Обсуждение в подгруппе и дискуссия в группе

1. Кейзы должны обсуждаться в атмосфере, которая позволяет свободно и откровенно обмениваться идеями и взглядами. Преподаватель непосредственно отвечает за ход и атмосферу дискуссии. Он должен подавлять в себе искушение постоянно вмешиваться в дискуссию по поводу высказываний, которые ему кажутся неточными или неверными. Задача возражать и критиковать возлагается на самих студентов.

Однако преподаватель может вмешиваться в обсуждение с целью прояснить что-либо, подбодрить застенчивых членов группы к участию и дискуссии, остановить монополизирующих право на высказывания. Он должен по окончании дискуссии указать на важные моменты, которые были упущены при обсуждении, и показать их связь с материалом, изложенным в лекциях и учебниках. Роль преподавателя должна быть более активной, если занятия проводятся со студентами вуза, и менее активной в случае, когда обсуждение кейза ведут повышающие свою квалификацию менеджеры или государственные служащие, имеющие, естественно, высшее образование.

2. Студенты в свою очередь должны быть активными участниками дискуссии, а не просто пассивно присутствовать на обсуждении. Одно из главных преимуществ кейзстади состоит в том, что в дискуссии сталкиваются различные точки зрения и ее участники стараются отстаивать свои позиции.

Студенты, которые хотят повысить свое умение вести дискуссию и научиться деловому общению, получают хорошую возможность аргументировать свою позицию. Участие в дискуссии по поводу управленческой проблемы, в неформальной дружественной атмосфере студенческой аудитории — хороший тренинг для тех, кто за порогом классной комнаты будет иметь дело со сложными перипетиями реальной жизни. Хорошо подготовленные студенты, активно принимающие участие в обсуждении, получают возможность не только развить свое умение общаться и аналитические способности, но и повысить свой творческий потенциал и интуицию, столь необходимую руководителю.

3. Студенты не должны сосредотачиваться только на поисках решения проблемы. Как правило, и это уже отмечалось, не бывает единственно верного решения или простого ответа на поставленные в кейзе вопросы. Не следует также ограничивать дискуссию по поводу кейза только критикой его персонажей. Студенты должны выяснить, что было правильным, а что нет и почему; после этого важно предложить свое решение на базе знаний и приобретенного опыта.

Иногда преподаватель может сглаживать конфликтные ситуации в аудитории с помощью юмора. Это не так просто. И в этом проявятся его умения и талант как педагога и психолога.

И последнее. Кейз, как уже подчеркивалось, хорошая проверка теории, синтез теории с практикой. Поэтому обсуждению кейза должен предшествовать теоретический блок по проблемам, которые в нем присутствуют.

Приложение 2

Технология прогностической системной модели

«Студенческая экономика»

Предварительный этап.

Анализ исходной ситуации: социальное положение; экономическая ситуация; организационные меры; психолого-педагогические аспекты; нравственная атмосфера.

Данные показатели рассматриваются в системе «общество — студенчество».

Этап.

Определение целей и задач исследования. Разработка методологии и методики исследования. Определение регионов, объектов исследования (вузов, их типология). Создание творческих групп разработчиков, экспертов. Разработка основных положений концепции. Разработка методики анализа проблемы.

Результаты.

Разработана концепция прогностического моделирования.

Разработана методика анализа.

Разработаны первоначальные модели студенческой экономики.

2 этап.

Определяются виды, формы перспективной экономической деятельности студентов.

Этап

Анализируется пакет нормативных документов:

а) по правовому регулированию;

б) по коммерческой деятельности.

Разрабатывается документация по организации экономической деятельности.

Составляется сборник нормативных актов и документов.

Вырабатываются рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности.

Этап.

Исследуется характер коммерческой, экономической деятельности и ее соотношение со специализацией студентов. Разрабатываются методики и рекомендации. Подготавливаются информационные материалы. Проводятся социологические исследования. Анализируется зарубежный опыт. Разрабатывается механизм социальной защиты студентов.

Приложение 3

Наши рекомендации