Выявление свойств темперамента
Цель: выявить основные свойства темперамента.
Задача обследуемого состоит в том, чтобы согласиться или не согласиться с предложенным утверждением, отметив при этом его знаком «+» или « - «.
1. ВЫ ……………….
1. стеснительны и застенчивы
2. теряетесь в новой обстановке
3. не верите в свои силы
4. затрудняетесь устанавливать контакты с незнакомыми людьми
5. легко переносите одиночество
6. чувствуете подавленность, растерянность при неудачах
7. склонны уходить в себя
8. быстро утомляетесь
9. обладаете тихой речью
10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника
11. впечатлительны до слезливости
12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию
13. предъявляете высокие требования к себе и окружающим
14. склонны к подозрительности и мнительности
15. чувствительны и легко ранимы
16. чрезмерно обидчивы
17. скрытны и необщительны
18. малоактивны и робки
19. безропотно покорны, исполнительны
20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь
2. ВЫ ………………..
1. спокойны и хладнокровны
2. последовательны в делах и обстоятельны
3. осторожны и рассудительны
4. умеете ждать
5. молчаливы и не любите попусту болтать
6. обладаете спокойной и равномерной речью без жестикуляции и мимики
7. сдержанны и терпеливы
8. доводите начатое дело до конца
9. не растрачиваете попусту сил
10. строго придерживаетесь правил и выработанного распорядка
11. легко сдерживаете порывы
12. мало восприимчивы к одобрению и порицанию
13. постоянны в своих интересах
14. незлобливы, снисходительны
15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного на другое
16. равны в отношениях со всеми
17. любите аккуратность и порядок во всем
18. с трудом привыкаете к новой обстановке
19. обладаете выдержкой
20. весьма работоспособны
3. ВЫ ……………………
1. неустойчивы и суетливы
2. невыдержанны и вспыльчивы
3. нетерпеливы
4. резки и прямолинейны
5. решительны и инициативны
6. упрямы
7. находчивы в споре
8. работаете рывками
9. склонны к риску
10. незлопамятны и необидчивы
11. обладаете быстрой, страстной и сбивчивой речью
12. агрессивный забияка
13. неуравновешенны и склонны к горячности
14. нетерпимы к недостаткам
15. обладаете выразительной мимикой
16. способны быстро действовать и решать
17. неустанно стремитесь к новому
18. обладаете резкими, порывистыми движениями
19. настойчивы в достижении цели
20. склонны к быстрым сменам настроения
4. ВЫ ………………………
1. веселы и жизнерадостны
2. энергичный и деловой человек
3. часто не доводите начатое дело до конца
4. склонны переоценивать себя
5. способны быстро схватывать новое
6. неустойчивы в интересах и склонностях
7. легко приспосабливаетесь к различным обстоятельствам
8. легко переживаете неудачи и неприятности
9. с увлечением беретесь за любое новое дело
10. быстро остываете, если дело перестает Вам нравиться
11. быстро включаетесь в новую работу и переключаетесь с одного на другое
12. тяготитесь однообразием будничной работы
13. не чувствуете скованности
14. выносливы и работоспособны
15. обладаете громкой речью и живыми жестами с выразительной мимикой
16. сохраняете самообладание в сложной обстановке
17. всегда обладаете бодрым настроением
18. хорошо засыпаете и пробуждаетесь
19. часто проявляете поспешность в решениях
20. склонны отвлекаться
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Для определения типа темперамента, характерного для обследуемого необходимо воспользоваться следующей формулой:
а
Тn = ----- * 100%, где
А
А – количество всех «+»;
а1, а2, а3, а4 – количество «+» по каждому типу;
Следовательно, Т1= а1/ А; Т2= а2/ А; Т3= а3/ А; Т4= а4/ А.
В зависимости от преобладающей величины Т, тип темперамента определяется согласно следующей инструкции: если преобладает величина Т1, то вы – меланхолик, если Т2 – флегматик, Т3 – холерик, Т4 – сангвиник.
ТЕМА 8. ПОНЯТИЕ АНАЛИЗАТОРА. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗАТОРОВ
Одной из форм психической деятельности человека являются ощущения, которые формируются с помощью органов чувств. И.П. Павлов ввёл в физиологию понятие «анализатор», которые назвал сенсорными системами.
Анализатор – это совокупность центральных и периферических образований нервной системы, воспринимающих и анализирующих изменения окружающей среды.
Анализатор состоит из трёх структур: периферической, проводниковой и центральной.
Любой анализатор состоит из трех звеньев:
1. Периферический отдел. Его основной частью является рецептор, деятельность которого заключается в восприятии и первичном анализе изменений окружающей и внутренней сред организма. Для рецепторов характерна специфичность, то есть способность воспринимать определенный вид раздражителя, к которому они приспособились в процессе эволюции.
2. Проводниковый отдел анализатора. Он включает в себя афферентные (периферические) нейроны и вставочные нейроны стволовых и подкорковых структур ЦНС, обеспечивает проведение возбуждения от рецепторов в центральную часть анализатора.
Проведение возбуждения по проводниковому отделу осуществляется двумя афферентными путями:
- специфическим проекционным путем от рецептора по строго обозначенным специфическим путям с переключением на различных уровнях ЦНС;
- неспецифическим путем с участием ретикулярной формации, за счет чего в процесс возбуждения включаются гипоталамус, лимбическая система мозга, а также двигательные центры. Все это обеспечивает вегетативный, двигательный и эмоциональный компоненты сенсорных реакций.
3. Центральный или корковый отдел анализатора, который состоит из трёх чувствительных зон:
А) ядра, то есть первичной чувствительной зоны, представленной специфическими нейронами или детекторами первого порядка, осуществляющими процессы анализа;
Б) вторичной и третичной чувствительными зонами, преимущественно сенсорными нейронами, нейронами - дефекторами высших порядков и гностическими нейронами; нейронами, воспринимающими информацию и обеспечивающими в основном синтез.
На уровне коркового отдела анализатора осуществляется высший анализ и синтез афферентных возбуждений, обеспечивается полное представление об окружающей среде и возникают ощущения.
Анализ заключается в том, что с помощью возникающих ощущений мы различаем действующие раздражители и определяем силу, время раздражителя, пространство на которое он действует, а также его источник.
Синтеззаключается в узнавании известного предмета, явления или в формировании образа впервые встречаемого предмета или явления.
Для нормального восприятия окружающего мира необходима совместная деятельность всех анализаторов; изменение функционального состояния или нарушение работы одного анализатора способно изменить деятельность другого и всей системы в целом.
Анализаторы характеризуются рядом важнейших функциональных особенностей. К ним относятся:
1. Чрезвычайно высокая чувствительность к действию адекватных раздражителей. Например, зрительные рецепторы глаза возбуждаются при действии нескольких квантов света, рецепторы обоняния реагируют на действие двух-трех молекул пахучего вещества. Оценка чувствительности осуществляется с помощью ряда критериев:
а) Порог ощущения – это минимальная сила раздражения, вызывающая такое возбуждение анализатора, которое воспринимается субъективно в виде ощущений.
б) Порог различения – это минимальное изменение силы действующего раздражителя, воспринимаемое субъективно в виде изменения интенсивности ощущений.
2. Другим важным свойством анализаторов является адаптация – способность приспосабливаться к действию постоянных раздражителей.Например, войдя в темную комнату, мы некоторое время не видим окружающие нас предметы, а затем вследствие повышения чувствительности зрительных рецепторов, наше зрение восстанавливается, то есть адаптируется. Это свойство присуще всем отделам анализатора, но наиболее ярко оно проявляется на уровне рецепторов и заключается не только в изменении их возбудимости, но и в изменении числа функционирующих рецепторных структур.
3. Инерционность – сравнительно медленное возникновение и исчезновение ощущений.Сохранение на некоторое время ощущение после выключения раздражителя объясняется явлением последействия в ЦНС, которое проявляется в циркуляции возбуждения.
4. Доминантные взаимодействия сенсорных систем.Они проявляются в виде влияния возбуждения одной сенсорной системы на уровень возбудимости другой. Например, шум ухудшает зрительное восприятие.
Практическая работа № 7
Определение остроты слуха
Цель: определить остроту слуха с помощью речи.
Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шёпотом. Рекомендуется составить две группы слов. Первая группа слов включает гласные у, о и согласные м, н, в, р. Например, ворон, двор, море, номер и т.д.
Вторая группа слов – гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц и т.д.
Ход работы
Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо затыкают смоченным ватным тампоном. Далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь. Расстояние, на котором находится исследователь, когда испытуемый начинает называть 50% и более произнесённых слов неправильно, считают пороговой величиной. Расстояние между исследователем и испытуемым продолжают увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет точка, с которой он не сможет услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют. Меняя ватные тампоны поочерёдно в каждом ухе, опыт проводят несколько раз.
Оценка результатов
Слова первой группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные); Слова второй группой в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).
Вывод: сравните полученные результаты с нормативными и сделайте вывод, почему слова из первой группы воспринимаются с более короткого расстояния.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968.
2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа, 1991.
3. Косицкий Г.И. Физиология человека: Учебник. – М.: Медицина, 1985.
4. Ноздрачёв А.Д. Общий курс физиологии человека и животных: Учебник в 2 томах. – М.: Высшая школа, 1991.
5. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – М., 1998.
6. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей. – М., 1993.
7. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., «Академия», 2000.
8. Смирнов В.М. Физиология человека: Учебник. – М.: Медицина, 2001.
9. Яковлев В.Н. Общая физиология возбудивых тканей. – Воронеж, ГМА, 1999.