Психотерапия при психосоматических заболеваниях. обрести. И о ценностях-средствах, которые помогут вам это сделать.
обрести. И о ценностях-средствах, которые помогут вам это сделать.
8. Перейдите на лист «Убеждения». Обдумайте все то, во что должен верить здоровый человек, чтобы сохранить и приумножить свое здоровье. Поразмышляйте о том, как здорово можно жить, имея эти «экологичные» ценности и убеждения.
9. Перешагните на лист «Идентичность» и помечтайте о себе, как о совершенно здоровом человеке — целиком и полностью, физически и психически. После этого задумайтесь о том, о чем давно уже не думали: о вашей уникальности как единственного, неповторимого и ни на кого не похожего человеческого существа.
10. Перейдите на лист «Цель». Отстраненно и торжественно подумайте о том, зачем такой уникальный человек, как вы, нужен этому миру — что именно вы призваны понять и сделать. Ибо высший смысл любой жизни — это всегда Познание и Созидание.
11. Перешагните на лист «Смысл» и попробуйте ответить себе на очень непростой вопрос: а зачем этот мир нужен вам? Чем для вас он является в этой ставшей почти реальностью мечте, без всяких ограничений обыденного сознания и с высоты опыта, приобретенного вами на предшествующих логических уровнях?
12. Стоя на листе «Смысл», развернитесь кругом. Имея за спиной логические уровни, которые вы только что прошли, задумайтесь о чем-то большем, чем ваша собственная жизнь. О том, во что вы, возможно, когда-то верили, но забыли — о чем-то добром и могущественном. Не важно, как вы это для себя назовете: Бог, Природа, Космос или просто-Бессознательное. Не важно, назовете ли вы это хоть каким-то Великим Именем. Важно просто вспомнить о том, что это Великое есть. Ощутите, увидьте или услышьте присутствие этого Великого — мурашками по спине, вспышкой света и цвета или просто странным тоном и звуком, рождающимся вовне или в глубине вашей души.
13. А теперь, сохраняя это ощущение, образ или звук, шагните на лист «Цели». И, начиная с него, не торопясь, опять-таки спиной, пройдите все логические уровни, как бы внося увиденное, услышанное или прочувствованное на
Глава 3
уровне «Смысл» в каждый из них, одновременно заново отвечая на все те вопросы, на которые вы у же отвечали:
• зачем я нужен миру?
• кто я такой?
• во что я верю?
• к чему я стремлюсь?
• чего хочу?
• какими способностями обладаю?
• что делаю и как поступаю?
• кто и что меня окружает?
Не удивляйтесь тому, что все может измениться и вы испытаете озарения, откровения и потрясения, доселе вам не ведомые.
И, наконец, сойдите с последнего (бывшего первого) листа логических уровней «Окружение», пройдите к листу «Смысл» и последовательно соберите все листы логических уровней, как бы укладывая их в единый пакет — «голограмму» вашего исцеления.
ЧАСТЬ 2
ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩИЕ ТЕХНИКИ
А ак как психологический фактор при психосоматических расстройствах выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии — одного из компонентов лечебного и реабилитационного процесса (Пушкарев и др., 2000).
Коррекционные программы в основном должны быть направлены на:
1) коррекцию Я;
2) достижение объективности собственной оценки;
3) реабилитацию Я в собственных глазах и достижение уверенности в себе;
4) коррекцию системы ценностей, потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствие со своими психофизическими возможностям;
5) коррекцию отношения к другим; достижение способности к эмпатии и пониманию переживаемых другими состояний и их интересов;
6) приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
7) коррекцию неадекватного образа жизни и подавленности. В данном разделе представлены психотерапевтические
техники, которые используются вне зависимости от конкретного психосоматического заболевания, направленные на:
• определение причин болезни,
• прояснение ее смысла и
• оценку преимуществ болезни экологичным образом. Существует пять основных областей причин и смыслов
болезни. Любая болезнь: 1)«дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы;
Общие техники
2) предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих;
3) «дарит» условия для того, чтобы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации;
4) предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения;
5) «убирает» необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы сами.
Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни, необходимо решить две основные задачи:
1) определение потребностей, которые удовлетворены благодаря болезни;
2) поиск путей удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни).
Приведенные ниже техники взяты из следующих основных источников: (Ковалев, 1999; К. и С. Саймонтоны, 1996; Кинг, Цитренбаум, 1998; Фанч, 1997; Радченко, 2001).