Глава 1. Не прописные истины.

Начнем с того, что при некотором навыке нетрудно ма­нипулировать практически любым нормальным биологи­ческим объектом, за исключением отдельных лиц с тяже­лыми психическими расстройствами, наркоманов после «дозы», а также некоторых фанатиков, религиозных или политических. Кстати, перечисленные категории живых существ психологически весьма схожи. Возможно, кого-то покоробил сам термин «биологический объект», коим обо­значен нами «венец творения». И напрасно. Представьте себе хирурга, роняющего горькую слезу на пациента, что распростерт перед ним на операционном столе. Да, такой сердобольный эскулап запросто что-то не то бедняге отре­жет и не туда пришьет, а то еще грохнется в обморок, а в придачу напорется на собственный скальпель... Хирургу нужна отрешенность - быть может, даже в большей степе­ни, чем мастерство. Точно так же и при выполнении пси­хической операции совершенно необходимы безэмоцио­нальность и максимальная отстраненность. Запомните: в момент осуществления психологического воздействия вы не должны быть подвластны никаким эмоциям, даже желанию добиться результата. Иначе у вас попросту ничего не полу­чится. Нужная степень отрешенности возможна лишь в том случае, когда вы относитесь к лицу, с которым работаете, как к некоему безличному биологическому объекту. Примерно так люди обыкновенно взирают на какую-нибудь улитку или стрекозу: не испытывают к ней ни особой симпатии, ни ан­типатии - вообще ничего. К счастью, такая отрешенность потребуется вам лишь на то время, покуда вы проводите психологическую операцию. Закончив же ее, можете вновь запылать любыми страстями, какими пожелаете.

Но вернемся к тому, с чегомы начали эту главу.

Итак, воздействовать можно практически на любого человека, только на каждого — по-своему. Из классической психоло­гии большинству наших читателей, наверное, уже извест­но, что по своему отношению к окружающему миру и ощущению в нем себя всех людей можно условно поде­лить на две большие категории: экстравертов и интровертов. В свою очередь каждая из них также условно подраз­деляется на активный и пассивный подтипы. Таким обра­зом, можно выделить четыре группы человеков мыслящих.

Лиц, объединенных в первую из них, называют активны­ми экстравертами.Это наиболее деятельные люди, внимание которых преимущественно поглощено окружающим миром. При этом обычно им присуще стремление что-то в жизни по­менять, исправить и как можно прочнее в ней утвердиться, или же - на уровне интеллекта - осчастливить мир своими идеями (впрочем, обычно не совсем своими). Импульсив­ные и напористые, экстраверты активного типа - это при­рожденные лидеры. У них нет психических комплексов. Они живут сегодняшним днем и превосходно его чувству­ют. Рассчитывать, прогнозировать, строить долгосрочные планы - это не их стихия, Именно они руководят предпри­ятиями и политическими партиями, религиозными объе­динениями и неформальными силовыми структурами. Президенты и криминальные авторитеты получаются ис­ключительно из этой категории лиц.

Что касается пассивных экстравертов, то и для них в жизни припасен неплохой кусок пирога. Чаще всего этих холодноватых и довольно-таки приземленных созерцате­лей бытия можно увидеть на вторых ролях, но непременно рядышком с лидерами. Это прирожденные помощники, соратники, доверенные лица, заместители всевозможных мастей и рангов. Именно они, пассивные экстраверты, со­ставляют основу неистребимого чиновничьего племени. Пассивный экстраверт, как черт ладана, боится серьезных решений. Поменять что-то коренным образом, рубануть с плеча, сняться с насиженного места — все это для него не­посильный подвиг. Зато он умеет досконально разобраться в любой ситуации, обожает вычислять и систематизиро­вать, запоминать на всякий случай все, что угодно, и вооб­ще вести учет и подводить итоги. Без такого помощника активный экстраверт, человек обыкновенно не очень-то собранный, как без рук. Пассивные экстраверты бывают хорошими собеседниками, чудесными супругами и дотош-нейшими фининспекторами. Преобладающее их качество - здравый смысл. Как правило, им всего хватает, за исклю­чением звезд с неба...

Теперь об активных интровертах. Этих можно назвать вечными студентами жизни. Как и подобает вообще всем интроверсированным субъектам, активные интраверты с удовольствием фокусируются на собственном внутреннем мире, но при этом не боятся его дополнять и даже перио­дически осуществлять в нем перестановки. Они готовы учиться чуть ли не до могилы. Активные интроверты не­превзойденные генераторы неосуществимых идей, мечта­тели и фантазеры. Именно среди них - всевозможные со­чинители, музыканты, художники и, как ни странно, среди них же - математики, изобретатели, философы. В общем, активные интроверты занятые люди. К тому же они неред­ко бывают симпатичны - если только их психическая кон­струкция не осложнена каким-нибудь неприятным радика­лом, вроде истероидного.

Наконец, пассивные интроверты. Этих питомцев ду­шевной лени полным полно среди фанатиков всех мастей, особенно же среди религиозных фанатиков. Это они гото­вы до одурения щебетать во след своим гуру «Харе Криш­на!» или «Вся власть - советам!», (Заметьте, сами их лидеры никогда не относятся к данному психическому подтипу.) Что же касается обычных, так сказать, не идеологизирован­ных пассивных интровертов, то в большинстве своем люди они незлые, покладистые и даже душевные. Впрочем, до той лишь поры, покуда вы не попытаетесь насильственно вывести их из привычной психической позиции, весьма близкой к дремоте.

Наверное, достаточно о психотипах - они подробно описаны во множестве книг по психологии. В крайнем случае, чтобы окончательно .прояснить для себя этот во­прос, попробуйте самостоятельно соотнести предложен­ную систему классификации с традиционной, берущей за основу соотношение возбудимости и способности к тор­можению нервной системы человека, или же так называе­мые «темпераменты» - сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Вероятно, сделать это будет нетрудно.

Нас же, стремящихся во всех случаях извлекать из тео­рии реальную пользу, в данном вопросе более всего инте­ресуют именно ключевые психические позиции перечис­ленных психотипов, или же их основные психо-эмоци-ональные состояния. Как ни странно, чтобы в этом разо­браться - опять же не формально, а практически, — нам придется обратиться к очень древнему и, по представлени­ям большинства наших современников, чрезвычайно ту­манному мистическому учению о первосвязях. Припомним четыре первичные составляющие всего сущего в трудах по магии и алхимии, приписываемых Гермесу Трисмегисту. Вот они; земля, вода, воздух и огонь. Так вот, с точки зрения иррациональной психологии, все это суть ключевые состояния человеческой психики, различные сочета­ния которых и образуют весь спектр наших психо­эмоциональных возможностей. (На досуге соотнесите принцип первостихии с представлениями толтеков о четырех сторонах света или о четырех ветрах.)

Чтобы опробовать их «на ощупь», или «примерить» на себя, мы должны предварительно освоить одно, казалось бы, нехитрое действие. Но, между прочим, именно к нему сводится в конце концов любой реальный психологиче­ский метод. Следовательно, вовсе не случайно этому дейст­вию придается огромное значение всеми мистическими школами, восточными или западными, и в их числе столь популярной сегодня традицией толтеков.

Мы говорим о сознательном вхождении в состояние умственной тишины,о намеренной остановке непрерывной деятельности рас­судка, об умении освободить свой ум ото всех мыслеформ.

В книгах Карлоса Кастанеды это называется остановкой умст­венного диалога; в буддийской традиции Махамудры — реа­лизацией великого символа и постижением своей истин­ной природы; мы же привыкли говорить о сознательном вхождении в состояние умственной тишины, или в состоя ние пустоты.

На протяжении тысячелетий различными мистическими традициями изобретено множество психотехник, подчи­ненных основной цели — реализации состояния умственной тишины. На наш взгляд, в своем подавляющем боль­шинстве они чрезмерно громоздки, трудоемки, неоправданно усложнены ритуальной атрибушкой и вообще мало пригодны для современного человека. Имея определенный опыт психологической подготовки специалистов некото­рых категорий, мы можем утверждать, что сегодня быстрее и надежнее прочих «работает» весьма простой метод «раз­двоенного внимания», которому мы и намерены вас обу­чить. Если вы читали книги Кастанеды, то можете припом­нить нечто подобное, а именно особый способ ходьбы с одновременным обзором всего пространства перед собою периферийным зрением; этот прием дон Хуан настойчиво рекомендовал своему ученику, как основной способ «оста­новки внутреннего диалога». В принципе наш метод анало­гичен, только он еще проще.

Но прежде примите к сведению: будучи в своем обыч­ном состоянии сознания, человек способен фиксировать внимание лишь на двух объектах одновременно, и не более того.

Теперь проделаем опыт.

Вытяните перед собою обе руки и посмотрите на них. Сосредоточьтесь одновременно на ощущениях обеих кистей и постарайтесь чувствовать их одинаково отчетливо. При этом вынепроизвольно входите и особое состояние, при котором у вас в голове не остается никаких мыслей, никаких посторонних образов. Вы как бы повисаете в какой-то наполненной пустоте.

Наши рекомендации