Связь с.п. с другими науками и дисциплинами
Взаимосвязь социальной психологии с другими научными дисциплинами обусловлена двумя обстоятельствами. Первое – это логика развития науки вообще через дифференциацию отдельных ее отраслей. При этом каждая из отраслей научного знания отражала специфику “своего” видения и объяснения окружающего мира. Второе – это все возрастающая потребность общества в необходимости использования интегрированного знания многих отраслей науки. Таким образом, теснота связи социальной психологии с другими науками может быть прослежена с учетом таких аспектов, как:
наличие общего объекта исследования;
использование общих методов в решении теоретических и практических задач;
взаимное использование некоторых объяснительных принципов в понимании природы социально-психологических явлений;
привлечение фактов, “добытых” другими научными дисциплинами, которые помогают глубже понять факторы и специфику развития и проявлений социальной психологии человека.
Так, взаимосвязь социальной психологии и истории имеет место тогда, когда каждая из них обращается к другой для решения собственных проблем с целью использования ее данных. Анализ истории для человека есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии его поведения и отношений с другими людьми. Эти отношения складывались веками. Религиозные верования, обычаи, ритуалы, философские учения есть продукт их длительного развития.
Социальная психология и философия. К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы социальной психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественно-научных методов. Во многом они решаются философско-умозрительно.
Социальная психология и социология. Социология и социальная психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных – анкетированием и опросом.
Социальная психология и педагогика. Практически любой из вопросов обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен. Социально ориентированная педагогика неизменно пользуется данными социальной психологии, помогающей правильно решать вопросы организации эффективного учебного взаимодействия обучаемых и преподавателей, учитывать социально-психологические явления и процессы, происходящие в педагогических и учебных коллективах.
Методы исследования С.П.
Для проведения исследований психологи используют целый ряд различных научных методов. Эти методы позволяют исследователям проверять гипотезы и теории, выяснять соотношения между различными переменными. Какой тип исследования позволяет получить достоверные результаты? Во многом именно от изучаемого предмета, имеющихся ресурсов, самой теории или гипотезы зависит то, какой метод изберёт исследователь.
Описательный метод. Цель описательного исследования — изобразить то, что уже существует в группе, будь то сообщество или население целой страны. Пример описательного исследования — опрос на тему отношения людей к определенной социальной проблеме (такой, например, как статистика по разводам, вопрос о смертной казни или законах об азартных играх).
Корреляционный метод. Социальные психологи используют корреляционный метод для поиска связей между переменнымиПроведение исследований с непосредственным наблюдением за поведением человека или компиляция результатов предыдущих исследований используются при сборе данных для корреляционного исследования.
Экспериментальный метод. Экспериментальное исследование является ключом к раскрытию причинно-следственных связей между переменными. В экспериментальных исследованиях специалисты случайным образом распределяют участников по двум группам: контрольной и экспериментальной. Участники контрольной группы не получают никакого лечения и отражают исходные значения. Исследователи манипулируют некоторыми независимыми переменными в экспериментальной группе, а затем измеряют эффект.