В 3л Сущность рынка и его функции
Цель рыночного исследования опред место нахожд наиболе привлекат фирмы рынков и оценить их потенциальн емкость для своих толваров.Любое рыночн исследов-е предсталяет собой проведение ряда общепринятых управленческ мероприят: 1.формиров проблемы и предварительное изложение задач; 2.организация поискового исследования с привлеч-м инф-х источников для проверки правельности предварит задач и принцип значимочть пост проблем. 3.определение требуемых видов исх данных,методов их сбора и видов анализа,кот необх провести. 4.сбор данных. 5.анлиз собранныхданных. 6.предоставлен-е реш-я проблемы в виде обеспеч-я наиб эффективн использов результ-в исследов-я. 7.Послед контроль эффективн исследов-я в целом и анализ трудностей встретивш в прцессе использов-я его результата. При изучении особенностей рынка необх проанализиров показатели экономич ситуаций: *состояние финансов сис-мы,стабильность курса валют,уровент инновации и ее темпы. *уровень занятости трудоспособн нас и распред его по сферам деят-ти *уров жизни нас и характер распред его доходов *инновац особенности и традиции. Под рынком поним сфера обмена связ между собой производителей и потребителей товара. Основные функции рынка: 1)осущ связи между производителем и потребителем 2)формирование и реализация пропорций в эконом-е 3)опред обществ значимость товара 4)стимулир-т снижение произв расходов 5)определение стоимости товара 6)информ о сост эконом 7)происх контроль эконом путем конкуренции
2в 3л.Классифик-я рынков
класс-я ранков –это разделение совокуп-ти имеющихся рынков на отдельн-е виды на основе выбранных классиф-х признаков:1.по виду продаваем товара:1.1.рынок сырья1.2.материалов 1.3. инноваций 1.4.капиталов 1.5.труда, услуг 2. по использ-ю товаров:2.1. потребительский2.2.Р предпр-й 2.2.1.Р товаров пром-го назнач-я 2.2.2. Р промежут-х продавцов 2.2.3. Р правит-х учреждений 2.3. отраслевые рынки 3. по географич признаку: 3.1.региональный 3.2. национальный 3.3. Р развитых индуст-х стран 3.4. Р развив-ся гос-в 4. по демограф признаку:4.1. по возрасту 4.2. полу 4.3.размерам семьи 4.4. семейному циклу 4.5. образованию 4.6. соц классам 4.7. религиозн признаку 4.8. национальности 5. по физич св-вам товара: 5.1. Р скоропорт-ся товаров 5.2. Р товаров длительн польз-я 6.по общ отнош-ю:6,1 предметы 1й необход-ти 6.2. Р предметов роскоши 7. по хар-ру продаж: 7.1. оптовый 7.2.мелкооптовый 7.3. розничн 8. по уровню конкуренц-и:8.1. свободной или совершен-й конкур-и 8.2. монополистич-я конкур 8.3. олигополистич-й рынок 8.4. монополия 9. по соотнош-ю спроса и предлож-я: 9.1.Р продавца 9.2. Р покупателя 10. по качеств-й стр-ре: 10.1. потенциальный Р 10.2. действительный 10.3. обслуживаемый 11.по организ стр-ре:11.1. закрытый 11.2. открытый 12. по содерж-ю и особен-тям М деят-ти 12.1. целевой 12.2. бесплодный 12.3. основной 12.4. дополнительный 12.5. растущий 12.6. прослоечный 13. по видам заключ-х сделок: 13.1. сделки с наличным товаром(Кеш, спот) 13.2 фьючерсные сделки- на покупку или продажу товара при условии его поставки в будущем(апцион) 13.3. форвордная предполаг, что товар будет поставлен к опред времени
3в 3л.Анализ показателей деятельности конкурентов
анализ позиции конкурирующих фирм осущ-ся по след-м направл-м:1.изуч-е фин вложений конкурентов 2.изуч-е их произв-й и технич-й политики, вкл товарную номенклатуру, технич параметры, изготовл продукции, уровень издержек пр-ва 3.анализ рыночн стратегии конкур-х фирм 4.изуч-е их сбытовой практики, ценовой политики и методов интенсификации сбыта 5.анализ соответствия выпускаемой конкурентами прод-и покупательским запросам потребителей, в рез-те выявляются белые пятна. Число показателей хар-х эк потенциал конкурентов: активы, продажи, чистая или валовая прибыль, основн и оборотн капитал, кап вложения, собственный и заемный капитал, динамику продаж, в стоимостном и количеств выражении, отношении прибыли к объему продаж, отношение объема продаж к ст-ти мат-произ-х запасов, отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности, загрузка произв-х мощностей, портфель заказов, объем и направление капиталовложений, прибыль.
4в 3л. Сегментирование рынка.
Сегментация рынка- это классиф-я потребит продукции в соотв-и с особенностями качественной стр-ры их спроса. На сегментацию товаров производ назнач-я оказыв влияние след факторы:1. отрасль, к-я относится к предпр-потребителя, 2. технолог процесс, примен на предпр размер предпр-потребптеля, численность работающих 3. специфика организации закупок 4. особенность запросов потребителей 5. формы взаимоотнош с поставщиками 6. критерий личных хар-к лиц, представл-х компанию заказчика.
Сегментир-е потребит рынков принято производить по географ принципу, демограф, психографич, поведенческому.1. сегмен по географ принц предполаг разбивку рынка на гос-во, регионы, обл, города и тд, 2.сегментир по демограф принц заключ в разбивке рынка по полу, возросту, размеру семьи, уровню доходов, оброзов-ю и тд, 3.психограф сегмент покупателей делит на группы к принадлежн к общ классу, образу жизни, хар-ки жизни. 4. сегмент по поведенчес признак предполаг деление покупателей на группы в зависим от их знаний, отношений к товару, хар-р использ-я товара и реакции на это.
Сегментация бывает комбиниров-й по принципу матрешки. У политики сегментации м б 2 крайности:1. стратегия гиперсегментации – приводит к разраб товаров и услуг по индивид заказу 2. стратегия контрсегментации – ориентир на предлож товара без всякого укрошательства продаваемого по низким ценам. Для эффективной сегментации необходимо чтобы удовл следующие условия:1.измеримость – возможность измер каждый сегмент 2.доступность – возможность достигнуть цели на данном сегменте 3.выгодность – возможность получ прибыли на данном сегменте.
5в 3л.Покупательское поведение потребителей.
На совершаемой потребителями покупки оказывают влияние след-е факторы:1.культурного порядка – культура, субкультура, соц положение2.факторы соц порядка, референтные группы – прямое или косвенное влияние на поведение чел-ка, роли и статусы, семья 3.факторы личного порядка – возраст, тип жизненного цикла семьи, род занятий, эк положение, тип личности 4.факторы психолог хар-ра – модели покупательского поведения:1)простая модель 2)бенгвегон – модель быть как все 3.сноб – модель не приобретения товаров именно потому, что его приобретают другие 4.веблен – модель приобретения товаров по мере возрастания цены на них из-за стремления к роскоши 5.эффект «цена-качество» - высокая цена признается показателем качества и увеличивает спрос на товар 6.модель «центр и периферия» 7.эффект «универмаг» - покупается то, что не планировалось
1в 1л. ЦЕЛИ МАРКЕТ-А И СОВРЕМ-Е КОНЦЕПЦИИ УПР-Я. Общая цель – удовлетворять потребности покупателей и за счет этого получать прибыль. Подцели: упорядоченность рынка, прозрачность, регулир-е некот-х рын-х процессов, упорядоченная конкуренция, своевременное обновление ассортимента тов-в. 5 основных подходов: 1) концепция совершенствования производства – повыш-е эк. эффект-и и снижение цен; 2) к-я соверш-я товара – высокое кач-о тов-в; 3) интенсификации коммерческих усилий – стимулирование сбыта; 4) к-я маркетинга – исследование запросов целевого рынка и удовлетвор-е их; 5) к-я соц.-этического мар-га – благосостояние людей, удовлетв-е потреб-й, прибыль фирмы. Маркетин-сов-ть приемов и методов позволяющих адаптироваться к реальной рыночной среде или конъюнктуре рынка.
Маркетинг-вид человеческой деят. Направленный на удовлетворение нужд и потребностей по средствам обмена.
2в 1л. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МАР-ГА. 1)по объекту ориентации: на продукт, на потребителя; 2)по объему и сегментации рынка: массовый, товарно-дифферинцированный, целевой, концентрированный, пробный; 3)по уровню развития рынка: микромаркетинг (внутренний, внешний), макромаркетинг, глобальный (деятельность ТНК); 4)в завис. от достиг-х целей: коммерческий маар-г, неком-й; 5)по отраслевому признаку: производственный (промышл-й, строит-й, аграрный), потребит-й, торговосбытовой, банковский, страховой, самомаркетинг. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МАР-ГА. Американская –шир-е изучение потреб-й, мотивов, интересов реальных и потенциальных потребителей. Японская – в осн. амер-я модель со след. нац. особенностями: тесное сотрудничество частных фирм и компаний с правит-ми орг-ми и семейный хар-р мар-га. Скандинавская соц.-этическая – безотходные технологии. Российская – система рын-го упр-я эк-й развив-ся на 3-х уровнях: макроэк-й, регион-й, микроэкон-й.