Конфликты и их роль в развитии организации.

Конфликт – это столкновение несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида или межличностных отношениях индивидов и групп людей, проявляющихся в форм отрицательных эмоциональных переживаний.

Менеджер, чтобы управлять поведением работников в конфликтных ситуациях, должен знать виды конфликтов, причины их возникновения, процесс развития, а также типы конфликтных личностей и методы управления поведением в конфликтных ситуациях.

Известны 4 основных вида конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт. Одна из форм – ролевой конфликт, который возникает, когда человеку, например, даются противоречивые задания и от него требуется взаимоисключающие результаты. Другая форма – это противоречие между производственными требованиями и личностными потребностями и ценностями. Особая разновидность внутриличночностного конфликта – стрессы.

2. Межличностный конфликт. Самый распространенный вид конфликтов. Он возникает, как правило, между людьми, имеющими различные черты характера, темперамент, взгляды на жизнь, цели и в силу этого не могущими ладить друг с другом.

3. Конфликт между личностью и группой. Такой конфликт возникает в основном, когда личность занимает позицию, которая находится в противоречии с позицией группы, когда член группы не соблюдает групповые нормы поведения или когда руководитель вынужден прибегать к дисциплинарным мерам, непопулярным у починенных.

4. Межгрупповой конфликт. Причиной конфликта чаще всего бывают различные походы к проблемам, преданность группе и борьба за ресурсы. Например, одел маркетинга, ориентированный на покупателя, требует улучшения качества продукции путем увеличения инвестиций, а производственный отдел, стремясь сохранить необходимое соотношение затрат и эффективности, выступает за уменьшение дополнительных капиталовложений. Между ними, естественно, рождается конфликт.

Причины к. Конфликты бывают разные, поэтому и причины у них разные. Основные причины можно свести к следующим:

-распределение ресурсов (здесь противоречия возникают потому, что с 1 стороны, ресурсы всегда ограничены, с другой, психология человека такова, что он хочет получать больше, а не меньше. Столкновение возможностей и желаний ведет к конфликту.)

-организационные изменения (челны группы смотря по-разному на необходимость изменения в организации, на формы этих изменений, время их проведения ит.д. В результате появляются противоречия в отношениях личности и группы., группы и организации, которые могут стать источником конфликтов)

-личностные расхождения (Индивидуальные различия людей лежат в основе поведения человека в организации. Личностные расхождения могут стать причиной конфликта, но они же являются одним из условий результативности группы и организации. Поэтому надо уметь использовать эти различия)

-различия в системах ценностей(Известно, что каждый человек оценивает ту или иную ситуацию, исходя из своих представлений и нравственных установок. На этом основывается его позиция и поведение. А поскольку, как говорится, сколько людей, столько и мнений, неизбежны противоречия и столкновения)

-угроза статусу (1 из причин объединения людей в группы является получение определенного статуса. Социальный ранг личности в группе имеет для людей огромное значение, и всякая угроза ему вызывает у человека стремление к сохранению своего лица)

-недостаток доверия (отношения в группе строятся в том числе и на доверии к друг другу. Доверие помогает людям строить свои отношения, полагаясь на мнение и поступки других членов группы. Когда такое доверие пропадает, возникает возможность конфликта.

-неудовлетворительные коммуникации (Если информация понимается неадекватно различными группами или челнами одной группы, если она несет в себе взаимоисключающие требования, если в ней неточно определены работа, должностные обязанности и функции, то конфликт неизбежен).

Наши рекомендации