Вопрос 3. Деловой имидж личности

Английское image означает «образ, изображение», но современное понятие «имидж» означает непосредственно или сознательно создаваемоевизуальное впечатление о личности или социальной структуре.

Виды имиджа:

1. Индивидуальный имидж — руководителя, лидера и т.д.

2. Групповой, например об имидже организации или имидже государственной структуры. В создании позитивного имиджа организации очень важно умение персонала производить приятное впечатление на деловых партнеров и клиентов. Для этого в организации проводится работа по обучению персонала правилам делового этикета, проведения переговоров, совещаний, презентаций, торгов и т.д. Менеджеры должны отрабатывать умение произносить речи (спичи, от англ. speech — речь), принимать посетителей в своем кабинете, общаться с персоналом, вести себя в деловых поездках, соблюдать требования к собственному внешнему виду.

Составляющие имиджа делового человека — это его внешний вид, речь, окружающие его вещи, его деловые качества и манеры. У человека есть всего четыре секунды, чтобы произвести первое впечатление на партнера.

1. Внешний вид включает:

А. Одежда. В деловом общении часто «по одежке встречают, а по уму провожают»: именное одежды начинается восприятие другого человека, после чего рождается эмоциональное отношение к нему, влияющее на общее впечатление о человеке, складывающееся в ходе дальнейшего общения.

Прежде чем выбирать стиль одежды, изучите общество, где вам придется находиться, или аудиторию, перед которой вам нужно выступить. Всегда помните, что людям нравятся те, кто похож на них, поэтому старайтесь соответствовать по стилю той атмосфере, где вскоре окажетесь.

Надо учитывать, что в большинстве компаний принят дресс-код — жестко определенный стиль одежды. Стиль одежды, характерный для крупного банка, не похож на тот, что принят в небольшой звукозаписывающей компании.

Одежда не должна отвлекать от сути дела, поэтому лучше одеться сдержанно и солидно, а не небрежно или эффектно. К наиболее общим характеристикам стиля делового мужчины относятся следующие: консерватизм, аккуратность и опрятность.

Б. Прическа. Чистые, аккуратно уложенные волосы. Прическа делового мужчины - по моде, но в умеренном её выражении, например если это прическа с длинными волосами, то они сзади не должны быть длиннее верхнего края воротника рубашки.

Для женщин существуют определенные ограничения: длина распущенных волос не должна быть не ниже линии плеч, «ширина» - тоже в разумных пределах. Поэтому многие фирмы в правилах внутреннего распорядка для сотрудников предусматривают в легкой, но не допускающей возражений форме предписания о том что «прическа не должна быть вызывающей, распущенные волосы длинной ниже уровня плеч не рекомендуется, волосы должны быть чистыми и опрятными.

В. Мимика. Улыбка.

Г. Осанка. Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край не рекомендуется облокачиваться на стол. Беседуя сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повернута немного наискосок. Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор. Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создает впечатление, что человек внимательно слушает.

Д. Жесты и движения являются частью имиджа. Часто случается так, что жест показывает настроение, лицо человека даже когда он сам того не хочет. Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.

Е. Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Речь делового человека должна быть лаконичной, яркой, убедительной и четкой.

2. Окружающие его люди и вещи. Важным является, какой рукой вы пишете, какой у вас телефон, машина и т.д.

3. Деловые качества и манеры.

Для установления позитивного контакта (а следовательно, и достижения нужного нам имиджа) с деловыми партнерами можно и нужно применять следующие приемы: улыбка, доброжелательный взгляд; приветствие, которое сопровождается рукопожатием и какими-то теплыми словами; уважительное обращение к партнеру — по имени и отчеству (для этого нужно представиться, познакомиться, обменяться визитными карточками); проявление дружеского расположения к партнеру (шутки, комплименты, участие и др.); подчеркивание значимости партнера и компании, которую он представляет, уважения к нему (с помощью мимики, жестов, позы, организации пространственной среды); открытое признание достоинств партнера.

Вопросы для самостоятельной подготовки: Критерии оценки деятельности руководителя Внешний вид делового человека Факторы создания позитивного первого впечатления

Наши рекомендации