Почему не всегда работает технология smart?
Потребность в самоактуализации
Руководитель увлечен большим делом, что наполняет его жизнь смыслом. Он относится к своей работе как к миссии, реализуя важные в жизни ценности, работает с самоотдачей, ориентируется на долгосрочные, стратегические цели.
Интернальный локус-контроль
Руководитель ставит цель в работе и жизни и стремится к ее реализации. Оптимистичный, лидирующий, он направлен на преодоление трудностей и препятствий.
Способность к росту и накоплению конструктивного опыта
Современный руководитель направлен на накопление опыта в профессии — знаний и навыков, а также выработку эффективного индивидуального стиля в работе. Кроме того, он накапливает опыт понимания людей и развития эффективной саморегуляции.
Умение справляться с неудачами и ошибкам
"Ошибки нет, есть приобретенный опыт", — такой слоган является ключевым для эффективного менеджера.
Ошибки – это то, что помогает завтра сделать дело лучше. Анализ собственный ошибок руководитель проводит на основе технологии "50:25:25", которая гласит, что в случае ошибки самоанализ должен проводиться на основе: 50%– анализ своих действий(а лучше держать «контрольный пакет» - 51% +), анализ действий других людей — 25%, анализ условий и обстоятельств — 25%.
Высокая обучаемость и стремление к самосовершенствованию
Здесь важна способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением - способностью не просто познавать, а познавать самого себя: не просто знать, а знать, что знаешь.
Эффективный руководитель не просто постоянно учится, он отличается высокой учебной мотивацией, готовностью не просто узнать новое, но пересмотреть привычное; активностью в обучении; готовностью отрабатывать новые навыки в условиях работы.
Навыки самоменеджмента
Успешный руководитель умеет отлично планировать и структурировать рабочее время, выделять приоритеты, делегировать, согласованно работать в команде, снижать влияние поглотителей, выполнять задачи в указанные сроки.
Саморегуляция в стрессе
Руководитель способен к эффективному самоконтролю в стрессовых, напряженных ситуациях, умеет сохранить самообладание в непростых условиях.
Как повысить личную эффективность? Работа с целями.
Первое – работа с целями.
Эдвин Локк (E.Loche) из Мэрилендского университета в 1996 году опубликовал результаты многолетнего исследования, посвященного взаимосвязи между постановкой цели с непосредственным выполнением задач. Вот некоторые результаты данного исследования:
•Чем труднее поставленная цель, тем значительнее чувство достигнутого.
•Чем конкретнее цель, тем точнее регулируется деятельность.
•Цели, которые одновременно и конкретны, и трудны, обусловливают наилучшую деятельность, направленную на их достижение.
•Согласие с целями наиболее значимо, когда человек убежден, что цель важна и достижима (или, по крайней мере, к ней можно приблизиться).
•Постановка цели приносит наибольшую пользу, когда присутствует обратная связь, указывающая на продвижение к цели.
•Постановка цели опосредует воздействие опыта предыдущих действий на последующие.
•Цели стимулируют планирование.
•Люди испытывают больше трудностей при достижении целей, в тех случаях, когда у них нет опыта или тренировки, они находятся под чрезмерным давлением других людей или времени.
•Цели служат стандартами для чувства удовлетворенности собой.
Smart-цели
SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач в проектном менеджменте, управлении производством и личном развитии.
Разные источники авторство термина связывают с несколькими именами. Одни утверждают, что впервые SMART употребил в 1965 г. П. Мейер, который изучал проблематику эффективного менеджмента. Другие основываются на разработке концепции умных целей Дж. Дораном в статье, вмещенной в журнале «ManagementReview» за 1981 г. и считают автором его. Упоминается также имя П. Друкера, который работал над теорией управления по целям, широко применяя целеполагание по SMART.
Один из способов формулировки умных, работающих целей (точных и позволяющих добиваться эффективности) - способ SMART (от англ. smart - умный).
Цель описывает желаемую будущую ситуацию. Чтобы наиболее удобным образом классифицировать цели, мы дадим важное различение для описания исходной ситуации. Задачной ситуацией будем называть положение вещей, когда ясно, что нужно сделать, и ясно, как это нужно делать. Остается взять и сделать. Проблемной ситуацией назовем такую, в которой не вполне ясно, что нужно сделать, и тем более совершенно неясно, как это нужно делать. Например: задача — провести маркетинговое исследование; проблема — добиться решительного конкурентного преимущества в совершенно безнадежной с точки зрения здравого смысла ситуации. SMART-цели идеально приспособлены для задачных ситуаций: вы можете достаточно четко и подробно описать желаемый результат. Это создает основное преимущество SMART-целей: возможность программировать свое сознание на их достижение. Четко и детально вообразив результат, вы настраиваете свои сознание и подсознание на стремление к нему (Глеб Архангельский).
«SMART» - аббревиатура, и существует несколько вариантов ее расшифровки, которая позволяет сформулировать важные требования к цели:
SSpecific –конкретная.Цель должна быть недвусмысленной,т.е.сформулирована таким образом, чтобы ни у кого не было возможности понять ее неправильно.
Для достижения этой характеристики нужно ответить на пять «W» вопросов:
What: Что нужно достичь?
Why: Для чего этого нужно достичь? Какие выгоды и преимущества будут получены?
Who: Кто вовлечен в работу? Where: Где происходит работа?
Which: Какие требования, условия и ограничения ставятся к работе? Варианты: Simple (простая) вместо specific. Простота цели с большей долей вероятности гарантирует, что все будет сделано правильно, поскольку сама формулировка не оставляет вопросов. Strength - требующая значительных усилий (амбициозная). Слишкомлегкие цели не «вдохновляют», и не стимулируют к тому чтобы прилагать исключительные усилия.
MMeasure –измеримая.
Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному. Необходимо четко сформулировать критерии, по которым будет оценено – достигнута цель или нет. Эти критерии могут быть как количественными (в процентах, деньгах, штуках, и пр.), так и качественными (в этом случае, необходимо очень точно описать, что мы будем считать достойным выполнением цели, а что – нет). Не всегда просто найти точные критерии для оценки достижения. Стать известным? Стать увереннее? – это как? Но нахождение таких критериев – непременное условие достижения результата.
Варианты: M - meaningful, motivational– значимая, мотивирующая.
AAchievable –осуществимая.Завышенная цель демотивирует:если мысчитаем цель невыполнимой, то вероятнее всего и не будем прилагать достаточных усилий для ее выполнения (может, бессознательно избегать и искать оправдания).
Варианты: agreedupon, achievable, acceptable, action-oriented – согласованная, ориентированная на конкретные действия. Подразумевается, что данная цель не противоречит другим целям, которые мы реализуем. Также важно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с точки зрения наших внешних и внутренних ресурсов. Чересчур высокие или низкие цели обычно теряют свое значение как те, в которые мы не верим или те, которые скучны.
RRelevant -относится к большой цели,является ее частью.Важнопонимать, как реализация данной цели / задачи способствует достижению стратегических планов и реализации жизненных целей.
Варианты: realistic, reasonable, rewarding, results-oriented - реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты, иметь последующее применение.
Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, должна вписываться в нее и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.
TTimeBounded -ограниченная во времени,т.е.имеющая конечный срок.Срок или точный период выполнения - одна из главных составляющих цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период. Цели, не имеющие крайних сроков или временного графика, часто уязвимы для повседневных кризисов.
Варианты: time-based, timely, tangible, trackable – своевременная, отслеживаемая.
Почему не всегда работает технология smart?
Многие люди, попробовавшие использовать SMART цели, с сожалением отмечают, что далеко не всегда они работают. Почему так происходит?
Обозначим основные причины:
· цели поставлена исключительно рационально, без внимания к эмоциям и состоянию;
· цель не связана с нашими подлинными стремлениями: «хочу написать диссертацию» (т.е. хочу, чтобы она была, потому что это важное внешнее требование), но не хочу ее писать;
· цель противоречит другим, не менее важным нашим стремлениям (мы не выбрали, какая из них важнее, или не нашли способ согласовать разные цели);
· цель негативно сформулирована: «не опаздывать» (а негативная формулировка работает плохо, потому что, уходя от плохого, мы не обозначаем, куда хотим попасть - что будет вместо..?);
· цель не находится в зоне нашего контроля–реализация цели связана в большей мере с действиями, чувствами других людей и внешними обстоятельствами (например, хочу, чтобы они..»).
Параллельно с классической формулировкой SMART, а точнее в ее дополнение, употребляется также аббревиатура SMARTER.
Возможны также разные расшифровки дополненных букв. Первый вариант связан с теми важными требованиями, о которых уже было сказано – эмоциональностью цели, ее вдохновляющей силой и экологичностью: E – Еmotional и R – Relevant. Второй характеризирует последовательность процесса постановки целей, где каждая следующая цель должна корректироваться, учитывать и использовать предыдущий опыт планирования: Е – Evaluate и R – Reevaluate – оценивать и пересматривать. Такое целеполагание еще «умнее» (в англ. smarter – сравнительная степень сравнения, переводится как «умнее»).