Тема4. СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ И ЕГО ЗАКОНОМЕРННСТИ

Раздел 2. Психология учебной деятельности и ее субъекта

Компоненты образовательного процесса: науче­ние, учение, учебная деятельность, обучение. Виды на­учения. Характеристики и стороны учебной деятельности. Мотивация учения. Структура учебной дея­тельности. Основные характеристики учебных задач. Виды учебных действий. Виды контроля и их формирование. Показатели сформированности дей­ствий контроля. Стадии проявления самоконтроля. Оценка и самооценка. Виды самооценки в учебной де­ятельности.

Образовательный процесс включает различные компоненты: обучение, учебную деятельность, учение, научение.

Научение— всякое устойчивое, целесообразное изменение поведения и деятельности ребенка, кото­рое возникает благодаря предшествующей деятельно­сти и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма. Оно бывает двух видов:

1) рефлекторное — носит бессознательный, автома­тический характер. Сродни дрессуре или подра­жанию;

2) когнитивное — усвоение новых знаний и спосо­бов действий посредством сознательного наблю­дения, экспериментирования, осмысления и тре­нировки (ребенок внимательно наблюдает за взрослым, пробует его действия, тренируется).

Обучение— целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультур­ного опыта другому человеку в специально организо­ванных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Час­то считается, что обучение — это деятельность учителя. На самом деле обучение — процесс активного взаимо­действия между обучающим и обучающимся, в резуль­тате которого у обучающегося формируются определен­ные знания, умения, навыки, способы действий.

Учение— активность субъекта, его деятельность и фактор его психического развития.

Учение— двойной процесс: накопление знаний и овладение способами оперирования ими, приемами их добывания и применения. При рациональных условиях обучения оба эти процесса равномерно прогрессируют, но при неправильной организации обучения может произойти отставание одного процесса от другого — интенсивное накопление знаний может сочетаться с недостаточным ростом умений оперировать ими. Вторая сторона учения неразрывно связана с мышлением, в то время как первая (накопление знаний) может и не иметь столь тесную связь с ним, а быть связана с памятью.

Учение как творческое усвоение зависит от трех факторов — от того, чему обучают (1), от того, кто и как обучает (2), и оттого, кого обучают (3):

1) характер учения зависит от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;

2) он зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от кон­кретной методики обучения, которая применяет­ся в каждом конкретном случае;

3) он зависит и от особенностей ученика — индиви­дуальных характеристик его психического раз­вития, от сложившегося у него отношения к уче­нию, от его склонностей и интересов.

Учебная деятельность— воспроизведение накоп­ленных человечеством знаний, умений и исторически возникших способностей (рефлексии, мыслительных операций).

Характеристики учебной деятельности:

· она специально направлена на овладение учеб­ным материалом и решение учебных задач;

· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

· общие способы действий предваряют решение задач, то есть программа действий;

· она ведет к изменениям в самом субъекте; изме­нения психических свойств и поведения обучаю­щегося осуществляются в зависимости от резуль­татов своих собственных действий, то есть в ней формируется самоконтроль и саморегуляция.

В учебной деятельности выделяют три стороны:

а) содержательную — содержание усваиваемых знаний;

б) операциональную - - способы действии по усвоению знаний;

в) мотивационную — заинтересованность в полу­чении знаний, желание учиться.

Из этих трех сторон третья, мотивационная сторо­на в наименьшей степени зависит от учителя, однако ее отсутствие сводит на нет все усилия учителя по обу­чению учеников.

Понятие мотивации в психологии рассматривают в двух аспектах: широком и узком. В широком — это совокупность тех психологических моментов, которые определяют поведение человека в целом. В узком -это мотивация конкретных форм поведения человека. Выделяют три типа мотивации учения (А.К. Маркова).

1.Отрицательная мотивация — осознание школьни­ком определенных неудобств и неприятностей, ко­торые могут возникнуть, если он не будет учиться.

2. Положительная мотивация -- также связана с мотивами, заложенными вне самой учебной дея­тельности:

а) мотивация, определяемая социальными устрем­лениями (долг перед родителями, нахождение своего пути в жизни);

б) узколичные мотивы — дорога к личному благо­получию;

в) прагматическая мотивация — польза, которую можно извлечь из знаний или из учебы. Необхо­димо отметить, что данный вид мотивации все больше и больше распространяется среди обуча­ющихся разных уровней: от школы до вуза.

3. Мотивация, заложенная в самом процессе учеб­ной деятельности, — мотивы познавательного интереса, получения знаний.

Далеко не все мотивы осознаются самим челове­ком (тем более в детстве), но определить тенденцию формирования мотивации можно и нужно.

Начиная работу по формированию мотивации учения, необходимо знать ее уровень и характер. Особенно большие возможности для такой диагности­ки имеются в начальных классах, где ученики более откровенны и непосредственны в своих высказывани­ях, в ответах на вопросы постоянно общающегося с ними учителя.

Полезно выявить: понимает ли ученик одновремен­но общественную и личную значимость учения, осознает ли учение как долг или как личную потребность; стре­мится он иметь глубокие и прочные знания или в основ­ном хочет лишь получать хорошие отметки; понимает ли опасность накопления пробелов в знаниях; как он от­носится к требованиям учителей и родителей, пони­мает ли полезность их выполнения для себя самого, умеет ли убеждать себя в необходимости выполнения таких требований; что у него преобладает: любопыт­ство, любознательность или познавательный интерес? Зная состояние мотивов учения, педагог может своевременно подсказать школьнику, над устранени­ем каких именно недостатков следует настойчиво ра­ботать. Ведь многие учащиеся вообще не задумывают­ся над тем, что побуждает их учиться, и иногда бывает достаточно обратить их внимание на эту сторону учения, как они с охотой начинают заниматься самовос­питанием хотя бы в самых элементарных его формах. Конечно, им приходится подсказывать приемы такого самовоспитания.

Важное значение имеет четкое предъявление требований со стороны учителей, единство таких требований, ясная мотивировка выставляемых отметок. Школьники ак­тивнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс интересует учителей, родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, созда­ют своеобразные «ситуации успеха».

Выделяют два пути воздействия на мотивацию ученика.

1.«Сверху вниз» — проводится работа по осознанию мотивов, ребенку раскрываются цели, задачи, ко­торые у него по замыслу взрослого необходимо сформировать.

2. «Снизу вверх» — воспитание мотивации проис­ходит через организацию взрослым разных видов деятельности ребенка при его максимальной активности.

Кроме того, выделяют ряд методов формирования устойчивой положительной мотивации.

1.Содержание учебного материала должно соответ­ствовать потребностям ребенка.

2. Соответствующая организация самой учебной де­ятельности:

а) создание учебно-проблемных ситуаций;

б) формулировка основных учебных задач;

в) стимулирование самоконтроля и самооценки.

3. Организация коллективных форм совместной учебной деятельности.

4. Использование оценки.

В целом понятие «учебная деятельность» шире, чем понятие «учение». Учение - это элемент учебной деятельности, ее содержание, хотя на житейском уров­не эти понятия употребляются как синонимы.

Учебная деятельность имеет свою структуру. В нее входят: учебные действия, учебные задачи, контроль и оценка.

Учебная деятельность начинается с постановки учебной задачи. В формулировке задачи указывается, что необходимо сделать ученикам: научиться чему-то (применять правило, решать задачи и т. д.), усвоить какие-то закономерности, разобраться в каких-то пра­вилах, сформировать определенный навык или умение.

Любая учебная задача имеет операциональный состав.

1. Предметная область - класс фиксированных объектов, о которых идет речь (части речи, члены предложения, звукобуквенный состав слов).

2.Отношения, которые связывают эти объекты.

3.Требование — указание того, что необходимо установить в ходе решения (например, зависимость звуков от местоположения в слове буквы, кото­рой они обозначаются).

4.Оператор — совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.

К учебным задачам предъявляются определенные психологические требования, которые должны соблю­даться учителем, если он хочет быть эффективным.

1.Конструироваться должна не одна отдельная за­дача, а набор задач, то есть система.

2. При конструировании системы задач надо стре­миться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных.

3. Учебные задачи должны обеспечить усвоение си­стемы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности.

4. Учебная задача должна конструироваться так, что­ бы прямым продуктом обучения стали средства деятельности, которые надо усвоить в процессе решения. Такими средствами являются рефлек­сия, контроль, ориентировка в задаче.

Учебные действия— это элементы деятельности. Отвечают на вопрос: как сделать что-то (прочитать, разобрать, выделить, подчеркнуть, найти однокоренные слова, сравнить понятия и т. д.).

Выделяют различные виды учебных действий, ко­торые делятся по разным основаниям. 1. С позиции субъекта деятельности:

а) действия целеполагания;

б) действия программирования;

в) действия планирования;

г) испольнительские действия;

д) действия контроля (самоконтроля);

е) действия оценки (самооценки).

2. С позиции предмета учебной деятельности: пре­образующие и исследовательские.

3. С позиции участия психических процессов:

а) мыслительные (логические);

б) перцептивные;

в) мнемические;

г) интеллектуальные.

4. По степени самостоятельности: репродуктивные и продуктивные.

Следующим компонентом учебной деятельности является контроль.Контроль может осуществляться как со стороны учителя, так и со стороны самого школьника, как самоконтроль. Школьник, приходя в школу, не умеет контролировать свою деятельность, поэтому все конт­рольные функции первоначально выполняет учитель. Контроль учителя здесь должен быть постоянным и за ходом выполнения ребенком заданий, и за организаци­ей им своей учебной деятельности, и за ее результатами. Параллельно учитель должен объяснять и показывать ученикам, как осуществлять контроль за своей работой, предъявлять образцы, на которые надо ориентировать­ся. Легче всего ребенку контролировать свои действия, соотнося их с результатом. Тяжелее всего контролиро­вать организацию своей деятельности.

В подростковом возрасте разброс сформированности действий контроля достаточно широк: от тех, кто владеет начальными навыками контроля, до тех, кто до­статочно хорошо контролирует свою учебную деятель­ность. В старших классах с контрольными действиями справляются практически все.

Показатели сформированности у учащихся дей­ствий контроля следующие:

o умение перед началом деятельности спланиро­вать ее и определить субъективные трудности;

o умение изменять состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

o умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля;

o умение переходить от работы с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображением;

o умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Высшей стадией развития контрольных действий является самоконтроль.

Выделяют четыре стадии проявления самоконтроля.

1.Отсутствие самоконтроля. Контроль осуществля­ет учитель.

2. Полный самоконтроль. Учащийся контролирует, насколько полно и правильно он воспроизвел ма­териал, но при этом не все отдельные ошибки за­мечает.

3. Выборочный самоконтроль. Учащийся контроли­рует только главное. Ошибки исправляет сам, но после того, как их сделал.

4. Внутренний самоконтроль. Контроль осуществля­ется учащимся на основе каких-то личных примет. Уже начиная делать ошибку, тут же исправляет ее.

Со стороны учителя выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Назначение предварительного контроля —уста­новление исходного уровня разных сторон личности учащихся, и прежде всего -- исходного состояния познавательной деятельности. Учитель должен устано­вить, какими знаниями, умениями обладает каждый учащийся, как у него сформированы познавательные психические процессы, чтобы опираться на эти све­дения в процессе своей работы, по сути, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.

Текущий контрольучитель осуществляет в про­цессе закрепления нового материала. Важнейшая фун­кция текущего контроля — обратная связь. Она позво­ляет преподавателю получать сведения о ходе процес­са усвоения у каждого учащегося. На этом этапе надо контролировать содержание формируемых действий. Например, если в задаче несколько действий, учитель должен проконтролировать правильность выполнения каждого. Такой контроль называется пооперационным. Он дает возможность точно фиксировать допущенные ошибки и тут же исправлять их.

Частота контроля зависит от этапа усвоения. На пер­вых этапах он должен быть пооперационным. В середи­не — систематическим, то есть за каждым заданием, а в конце — эпизодическим, то есть по просьбе обучаемого или если у него встречается одна и та же ошибка.

В процессе текущего контроля оценка не выстав­ляется, что, как известно, нарушается в школе на каж­дом уроке. Учителя, объяснив на одном уроке новую тему, на следующем уже вызывают учеников к доске и выставляют отметки, причем не только положитель­ные, что еще возможно как стимуляция процесса обу­чения, но и отрицательные, хотя ученик еще в теме до конца не разобрался.

Ученики могут по-разному относиться к контролю. Они могут быть уверены в правильности своих действий и не нуждаться в контроле, а могут быть не уверены, тогда подтверждение правильности их дей­ствий их радует и стимулирует. Но бывает и так, что ученик в своих действиях уверен, но допускает ошиб­ку. Тогда его реакция может быть неоднозначной: от желания разобраться в том, почему допущена ошибка, до раздражения и злости.

Учитель не в состоянии систематически контро­лировать каждого учащегося, поэтому сейчас предла­гаются различные средства автоматизации контроля. Одним из таких средств является «Химическая шиф­ровка». Делается карточка. В первой колонке записы­ваются задания, во вторую надо вписать ответы. Вто­рая часть обрабатывается химическим реактивом. Де­тям дают специальные ручки — дешифраторы типа наливной или корректора. Они вписывают ответ или ставят точку в той или иной колонке второй половины листа. Если вписали в правильную колонку, ответ окрашивается в один цвет, если в неправильную - в другой. Дети таким образом сами себя проверяют.

И наконец, итоговый контроль.Он используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце рабо­ты над темой. Для того чтобы правильно оценить резуль­таты, учитель должен четко осознавать, для чего нужны учащимся эти знания, каковы показатели того, что они усвоены, и как это можно установить. Следовательно, надо разработать такие задания, которые учитывали бы все эти моменты. Это очень сложная задача, в решении которой учителям могли помочь психологи, однако учителя часто считают, что если психолог не преподает, предположим, физику, то и помочь в создании информативных прове­рочных заданий не может. Мнение это ошибочно, но, к сожалению, очень жизнестойко.

Результаты контрольных действий интегрируют­ся в оценке. Необходимо различать отметку (балл) и оценку — развернутый анализ проделанной работы с указанием ее «плюсов» и «минусов». Оцениванию, как и контролю, надо обучать. Для этого ученики должны четко знать требования учителя, критерии, по которым выставляются отметки, уметь выделять форму и содер­жание выполняемой работы, глубину и полноту отве­та, как своего, так и чужого. Хорошей формой работы здесь является взаимная проверка тетрадей, а затем перепроверка своей работы.

Оценка бывает двух видов:

1) ретроспективная — определение учащимся меры освоенности своих действий;

2) прогностическая — определение своих возмож­ностей.

На основе оценивания формируется самооценка.

Учебную деятельность можно формировать. Для этого учителю необходимо научиться управлять все­ми ее компонентами: структурой, мотивацией, различ­ными ее видами. В случае эффективного формирова­ния учебной деятельности идет активное психическое развитие учащихся. Можно выделить по крайней мере пять тенденций психического развития в учеб­ном процессе.

Тенденция 1.Выражается в «движении» от непро­извольности, непосредственности, импульсивности и ситуативности к произвольности. Ученики учатся управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства достижения, преодолевая трудности и препятствия.

Тенденция 2.Выражается в становлении, разви­тии и стабилизации аналитико-синтетической функ­ции интеллекта.

Тенденция 3.Состоит в постепенном переходе от практического к теоретическому мышлению.

Тенденция 4.Выражается в постепенной «интел­лектуализации» познавательных процессов, что при­водит к формированию целостной структуры интел­лекта, в которой каждый познавательный процесс выполняет свою специфическую функцию; при этом развитие осуществляется в направлении от относи­тельной автономности каждой из психических функ­ций к их объединению в одну целостную структуру.

Тенденция 5.Выражается в переходе от внешней регуляции к саморегуляции.

При отсутствии соответствующей организации учебной деятельности, а также при отсутствии созна­тельности и активности со стороны учащихся в про­цессе обучения, из стен школы выходят обыватели с житейскими взглядами и отсутствием научного миро­воззрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. В. Пет­ровского. М., 1981.

2. Зимняя ИЛ. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М, 1990.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Приведите примеры проявления каждого компонен­та учебной деятельности:

а) в начальной школе;

б) в средней школе;

в) в старших классах.

2. Дайте характеристику компонентов образовательного процесса.

3. Приведите примеры проявления типов научения.

4. В чем вы видите специфику мотивации учения?

5. Дайте психологическую характеристику компонен­тов структуры учебной деятельности.

6. В каком возрасте должна быть сформирована способ­ность контролировать свою учебную деятельность? Докажите.

7.

Каковы показатели сформированности действий контроля?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Образовательный процесс не включает в себя:

а) воспитание;

б) обучение;

в) учение;

г) учебную деятельность.

2. Активность субъекта и фактор его психического раз­вития — это:

а) научение;

б) обучение;

в) учение;

г) учебная деятельность.

3. Процесс активного взаимодействия между обучаю­щим и обучающимся, в результате которого у послед­него формируются определенные знания, умения, способы действий, называется:

а) научением;

б) обучением;

в) учением;

г) учебной деятельностью.

4. Основной стороной учебной деятельности, от которой зависит ее эффективность, является:

а) содержательная; :

б) операциональная;

в) мотивационная;

г) контрольно-оценочная.

5. Мотивация учения, основанная на осознании школь­ником определенных неудобств и неприятностей, ко­торые могут возникнуть, если он не будет учиться, на­зывается:

а) отрицательной;

б) положительной;

в) узколичностной;

г) познавательной. ;

6. Мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности, называется:

а) отрицательной;

б) положительной;

в) узколичностной;

г) познавательной. I

7. Специфика мотивации учебной деятельности заклю­чается в том, что она:

а) зависит от изучаемого предмета;

б) связана с успеваемостью школьника;

в) не всегда осознаваема учениками;

г) не всегда связана с содержанием учебной деятельности;

д) разная в разные возрастные периоды;

е) всегда познавательная.

8. К структуре учебной деятельности не относится:

а) мотивация;

б) учебная задача;

в) оценка;

г) учебные действия.

9. Контроль, в результате которого устанавливается ис­ходный уровень знаний учеников, называется:

а) текущий;

б) предварительный;

в) итоговый;

г) самоконтроль.

10. Действия, направленные на анализ условий ситуации, соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:.

а) ориентировочными;

б) исполнительными;

в) контрольными;

г) оценочными.

11. Исполнительные действия по отношению к учебным действиям — это их:

а) форма проявления;

б) вид;

в) этап усвоения;

г) уровень усвоения,

12. Учебные действия соотносятся с учебной деятельно­стью как:

а) часть — целое;

б) вид —род;

в) форма — содержание;

г) строение — функция.

13. Свойство действия, заключающееся в умении обо­сновать, аргументировать правильность выполне­ния действия, определяется как:

а) разумность;

б) осознанность;

в) прочность;

г) освоенность.

14. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в которых оно выполняется, — это:

а) разумность;

б) осознанность;

в) прочность;

г) освоенность.

15. Вставить пропущенные слова в определения компонентов операционального состава учебной задачи:

а) указание того, что необходимо установить в ходе решения, — это (...);

б) класс фиксированных объектов, о которых идет речь, — это (...);

в) совокупность действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее реше­ние,— это (...).

16. Определить, какие виды учебных действий выделя­ются с позиции:

а) субъекта деятельности;

б) участия психических процессов:

1) преобразующие;

2) целеполагания;

3) контроля;

4) мнемические;

5) репродуктивные;

6) планирования;

7) перцептивные;

8) интеллектуальные;

9) исследовательские;

10)оценки;

11)продуктивные;

12)программирования;

13)исполнительские.

17. Определить по высказываниям, о какой стадии са­моконтроля идет речь:

а) контроль осуществляется учащимся на основе личных примет;

б) учащийся контролирует, насколько полно он вос­произвел материал, но не все ошибки замечает;

в) контроль осуществляет учитель;

г) учащийся контролирует только главное, ошибки исправляет сам.

Стадии самоконтроля:

1) отсутствие самоконтроля;

2) полный;

3)выборочный;

4)внутренний.

Наши рекомендации