Тема 9. ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
(11/12-19/20 ЛЕТ)
Социальная ситуация развития и поведение подростка. Ведущие виды деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Развитие деятельности общения и потребностно-мотивационной сферы. Самосознание личности. Когнитивное развитие в подростково-юношеский период. Становление теоретического мышления, воображения, речи, восприятия подростка. Новообразования возраста.
Тема 10. ВЗРОСЛОСТЬ И СТАРОСТЬ (20- 75... ЛЕТ)
Проблема определения оснований для построения периодизации психического развития на этапе взрослости. Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в ранней и средней взрослости. Особенности семейных отношений в ранней, средней и поздней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Мотивационный кризис среднего возраста. Когнитивное развитие в периоды ранней, средней и поздней взрослости. Психологические аспекты умирания и смерти.
Учебно-тематический план
учебной дисциплины на дневной форме получения образования
№ | Название темы | Дневное отделение | ||
Лекции | Семинары | Лабораторные | ||
1. | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития | 8 (2*) | 6 (2*) | - |
2. | Методы исследования в психологии развития | 4 (2*) | 2 (2*) | - |
3. | Основные психологические школы зарубежной психологии развития | 14 (4*) | 6 (2*) | - |
4. | Теории психического развития в советской психологии | - | ||
5. | Младенчество и ранний возраст (0-3 года) | 8 (2*) | - | |
6. | Дошкольный возраст (3-6\7 лет) | 8 (2*) | 4 (2*) | - |
7. | Среднее детство (младший школьный возраст) (6\7-11\12 лет) | 6 (2*) | - | |
8. | Подростково-юношеский возраст (11\12-19\20 лет) | - | ||
9. | Взрослость и старость (20-75…лет) | - | ||
Количество часов на отдельные виды занятий: | 74 (14*) | 38 (8*) | - | |
Общее количество часов: | 112 (22*) |
* часы на управляемую самостоятельную работу студентов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ» (дневное отделение)
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля занятий | |||
Лекции | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работа | |||||
1. | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития | 2\2 | ||||||
1.1. | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития 1. Предмет и объект исследования в психологии развития 2. Междисциплинарные связи психологии развития 3. Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития | [1] [3] [4] [6] [7] [8] [12] [17] | ||||||
1.2 | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития 1. Понятие возраста в психологии развития 2. Жизненный путь индивида 3. Возрастная стратификация общества. Возрастной символизм культуры | [4] [12] [17] | Контрольная работа | |||||
1.3 | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития 1. Задачи и проблемы психологии развития 2. Факторы психического развития человека | [1] [3] [4] [6] [7] [8] [12] [13] [17] | ||||||
1.4 | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития 1. Социализация. Институты социализации 2. Методологические принципы психологии развития 3. Законы психического развития | [1] [3] [4] [6] [7] [8] [12] [13] [17] | ||||||
1.5 | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития 1. Предмет и объект исследования в психологии развития 2. Междисциплинарные связи психологии развития 3. Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития 4. Понятие возраста в психологии развития 5. Жизненный путь индивида 6. Возрастная стратификация общества. Возрастной символизм культуры | тексты на электронных носителях | [1] [3] [4] [6] [7] [8] [10] [12] [13] [17] | Устный опрос | ||||
1.6 | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития 1. Задачи и проблемы психологии развития 2. Факторы психического развития человека | тексты на электронных носителях | [1] [3] [4] [6] [7] [8] [10] [12] [13] [17] | Устный опрос, контрольная работа | ||||
1.7 | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития 1. Социализация. Институты социализации 2. Методологические принципы психологии развития 3. Законы психического развития | тексты на электронных носителях | [1] [3] [4] [6] [7] [8] [10] [12] [13] [17] | Итоговая контрольная работа | ||||
2. | Методы исследования в психологии развития | 2\2 | ||||||
2.1 | Методы исследования в психологии развития 1. Требование объективности при построении исследования психического развития 2. Этика научного исследования 3. Стратегии построения исследования | [1] [4] [12] [17] | ||||||
2.2 | Методы исследования в психологии развития 1. Методы сбора данных 2. Экспериментальные методы исследования 3. Проблема интерпретации эмпирических фактов | [1] [4] [12] [17] | Защита исследовательских проектов (студенты работают по формулировке проблемы и далее по алгоритму)(работа в малых группах) | |||||
2.3 | Методы исследования в психологии развития 1. Требование объективности при построении исследования психического развития 2. Этика научного исследования 3. Стратегии построения исследования 4. Методы сбора данных 5. Экспериментальные методы исследования 6. Проблема интерпретации эмпирических фактов | [1] [4] [12] [17] | Защита исследовательских проектов (студенты работают по формулировке проблемы и далее по алгоритму)(работа в малых группах) | |||||
3. | Основные психологические школы зарубежной психологии развития | 4\2 | ||||||
3.1 | Основные психологические школы зарубежной психологии развития 1. Проблема классификации направлений и теорий развития. Общее понятие о направлении и теории развития в психологии развития 2. Биогенетические теории развития. Этологические теории | [1] [3] [4] [8] [12] [17] | ||||||
3.2 | Основные психологические школы зарубежной психологии развития 1. Бихевиористические теории развития. Теория Б.Ф. Скиннера 2. Теория социализации Р. Сирса | [1] [3] [4] [8] [12] [17] | ||||||
3.3 | Основные психологические школы зарубежной психологии развития 1. Теория социального научения А. Бандуры 2. Психоаналитические теории развития. Теория З. Фрейда | [1] [3] [4] [8] [12] [17] | ||||||
3.4 | Основные психологические школы зарубежной психологии развития 1. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона 2. Теории объектных отношений в работах М. Кляйн, А. Фрейд | [1] [3] [4] [8] [12] [17] | Контрольная работа | |||||
3.5 | Основные психологические школы зарубежной психологии развития 1. Персоногенетические теории развития 2. Когнитивные теории развития. Теория когнитивного развития ребенка Дж. Брунера | [1] [3] [4] [8] [12] [17] | Контрольная работа | |||||
3.6 | Основные психологические школы зарубежной психологии развития 1. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения 2. Стадии интеллектуального развития ребенка в теории Ж. Пиаже | [1] [3] [4] [8] [12] [17] | ||||||
3.7 | Основные психологические школы зарубежной психологии развития 1. Теория морального развития Л. Колберга 2. Теория экологических систем У. Бронфенбреннера | [1] [3] [4] [8] [12] [17] | ||||||
3.8 | Основные психологические школы зарубежной психологии развития 1. Проблема классификации направлений и теорий развития. Общее понятие о направлении и теории развития в психологии развития 2. Биогенетические теории развития. Этологические теории 3. Бихевиористические теории развития. Теория Б.Ф. Скиннера 4. Теория социализации Р. Сирса 5. Теория социального научения А. Бандуры | тексты на электронных носителях | [1] [3] [4] [8] [12] [17] | Устный опрос | ||||
3.9 | Основные психологические школы зарубежной психологии развития 1. Психоаналитические теории развития. Теория З. Фрейда 2. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона 3. Теории объектных отношений в работах М. Кляйн, А. Фрейд 4. Персоногенетические теории развития | тексты на электронных носителях | [1] [3] [4] [8] [12] [17] | Контрольная работа | ||||
3.10 | Основные психологические школы зарубежной психологии развития 1. Когнитивные теории развития. Теория когнитивного развития ребенка Дж. Брунера 2. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения 3. Стадии интеллектуального развития ребенка в теории Ж. Пиаже 4. Теория морального развития Л. Колберга 5. Теория экологических систем У. Бронфенбреннера | тексты на электронных носителях | [1] [3] [4] [8] [12] [17] | Устный опрос, Итоговая контрольная работа | ||||
4. | Теории психического развития в советской психологии | |||||||
4.1 | Теории психического развития в советской психологии 1. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского 2. Проблема стабильных и критических периодов развития в теории Л.С. Выготского | [3] [12] [19] | ||||||
4.2 | Теории психического развития в советской психологии 1. Филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева 2. Теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина | [3] [12] [19] | ||||||
4.3 | Теории психического развития в советской психологии 1. Проблема определения критериев возрастной периодизации психического развития 2. Периодизация психического развития 3. Теория развития личности Л.И. Божович | [3] [12] [19] | ||||||
4.4 | Теории психического развития в советской психологии 1. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского 2. Проблема стабильных и критических периодов развития в теории Л.С. Выготского 3. Филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева 4. Теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина | тексты на электронных носителях | [3] [8] [10] [12] [15] [19] [30] [31] | Устный опрос | ||||
4.5 | Теории психического развития в советской психологии 1. Проблема определения критериев возрастной периодизации психического развития 2. Периодизация психического развития ребенка 3. Теория развития личности Л.И. Божович 4. Модель развития общения М.И. Лисиной | тексты на электронных носителях | [3] [8] [10] [12] [15] [19] [30] [31] | Устный опрос | ||||
5. | Младенчество и ранний возраст (0-3 года) | 2\0 | ||||||
5.1 | Младенчество и ранний возраст (0-3 года) 1. Кризис новорожденности 2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте 4. Развитие орудийно-предметной деятельности в раннем возрасте | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [9] [12] [17] [23] | |||||
5.2 | Младенчество и ранний возраст (0-3 года) 1. Развитие моторной (двигательной) активности в младенчестве и раннем возрасте 2. Когнитивное развитие младенца 3. Когнитивное развитие ребенка раннего возраста | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [9] [12] [17] [23] | |||||
5.3 | Младенчество и ранний возраст (0-3 года) 1. Речевое развитие младенца 2. Речевое развитие ребенка раннего возраста 3. Развитие личности в младенчестве и раннем возрасте 4. Стили родительского воспитания и развитие личности 5. Феномен детской привязанности | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [9] [12] [17] [23] | |||||
5.4 | Младенчество и ранний возраст (0-3 года) 1. Кризис 1-го года 2. Кризис 3-х лет 3. Характеристика новообразований младенчества и раннего возраста | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [9] [12] [17] [23] | Контрольная работа | ||||
5.5 | Младенчество и ранний возраст (0-3 года) 1. Кризис новорожденности 2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте 4. Развитие орудийно-предметной деятельности в раннем возрасте 5. Когнитивное развитие младенца 6. Когнитивное развитие ребенка раннего возраста 7. Речевое развитие младенца 8. Речевое развитие ребенка раннего возраста | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [12] [17] [19] [23] [28] | Устный опрос | ||||
5.6 | Младенчество и ранний возраст (0-3 года) 1. Развитие личности в младенчестве и раннем возрасте 2. Стили родительского воспитания и развитие личности 3. Феномен детской привязанности 4. Кризис 1-го года 5. Кризис 3-х лет 6. Характеристика новообразований младенчества и раннего возраста | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [12] [17] [19] [23] [28] | Устный опрос, Оценка рекомендаций родителям по воспитанию младенцев и детей раннего возраста, Итоговая контрольная работа | ||||
6. | Дошкольный возраст (3-6\7 лет) | 2\2 | ||||||
6.1 | Дошкольный возраст (3-6\7 лет) 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте 2. Игра, как ведущая деятельность дошкольника: развитие, структура, значение 3. Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [12] [13] [17] [19] [21] [22] [23] [24] | |||||
6.2 | Дошкольный возраст (3-6\7 лет) 1. Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками 2. Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте 3. Развитие внимания, памяти, воображения и мышления в дошкольном возрасте | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [12] [13] [17] [19] [21] [22] [23] [24] | |||||
6.3 | Дошкольный возраст (3-6\7 лет) 1. Развитие речи в дошкольном возрасте 2. Развитие личности в дошкольном возрасте | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [12] [13] [17] [19] [21] [22] [23] [24] | |||||
6.4 | Дошкольный возраст (3-6\7 лет) 1. Характеристика новообразований дошкольного возраста 2. Кризис 6\7 лет 3. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [9] [12] [13] [17] [19] [21] [22] [23] [24] | Контрольная работа | ||||
6.5 | Дошкольный возраст (3-6\7 лет) 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте 2. Игра, как ведущая деятельность дошкольника: развитие, структура, значение 3. Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте 4. Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками 5. Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте 6. Развитие внимания, памяти, воображения и мышления в дошкольном возрасте 7. Развитие речи в дошкольном возрасте | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [9] [12] [13] [17] [19] [21] [22] [23] [24] | Устный опрос | ||||
6.6 | Дошкольный возраст (3-6\7 лет) 1. Развитие личности в дошкольном возрасте 2. Характеристика новообразований дошкольного возраста 3. Кризис 6\7 лет 4. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [9] [12] [13] [17] [19] [21] [22] [23] [24] | Оценка рекомендаций родителям детей, поступающих в школу, Итоговая контрольная работа | ||||
7. | Среднее детство (младший школьный возраст) (6\7-11\12 лет) | 2\0 | ||||||
7.1 | Среднее детство (младший школьный возраст) (6\7-11\12 лет) 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте 2. Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте 3. Адаптация первоклассников к школе | тексты на электронных носителях | [6] [7] [8] [12] [23] | |||||
7.2 | Среднее детство (младший школьный возраст) (6\7-11\12 лет) 1. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе 2. Когнитивное развитие младшего школьника | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [12] [17] [19] [23] [24] | |||||
7.3 | Среднее детство (младший школьный возраст) (6\7-11\12 лет) 1. Развитие личности в младшем школьном возрасте 2. Развитие общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками 3. Характеристика новообразований младшего школьного возраста | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [12] [17] [19] [23] [24] | Контрольная работа | ||||
7.4 | Среднее детство (младший школьный возраст) (6\7-11\12 лет) 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте 2. Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте 3. Адаптация первоклассников к школе 4. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе 5. Когнитивное развитие младшего школьника 6. Развитие личности в младшем школьном возрасте 7. Характеристика новообразований младшего школьного возраста | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [7] [8] [12] [17] [19] [23] [24] [31] | Устный опрос, Оценка рекомендаций родителям детей-первоклассников, Контрольная работа | ||||
8. | Подростково-юношеский возраст (11\12-19\20 лет) | |||||||
8.1 | Подростково-юношеский возраст (11\12-19\20 лет) 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте 2. Анатомо-физиологические особенности подростково-юношеского возраста и их влияние на развитие личности | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [12] [17] [23] [25] [26] [32] | |||||
8.2 | Подростково-юношеский возраст (11\12-19\20 лет) 1. Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте 2. Развитие личности в подростковом возрасте | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [12] [17] [23] [25] [26] [32] | |||||
8.3 | Подростково-юношеский возраст (11\12-19\20 лет) 1. Психосексуальное развитие подростков 2. Кризисы подростково-юношеского возраста | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [9] [12] [17] [23] [25] [26] [32] | |||||
8.4 | Подростково-юношеский возраст (11\12-19\20 лет) 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте 2. Развитие личности в юношеском возрасте | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [12] [17] [23] [26] | |||||
8.5 | Подростково-юношеский возраст (11\12-19\20 лет) 1. Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростково-юношеском возрасте 2. Девиантное поведение в подростково-юношеском возрасте | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [12] [17] [23] [26] | |||||
8.6 | Подростково-юношеский возраст (11\12-19\20 лет) 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте 2. Анатомо-физиологические особенности подростково-юношеского возраста и их влияние на развитие личности 3. Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте 4. Развитие личности в подростковом возрасте 5. Психосексуальное развитие подростков 6. Кризисы подростково-юношеского возраста | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [12] [15] [17] [23] [26] | Устный опрос | ||||
8.7 | Подростково-юношеский возраст (11\12-19\20 лет) 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте 2. Развитие личности в юношеском возрасте 3. Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростково-юношеском возрасте 4. Девиантное поведение в подростково-юношеском возрасте | тексты на электронных носителях | [1] [4] [6] [12] [15] [17] [23] [26] | Устный опрос, Итоговая контрольная работа | ||||
9. | Взрослость и старость (20-75…лет) | |||||||
9.1 | Взрослость и старость (20-75…лет) 1. Проблема построения периодизации развития взрослого человека 2. Анатомо-физиологическое развитие в период ранней взрослости 3. Когнитивное развитие в период ранней взрослости | тексты на электронных носителях | [4] [6] [12] [16] [20] | |||||
9.2 | Взрослость и старость (20-75…лет) 1. Развитие личности в период ранней взрослости. Кризисы развития в ранней взрослости 2. Профессиональная адаптация в ранней взрослости 3. Особенности семейных отношений в период ранней взрослости | тексты на электронных носителях | [4] [6] [12] [16] [20] | |||||
9.3 | Взрослость и старость (20-75…лет) 1. Анатомо-физиологическое развитие в период средней взрослости 2. Когнитивное развитие в период средней взрослости 3. Развитие личности в период средней взрослости. Кризис среднего возраста 4. Профессиональная адаптация в средней взрослости 5. Особенности семейных отношений в период средней взрослости | тексты на электронных носителях | [4] [6] [12] [16] [20] | |||||
9.4 | Взрослость и старость (20-75…лет) 1. Периодизация развития в период поздней взрослости 2. Причины старения 3. Анатомо-физиологическое развитие в период поздней взрослости 4. Когнитивное развитие в поздней взрослости | тексты на электронных носителях | [4] [5] [6] [11] [14] [12] [16] [20] | |||||
9.5 | Взрослость и старость (20-75…лет) 1. Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика 2. Развитие личности в период поздней взрослости 3. Особенности семейных отношений в период поздней взрослости 4. Психологические аспекты умирания и смерти | тексты на электронных носителях | [4] [5] [6] [11] [14] [12] [16] [20] | |||||
9.6 | Взрослость и старость (20-75…лет) 1. Проблема построения периодизации развития взрослого человека 2. Анатомо-физиологическое развитие в период ранней взрослости 3. Когнитивное развитие в период ранней взрослости 4. Развитие личности в период ранней взрослости. Кризисы развития в ранней взрослости 5. Профессиональная адаптация в ранней взрослости 6. Особенности семейных отношений в период ранней взрослости | тексты на электронных носителях | [4] [6] [12] [16] [20] | Устный опрос | ||||
9.7 | Взрослость и старость (20-75…лет) 1. Анатомо-физиологическое развитие в период средней взрослости 2. Когнитивное развитие в период средней взрослости 3. Развитие личности в период средней взрослости. Кризис среднего возраста 4. Профессиональная адаптация в средней взрослости 5. Особенности семейных отношений в период средней взрослости | тексты на электронных носителях | [4] [6] [12] [16] [20] | Устный опрос | ||||
9.8 | Взрослость и старость (20-75…лет) 1. Периодизация развития в период поздней взрослости 2. Причины старения 3. Анатомо-физиологическое развитие в период поздней взрослости 4. Когнитивное развитие в поздней взрослости 5. Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика 6. Развитие личности в период поздней взрослости 7. Особенности семейных отношений в период поздней взрослости 8. Психологические аспекты умирания и смерти | тексты на электронных носителях | [4] [5] [6] [11] [14] [12] [16] [20] | Устный опрос, Итоговая контрольная работа |
Примерные ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Дисциплины «Психология развития»
1. Предмет и объект исследования в психологии развития
2. Междисциплинарные связи психологии развития
3. Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития
4. Понятие возраста в психологии развития
5. Жизненный путь индивида
6. Возрастная стратификация общества. Возрастной символизм культуры
7. Задачи и проблемы психологии развития
8. Факторы психического развития человека
9. Социализация. Институты социализации
10. Методологические принципы психологии развития
11. Законы психического развития
12. Требование объективности при построении исследования психического развития
13. Этика научного исследования
14. Стратегии построения исследования
15. Методы сбора данных
16. Экспериментальные методы исследования
17. Проблема интерпретации эмпирических фактов
18. Проблема классификации направлений и теорий развития. Общее понятие о направлении и теории развития в психологии развития
19. Биогенетические теории развития. Этологические теории
20. Бихевиористические теории развития. Теория Б.Ф. Скиннера
21. Теория социализации Р. Сирса
22. Теория социального научения А. Бандуры
23. Психоаналитические теории развития. Теория З. Фрейда
24. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
25. Теории объектных отношений в работах М. Кляйн, А. Фрейд
26. Персоногенетические теории развития
27. Когнитивные теории развития. Теория когнитивного развития ребенка Дж. Брунера
28. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения
29. Стадии интеллектуального развития ребенка в теории Ж. Пиаже
30. Теория морального развития Л. Колберга
31. Теория экологических систем У. Бронфенбреннера
32. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского
33. Проблема стабильных и критических периодов развития в теории Л.С. Выготского
34. Филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева
35. Теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина
36. Л.С. Выготский о критериях возрастной периодизации психического развития
37. Характеристика критериев возрастной периодизации психического развития, принятых в советской психологии развития
38. Периодизация психического развития ребенка
39. Теория развития личности Л.И. Божович
40. Модель развития общения М.И. Лисиной
41. Кризис новорожденности
42. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве
43. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте
44. Развитие орудийно-предметной деятельности в раннем возрасте
45. Развитие моторной (двигательной) активности в младенчестве и раннем возрасте
46. Когнитивное развитие младенца
47. Когнитивное развитие ребенка раннего возраста
48. Речевое развитие младенца
49. Речевое развитие ребенка раннего возраста
50. Развитие личности в младенчестве и раннем возрасте
51. Стили родительского воспитания и развитие личности
52. Феномен детской привязанности
53. Кризис 1-го года
54. Кризис 3-х лет
55. Характеристика новообразований младенчества и раннего возраста
Примерные ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Дисциплины «Психология развития»
1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте
2. Игра, как ведущая деятельность дошкольника: развитие, структура, значение
3. Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте
4. Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками
5. Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте
6. Развитие внимания, памяти, воображения и мышления в дошкольном возрасте
7. Развитие речи в дошкольном возрасте
8. Развитие личности в дошкольном возрасте
9. Характеристика новообразований дошкольного возраста
10. Кризис 6\7 лет
11. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
12. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
13. Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте
14. Адаптация первоклассников к школе
15. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
16. Когнитивное развитие младшего школьника
17. Развитие личности в младшем школьном возрасте
18. Характеристика новообразований младшего школьного возраста
19. Развитие общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками
20. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте
21. Анатомо-физиологические особенности подростково-юношеского возраста и их влияние на развитие личности
22. Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте
23. Развитие личности в подростковом возрасте
24. Психосексуальное развитие подростков
25. Кризисы подростково-юношеского возраста
26. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте
27. Развитие личности в юношеском возрасте
28. Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростково-юношеском возрасте
29. Проблема построения периодизации развития взрослого человека
30. Анатомо-физиологическое развитие в период ранней взрослости
31. Когнитивное развитие в период ранней взрослости
32. Развитие личности в период ранней взрослости. Кризисы развития в ранней взрослости
33. Профессиональная адаптация в ранней взрослости
34. Особенности семейных отношений в период ранней взрослости
35. Анатомо-физиологическое развитие в период средней взрослости
36. Когнитивное развитие в период средней взрослости
37. Развитие личности в период средней взрослости. Кризис среднего возраста
38. Профессиональная адаптация в средней взрослости
39. Особенности семейных отношений в период средней взрослости
40. Периодизация развития в период поздней взрослости
41. Причины старения
42. Анатомо-физиологическое развитие в период поздней взрослости
43. Когнитивное развитие в поздней взрослости
44. Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика
45. Развитие личности в период поздней взрослости
46. Особенности семейных отношений в период поздней взрослости
47. Психологические аспекты умирания и смерти
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб., 2004. – 786 с.
2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – 624 с.
3. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: Ч.1. Введение: Учеб. пос. / Ю.Н. Карандашев. – Мн., 1997. – 240 с.
4. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб., 2003. – 993 с.
5. Краснова, О.В., Лидерс, А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс – М., 2002. – 288 с.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М., 2000. – 448 с.
9. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / К.Н. Поливанова – М., 2000. – 184 с.
10. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001. – 512 с.
11. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003. – 416 с.
12. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
13. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.
14. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения: Учеб. пос. / Я. Стюарт-Гамильтон – СПб., 2002. – 256 с.
15. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., Воронеж, 2003. – 400 с.
16. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева – М., 2002. – 208 с.
17. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития: Учеб. пос. / Д. Шэффер - СПб., 2003. – 976 с.
Дополнительная литература
18. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пос. для студ. вузов: 4-е изд., стереотип. / Г.С. Абрамова. – М., 1999. – 672 с.
19. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – СПб.,1997. – 519с.
20. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Горелова, Г.Г., Орлова, Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо и др., - М., 1999 – 272 с.
21. Детская психология: Учеб. пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1986. – 399 с.
22. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мн., 1999. – 316 с.
23. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н.Ньюкомб. – 8-е изд. – СПб.,2002. –640 с.
24. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., - 352 с.
25. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.,2005. – 400с.
26. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пос. / Ф. Райс. - СПб., 1999. – с.
27. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2001. – 224 с.
28. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. / Е.А. Сорокоумова. – СПб., 2006. – 208 с.
29. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельдштейн, - М., 2003. – 432 с.
30. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
31. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. для студ / Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994.
32. Хухлаева, О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева, - М., 2004. – 160 с.
33. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. – М., 1994. – 324 с
34. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М., 2004. – 384 с.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола) |
Общая психология | Педагогической психологии | Уменьшить количество часов на изучение темы «Методы исследования в психологии развития» | Внести изменения в рабочую программу, сократив часы по сравнению с типовой программой (пр. 14 от 18.06.2009) |
Педагогическая психология | Педагогической психологии | Акцентировать внимание студентов при изучении теорий Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина об их значении для понимания вопросов психологии обучения и воспитания ребенка | Принять к сведению (пр. 14 от 18.06.2009) |
История психологии | Педагогической психологии | Опустить вопросы, связанные с историей психологии развития, рассматриваемы е в истории психологии | Внести необходимые изменения (пр. 14 от 18.06.2009) |