Образовательные технологии. Учитывая специфику компетентностного подхода, в центре современного учебного занятия находится не преподавание
Учитывая специфику компетентностного подхода, в центре современного учебного занятия находится не преподавание, а обучение, самостоятельная работа студента над учебным материалом. Основным принципом является побуждение студентов к большей активности и самостоятельности. Для решения этих задач предполагается использование
следующих образовательных технологий:
Проблемные лекции, связаны с наиболее сложными и глубокими проблемами читаемого курса. Лекция начинается с вопросов, постановки проблемы, которую студенты должны решать в ходе изложения материала. Проблемный подход к изучению перечисленных тем предполагает различные варианты решения, активное участие студентов в работе, последующие дискуссии.
Лекции-беседы. При чтении лекций преподаватель ведет диалог с аудиторией, предлагая студентам ответить на ряд вопросов, связанных с проверкой усвоения ранее полученных знаний, в том числе по другим дисциплинам. Лекции-беседы предполагают ответы на поставленные вопросы, изученные в рамках самостоятельной работы студентов. Лекции-визуализации. В лекции используется содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности. Лекции подобного типа предполагают использование мультимедийных материалов. Практические занятия предоставляют еще больше возможностей для использования интерактивных форм и активных методов обучения.
Проблемные и интерактивные практические занятия. Таковыми являются все практические занятия, предполагающие углубленное изучение наиболее важных и сложных проблем дисциплины. Здесь предполагается использование различных активных методов обучения. При прохождении курса предусмотрено использование студентами при
подготовке к занятиям поиска нужной и достоверной информации в Интернете, создание компьютерных презентаций сообщений.
Типовые контрольные задания или иные материалы
6.2.1. Экзамен / зачет
В качестве формы промежуточного контроля знаний по дисциплине «Антропология» предусмотрен зачет. Допускается устная и письменная (в форме теста) сдача зачета.
Вопросы к зачету
1. Предмет антропологии и ее методы
2. Человек как биопсихосоциальное существо
3. Место человека в животном мире.
4. Тело человека как посредник между биологическим и социальным
5. Современные представления о происхождении и физической
эволюции человека
6. Дискуссионные проблемы антропогенеза
7. Движущие силы антропогенеза
8. Антропогенез и психогенез
9. Межполушарная асимметрия
10.Происхождение языка. Язык и искусство как виды знакового
поведения первобытного человека
11.Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека
12.Конституция и половой диморфизм
13.Психологические аспекты человеческой конституции.
14.Основные типы телосложения мужчин.
15.Основные типы телосложения женщин.
16.Акселерация и ее социальный аспект.
17.Полиморфизм вида Homo sapiens. Факторы расообразования
18.Классификация человеческих рас
19.Экология человека. Основные факторы, влияющие на рост и
развитие человека: генетические, гормональные, средовые.
20. Воздействие факторов среды на организм человека
21.Жизненное пространство человека и проблема коммуникации
22.Девиантное и делинквентное поведение
23.Феномен агрессии. Основные объяснения человеческой агрессивности
24.Проблема контроля над агрессией
6.2.2 Наименование оценочного средства* (в соответствии с таблицей 6.1)
Тест по антропологии
Выбери правильный ответ ( только один), Зачтено считается при выполнении 70% правильных ответов (18)
1.Книга Ч.Дарвина, объясняющая происхождение человека от животных, – это: 1 – «Происхождение видов путем естественного отбора»; 2 – «Изменение домашних животных и культурных растений»; 3 – «Происхождение человека и половой отбор»; 4 – «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»; 5 – «Основные этапы антропогенеза». 2.Социальные движущие силы антропогенеза – это: 1 – наследственная изменчивость; 2 – труд; 3 – общественный характер труда; 4 – естественный отбор; 5 – борьба за существование; 6 – членораздельная речь; 7 – высокоразвитое сознание; 8 – отвлеченное мышление; 9 – нечленораздельная речь; 10 – пункты 2 и 3; 11 – пункты 4–8; 12 – пункты 2, 3, 6–8. 3.Органы, доказывающие происхождение человека от животных, – это: 1 – рудименты; 2 – атавизмы; 3 – гомологичные органы; 4 – аналогичные органы; 5 – пункты 1–3; 6 – пункты 2–4. 4. Борозды и извилины коры больших полушарий характерны для представителей всех классов позвоночных животных: 1 – да; 2 – нет. 5.Атавизмы – это: 1 – органы, имеющие сходное строение и происхождение; 2 – органы, утратившие в процессе эволюции свое значение; 3 – многососковость; 4 – волосяной покров на лице человека; 5 – нет правильного ответа. 6. Значение прямохождения в процессе антропогенеза заключалось в том, что: 1 – обезьяны получили возможность сбивать палкой высоко подвешенные фрукты или дотягиваться до них; 2 – обезьяны в поисках добычи могли прыгать на большие расстояния; 3 – разделились функции рук и ног, рука стала свободной; 4 – крестец стал более подвижным, что облегчило роды. 7. Еще Ч.Дарвин указывал, что правильно было бы искать предков человека среди необщественных животных: 1 – да; 2 – нет. 8.Развитие трудовой деятельности в процессе антропогенеза привело к усилению действия биологических факторов и ослаблению социальных: 1 – да; 2 – нет. 9.Морфофизиологические особенности человека не передаются по наследству: 1 – да; 2 – нет. 10. Современный человек относится к виду: 1 – Обезьяночеловек; 2 – Человек прямоходящий; 3 – Человек умелый; 4 – Человек неандертальский; 5 – нет правильного ответа. 11. Абстрактное мышление, членораздельная речь, способность к коллективной трудовой деятельности развиваются у человека: 1 – в процессе филогенеза; 2 – в процессе анабиоза; 3 – в процессе онтогенеза. 12.Ископаемые остатки австралопитеков впервые были обнаружены: 1 – супругами Лики; 2 – Дюбуа; 3 – Бернье; 4 – Дартом. 13.Австралопитеки обитали: 1 – в лесах с пышной тропической растительностью; 2 – в горах; 3 – на равнинных безлесных пространствах, среди скал. | 14. Объем черепа австралопитеков: 1 – 1000–1200 см3; 2 – 1300–1500 см3; 3 – нет правильного ответа. 15.Для Человека умелого характерна галечная культура: 1 – да; 2 – нет. 16.Основные этапы становления человека: 1 – древние люди; 2 – люди современного типа; 3 – древнейшие люди; 4 – австралопитеки; 5 – дриопитеки; 6 – парапитеки; 7 – гиббоны, орангутаны, шимпанзе; 8 – пункты 4–7; 9 – пункты 1–3. 17. Признаки, характерные для монголоидов: 1 – прямые или волнистые, часто светлые волосы; 2 – значительное развитие на лице у мужчин волосяного покрова; 3 – жесткие, прямые и темные волосы; 4 – лицо широкое, уплощенное; 5 – скулы сильно выступают; 6 – складка верхнего века развита слабо; 7 – пункты 3–5. 18.Архантропы – это древнейшие люди: 1 – да; 2 – нет. 19.Для кроманьонцев были характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков: 1 – да; 2 – нет. 20. Членораздельная речь хорошо развита у Человека: 1 – умелого; 2 – прямоходящего; 3 – неандертальского; 4 – разумного. 21.Ископаемые остатки неандертальцев обнаружены к югу от Воронежа, на берегу Дона, в селе Костенки: 1 – да; 2 – нет. 22.Отжимная техника обработки камня впервые появилась у: 1 – питекантропов; 2 – синантропов; 3 – неандертальцев; 4 – кроманьонцев; 5 – Человека умелого. 23. Неандертальцы одевались в: 1 – шкуры; 2 – маскировочные халаты; 3 – одежды не было совсем. 24. В антропогенезе на ранних стадиях развития: 1 – социальные факторы преобладали над биологическими; 2 – биологические факторы преобладали над социальными; 3 – действие биологических и социальных факторов уравновесилось; 4 – социальные факторы не действовали; 5 – пункты 1 и 4. 25. Вторая сигнальная система качественно отличает ВНД человека от ВНД животных: 1 – да; 2 – нет. 26.Факторы, способствовавшие эволюции мозга: 1 – трудовая деятельность; 2 – членораздельная речь; 3 – употребление мясной пищи; 4 – пункты 1–3; 5 – пункт 1. 27. Социальный дарвинизм – это: 1 – наука о неравноценности человеческих рас; 2 – наука о делении общества на классы; 3 – учение об эволюции органического мира; 4 – учение о действии борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе. |