Оценка внимания младшего школьника
Оценка устойчивости внимания
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в
том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» и суть задания разъясняет следующей инструкцией: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. По истечении 10 минут отмечается последняя рассмотренная буква.
При обработке результатов психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой — ключом к тесту.
Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Протокол исследования устойчивости внимания
Показатель | Результат |
Количество просмотренных за 10 минут букв | |
Количество правильно вычеркнутых букв | |
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть | |
Точность выполнения задания, % | |
Оценка точности, баллы | |
Оценка продуктивности, баллы | |
Оценка устойчивости внимания, баллы |
Рассчитываются продуктивность внимания, равная количест-ву просмотренных букв за 10 минут, и точность К, вычисленная по формуле:
где п — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть; т — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Оценка устойчивости внимания вбаллах
Продуктивность | Точность | Продуктивность | Точность | ||||
знаки | баллы | % | баллы | знаки | баллы | % | баллы |
<1010 | <70 | 2660-2825 | 84-85 | ||||
1010-1175 | 70-72 | 2825-2990 | 85-87 | ||||
1175-1340 | 72-73 | 2990-3155 | 87-88 | ||||
1340-1505 | 73-74 | 3155-3320 | 88-90 | ||||
1505-1670 | 74-76 | 3320-3485 | 90-91 | ||||
1670-1835 | 76-77 | 3485-3650 | 91-92 | ||||
1835-2000 | И | 77-79 | 3650-3815 | 92-94 | |||
2000-2165 | 79-80 | 3815-3980 | 94-95 | ||||
2165-2330 | 80-81 | 3980-4145 | 95-96 | ||||
2330-2495 | 81-83 | 4145-4310 | 96-98 | ||||
2495-2660 | 83-84 | >4310 | >98 |
Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле
А = В + С,
где В и С — балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 2.2).