Визуализация и воображение
Техники, описываемые в этой книге, не предполагают визуализации как таковой. Более того, они опираются на невизуальную систему работы с энергией под названием тактильное воображение. Научиться пользоваться этой системой очень легко, к тому же она гораздо эффективнее методик, основанных на визуализации. Любая работа с энергией и духовные практики преимущественно предполагают визуализацию, поэтому трудности с созданием визуальных образов могут привести к серьезным проблемам. Подобные трудности возникают у большинства людей, а многие и вовсе уверены, что не могут ничего визуализировать. Однако способность к визуализации естественна для человека, и каждый из нас в состоянии делать это в любое время. На самом деле умение визуализировать не связано со зрением. Совсем не обязательно мысленно видеть предмет при его визуализации. А если вы действительно что-то видите, значит, вы видите это мысленным взором, что характерно для ясновидящих, или просто переживаете нечто вроде сна наяву. Визуализация – это игра воображения, чистейшая фантазия. Даже ребенок может с легкостью визуализировать все что угодно. Упражнения по визуализации, или управляемая медитация, - это то же самое, что и любая другая фантазия, в которой память используется для создания в воображении вымышленного сценария, полного разнообразных образов, звуков, ощущений, впечатлений и чувств. При этом вы ничего не видите воочию. Важную роль для воображения и визуализации играет память. Я думаю, вам не раз приходилось проигрывать в памяти прошлые события, прогоняя их перед мысленным взором, чтобы вспомнить нечто для вас важное. Повторное воспроизведение или воссоздание в памяти неких событий – реальных или вымышленных – предполагает творческое использование воображения. Это и есть самая настоящая визуализация, и справиться с таким заданием под силу каждому из вас – прямо сейчас! Наибольшую проблему для понимания данного явления представляет как раз само слово визуализация, особенно если его используют для описания духовных практик вроде медитации или работы с энергией. Проблема еще усугубляется тем, что для описания визуализации используются термины, которыми обычно принято описывать опыт, не связанный с восприятием зрительных образов, как, например, телепатические ощущения. Подобная способность распространена среди людей, которые воспринимают вещи экстрасенсорно (при этом они могут их даже не видеть). Описывая свой опыт, они обычно говорят: «Я видел», «Я вижу», «Я увидел». Именно это и вводит их учеников в заблуждение. Точнее было бы использовать слова: «Я чувствую», «Я ощущаю», «Я воcпринимаю»или «Я осознаю». Кроме того, большую роль в раздувании проблемы визуализации играют скрытые эгоистические мотивы. В нашем обществе, где все соревнуются друг с другом, будет гораздо убедительнее описывать экстрасенсорное восприятие как визуальное. Мы привыкли гораздо больше доверять глазам, чем ощущениям и интуиции, поэтому и слова «Я чувствовал это» звучат менее убедительно, нежели «Я это видел!». Я не вижу, чтобы распространенная практика использования этих терминов как-то изменялась, но считаю, что более доступные объяснения и инструкции помогут ученикам преодолеть трудности, связанные с пониманием термина визуализация. Также проблемы с визуализацией усугубляются в любой группе, где наставник и хотя бы несколько учеников обладают врожденным даром ясновидения. Ясновидящие действительно видят мысленным взором то, что визуализируют. Очень часто они даже не понимают, что такая способность – вовсе не норма для большинства людей. Поэтому у их учеников складывается обманчивое представление о доступности зрительной визуализации, которое со временем может привести их к разочарованию в своих способностях и даже внушить им чувство неполноценности. Подобное недопонимание совершенно останавливает развитие учеников, поскольку многие из них просто притворяются, что могут видеть то, что должны визуализировать, а остальные считают себя бездарными и неполноценными. Но этой проблемы можно избежать, если давать ученикам более точные объяснения. Некоторые люди действительно способны видеть объекты мысленным взором во время упражнений по визуализации. Обычно такое бывает, когда происходит глубокая физическая/ментальная релаксация. При этом создаются условия для входа в состояние «сознание бодрствует, а тело спит»(это состояние еще называют трансом). В таком состоянии происходит пробуждение визуальных ясновидческих способностей. При этом может активироваться сновидческий ум, который создает яркие образы перед мысленным взором. Однако и наставники, и их ученики должны понимать, что подобные визуальные способности характерны далеко не для каждого.