может быть сформулирован как со- ' четание теплого эмоционального отношения к детям (мо- ..! ральная поддержка, преобладание поощрительных воз­действий над запретами и наказаниями) с четко определенными правилами поведения, в пределах кото­рых детям предоставляется достаточный простор для лич­ной инициативы. Однако сформулировать эти общие тре­бования, конечно же, значительно проще, чем, несмотря на трудности на работе, огорчения и житейские неуря­дицы, неустанно следовать им. Приведем некоторые при­меры повседневного использования игры, которые мо­гут облегчить ваши отношения с ребенком, избавят вас от необходимости наказания и долгих, но малопродук­тивных «проработок».

Бывает так, что нам необходимо быстро одеть ре­бенка, покормить или заставить что-то сделать. Не пере­утомляйте детей волнением и спешкой. Видя ваше беспо­койство, ребенок может и сам заволноваться, а это скорее вызовет слезы, упрямство, непослушание. Гораздо про-ц1е, по возможности весело и непринужденно, обыграть Действие. «Смотри, дочка, а сейчас твой мишка пойдет






этот серьезный человек дошкольник 10 страница - student2.ru мыть руки. Ой, а он же еще не умеет. Давай-ка научим

его!»

Часто по тем или иным причинам у детей может возникнуть ослабление аппетита. И в этом случае игра помогает. Организуйте эмоциональную радостную игру, часто этого достаточно для восстановления полноценного питания. Иногда можно обыграть сам процесс еды. Этому помогает детская посуда. Малышам весело наблюдать, как постепенно на донышке появляется цветной рисунок! Часто ребенок капризничает, не хочет идти в детский сад. И здесь помогает игра. Можно очень быстро добраться до детского сада таким способом. Я в черной шубе — черная лошадка, а сын в беленькой шубке —белая лошадка. Кто первый доскачет до детского сада? И вот наперегонки, обгоняя друг друга, мы скачем в детский сад. Настроение бодрое, а там нас ждут друзья. А на следующий день нам помогает другая игра. Кто первый наступит на тень от ближайшего дерева. Я! А теперь я!

Очень охотно дети включаются в игру со сказочны-ми персонажами из любимых книг. Буратино, Винни-Пух Доктор Айболит помогут вам решить многие трудные

Проблемы.

Нельзя резко прерывать игру, если она всецело зах
ватила ребенка. Возможности к переключению у дошколь
ников ограничены. Вы можете включиться в игру на npa
вах участника, изменить ее сюжет и подготовить ребенк
к окончанию игры. Иногда дети, расшалившись, уже не
играют, а просто бесцельно возятся, изнуряя себя и дру-
гих излишним шумом и визгом. Не прерывайте возню
резким окриком или запретом. Лучше отвлечь детей, по-
казав им привлекательную игрушку или предложить бо-
лее спокойную, но обязательно интересную игру.

Не жалейте слов на похвалу ребенка. Обычно мы хва­лим детей за то, что они выполняют свои элементарны

домашние обязанности, убирают игрушки. Это неплохо. Но важнее — похвалить ребенка, если он сам придумал что-то новое, организовал увлекательную игру для млад­ших, создал богатую воображаемую ситуацию, собрал сложный узор из мозаики, построил модель из конст­руктора. Вообще всякое игровое действие, в котором ре­бенок сделал то, что еще вчера было ему недоступно, не должно оставаться незамеченным. Все это обязательно надо поощрять... К наказаниям следует относиться осо­бенно внимательно. Не стоит наказывать детей, если их непослушание и капризы вызваны какими-то понятны­ми причинами. Часто мы не учитываем повышенной воз­будимости нервной системы детей и сами переутомляем их впечатлениями и событиями.

В главе об игрушках уже обсуждался вопрос о том, что не следует лишать детей любимцев, наказывая за просту­пок. Однако если ребенок забывает убирать игрушки на место, можно попробовать обыграть исчезновение некото­рых игрушек. В одной семье практиковалась игра в магазин игрушек. Те предметы, которые уже надоели детям и не использовались в играх, под всякими занятными поводами исчезали. Буратино уходил в путешествие, паровоз посту­пал в ремонт, куклы навещали своих приятельниц. А сколько радостей приносили встречи со старыми игрушками, ведь вспоминались и былые радости игры с ними! Не жатейте сил на то, чтобы доставлять радость ребенку, участвуя в его играх и фантазиях. «Ночью мы с мамой рассадили в столовой на тахте всех Машиных кукол. Машка вошла в столовую и буквально остолбенела. По словам мамы, ми­нуту стояла в дверях и, наконец, выговорила: «Мама, ты знаешь!.. У Катарины сегодня день рождения. К ней все дети в гости пришли!..» А минут через пять спросила: — Мамоч­ка, это они сами или это ты их так посадила?»

Очень важно вовремя создать условия для игры в Детском коллективе. «Мне надо ребенков, а ты не ребе-

1 94

нок», — заявил мальчик маме, которая предложила за­менить собой не пришедших товарищей. Иногда родите­ли не интересуются тем, как играет их ребенок со свер­стниками. Это ошибка. Очень полезно понаблюдать за поведением ребенка в группе. Поэтому совсем не плохо, если в вашем доме часто звучат детские голоса, если при-?; ятели вашего сына или дочери любят приходить к вам играть. Так устанавливается дружба и взаимопонимание. А вот чего не следует делать, так это запрещать детям играть со сверстниками, которые показались вам непод­ходящей компанией. Действительно, бывает так, что дети попадают под влияние дурного примера, однако запре­тами ничего сделать нельзя. Попробуйте обыграть на кук­лах или с помощью других игрушек поведение вашего ребенка и его партнера. Выразительной интонацией под­черкните ваше отношение к поступкам такого нежела­тельного лидера, продемонстрируйте, как неприятна без­вольная подчиняемость. Результаты будут гораздо более эффективными!

Валерий Брюсов писал в своих воспоминаниях: «Се­режа за что-то поколотил (так, больше шутя) моего ма­ленького брата, тот пошел жаловаться маме. Мама зап­ретила мне играть с Сережей. Мало в жизни я знаю больших унижений, пережитых мною. Обидно, конечно, было не то, что я лишился любимого товарища, а то, что я в свою очередь должен был оскорбить того, кого сам уважал. Судьба сделала так, что я должен был испить чашу унижения до дна. Мне пришлось самому сказать все Сереже, так как, не дождавшись меня, в обычный час пришел за мной сам. Я не умел говорить, не умел выра­зить, что хотел и, покраснев, сказал грубо и прямо: «Мама не позволила мне играть с вами!» Он тоже по­краснел. Эх! Горькие воспоминания! Хочется крикнуть всем родителям и всем воспитателям: много думайте, раньше чем подвергать своих детей унижениям!»


В разделе об игре взрослых уже обсуждался вопрос о полезности разыгрывания конфликтных ситуаций, воз­никающих между детьми и родителями. Такое разыгрыва­ние с успехом может быть применено в любом возрасте, надо только изменять стиль и форму игры в зависимости от возраста ребенка. С малышами разыгрывание ситуаций должно носить характер сюжетной, иногда сказочной игры. Например, выбираются роли плаксивого ежика, каприз­ного мишки, упрямого слоненка. Придумывается неслож­ный сюжет, в котором воспроизводятся близкие к реаль­ным ситуации неправильного поведения малышей. Взрослый берет на себя роли персонажей с положитель­ными чертами поведения, так вы дадите ребенку обра­зец способа действий. Затем попробуйте поменяться ро­лями и вызвать эмоциональное отношение неодобрения у ребенка по отношению к шалунам, плаксам и упрям­цам. Заканчивая игру, выразите уверенность, что ваш малыш совсем не похож на капризулю или грубияна. Дети внушаемы, поэтому не пренебрегайте вовремя и веско сказанным словом. Бывает достаточно, если ребенок не на шутку расшалился, неожиданно и тоном, не вызыва­ющим возражений, но без крика приказать удалиться «капризке» или прогнать «мальчишку-шалунишку». При умелом применении этот метод действует безотказно. Только нельзя ни в коем случае запугивать детей, вызы­вать страх перед непонятными игровыми персонажами.

В более старшем возрасте используйте ролевые игры во взрослых. Фиксируйте внимание детей на правилах поведения, которые заключены в игровых ролях. Ну а со старшими дошкольниками, школьниками и подростка­ми — играйте в самих себя! Разыгрывание конфликтных ситуаций всегда полезнее, чем нагнетание недовольства, недоброжелательности в семье. Семейная игра может стать надежным защитником мира и спокойствия в вашем доме. Правила такой игры просты. Изобразите роль сьша (или






дочери), а его попросите быть родителем. Покажите вашу точку зрения по поводу того или иного события не на языке оценок «хорошо» — «плохо», а путем совместного обсуждения причин и последствий поступков. Попробуйте не навязывать подросткам готовые схемы поведения, а пытайтесь вместе с ними искать и находить самые удач­ные способы решения жизненных проблем.

Заканчивая разговор об игре как одном из методов гигиены душевной жизни, повторим кратко главные тре­бования здорового психологического климата семьи, поддержанию которого способствует игровая деятель­ность.

Во-первых, это чувство жизнерадостности и бодрос­ти, которое должно стать постоянным спутником жизни вашего малыша. Представьте, специальные эксперименты показали, что невосприимчивость к инфекционным забо­леваниям выше у жизнерадостных детей. Атмосфера юмо­ра, шуток, веселья и обязательно игры помогает и взрос­лым, и детям успешнее преодолевать трудности и невзгоды, с которыми всем нам приходится сталкиваться в жизни.

Во-вторых, удовлетворение потребности ребенка в любви, ласке и внимании. Не всегда потребности эти удов­летворяются сполна, но чаще с некоторым преувеличе­нием внешнего выражения по сравнению с интенсивно­стью истинной, разумной заботы и любви. Не забывайте об игре. Занятия и игры вашего ребенка во всех своих формах и проявлениях требуют большого внимания, так­та, терпимости. Относитесь с нежностью и теплотой к любой выдумке вашего ребенка, ни в"коем случае не будь­те равнодушными к образам детской фантазии. Не так давно мой одиннадцатилетний сын признался, как он был рад, что долгое время никто в семье не отрицал существования деда Мороза, и как, спрашивая об этом, он боялся, что придется убедиться в его отсутствии. Не спешите, развенчать вымысел, лучше подыграйте!

«Нарядилась, надела на голову картонный зеленый кокошник, из золотой елочной мишуры сделала се­бе длинную косу, стоит перед зеркалом и любуется. Я заглянул в комнату: «Ой, кто это?» Медленно-мед­ленно поступью павы подходит ко мне. Я говорю: «Кто это такой?» Как это ни удивительно, она верит, что я не узнал ее. Тихо, совсем тихо говорит: «Я — принцесса». Потом опять к зеркалу. Появляется мама. Повторяется та же игра: «Кто это?» — «А вы сами угадайте!» — «Фея?» — «Нет». — «Принцесса?» — «Нет». Я говорю: «Снегуроч­ка?!!»

Радостно прыгает и хохочет. Но когда я вышел, она призналась матери: «Во-первых, и папа не угадал. Я — русалка».

Внимание и тактичное отношение к детским иг­рам — лучшее выражение любви к ребенку.

В-третьих, для здорового психологического климата у ребенка должно быть ощущение полноты жизни, его день должен быть заполнен увлекательной деятельнос­тью. Но ведь об этом мы все время и говорим. Полноцен­ное развитие детской игры в любом возрасте — залог психического здоровья малыша!

^ ^ ^

Вот и подошел к концу наш разговор о детской игре. Безусловно, не все вопросы были рассмотрены, не все проблемы решены... Игра как психологическая проблема дает все еще очень много фактов для научной мысли, еще многое предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каж­додневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, взрослых. Воспитание ребенка — это большая ответственность, большой труд и огромная твор­ческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.






В заключение хочется пожелать родителям успехов на этом пути. И выразить надежду, что игра станет ва­шим истинным другом и помощником. Существует мно­жество игр, есть на свете самые разные игрушки, но каж­дому ребенку важен наполненный любовью взгляд, взрослого, тепло и нежность материнских рук.

Пусть для всех нас, родителей, станут близкими слова Януша Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а выпраши­вает, переживет вместе с ребенком много вдохновенных минут. Пусть совместная игра с вашим ребенком умно­жит эти минуты.

Психотерапия

детского

аутизма





ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние годы патопсихологи все больше внима­ния уделяют изучению нарушений ведущих типов дея­тельности психически больных. Это не только отражает логику развития патопсихологических исследований и расширение арсенала экспериментальных приемов, но и отвечает вопросам психиатрической практики. Особенно нуждается в изучении ведущих типов деятельности (игры, учения) детская психиатрия, где необходимо взаимодей­ствие врача, психолога и педагога в создании оптималь­ных условий для воспитания и обучения аномальных де­тей, для разработки психотерапевтических программ.

Настоящая книга относится к этому циклу исследо­ваний. Известно, что использование игры в целях лечеб­ного воздействия на больного ребенка получило широ­кое распространение в практике «терапии игрой» (play therapy). В книге представлен анализ различных вариан­тов игровой терапии с позиций отечественной теории детской игры.

Необходимо подчеркнуть, что в данном исследова­нии изучалась лишь одна из форм нарушений детской игры, а именно игра при детском аутизме (ранней ши­зофрении). Выбор в качестве объекта исследования этой формы патологической игры связан с несколькими об­стоятельствами. Во-первых, методы терапевтического воз­действия для данной группы больных исчерпываются медикаментозными средствами. Поэтому особенно остро стоит вопрос как теоретического обоснования детской

психотерапии, так и практической выработки новых пси­хотерапевтических методов. Во-вторых, изучение аутис-тической игры может иметь некоторое значение для раз­работки теории детского развития и понимания природы детской игры в норме. На основе теоретических представ­лений об игре автором предпринята попытка экспери­ментального исследования нарушений мотивации, осо­бенностей действий и замещений в аутистической игре. Сформулированы общие рекомендации по использова­нию игры в психотерапии. Дано описание некоторых кон­кретных приемов терапии игрой.

Наши рекомендации