Тема «индивидуально-психологические

СЛОВАРЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

Характер (от греч. charactēr – печать, чеканка) определяется как достаточно устойчивая система таких индивидуально-психологических особенностей человека, которые обуславливают привычные способы поведения и эмоционального реагирования в определенных (типичных) условиях.

Комментарии.

Характер проявляется в системе отношений к действительности:

1) в отношении к другим людям (например, общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.п.);

2) в отношении к себе (например, скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженност и т.п.);

3) в отношении к делу, деятельности (например, ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т.п.);

4) в отношении к вещам, к собственности (например, щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость и т.п.).

Эти отношения определяют структурную организацию характера.

Хорошее знание характера какого-либо человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть, предсказывать поведение человека. Обычно это справедливо для типичных ситуаций, которые часто повторялись в жизни человека. Поведение в этих ситуациях и/или эмоциональное реагирование на них приобрело черты устойчивости, стало поведенческим навыком. Это поведение обычно выглядит как импульсивное, спонтанное реагирование.

Однако в тех случаях, когда в регуляцию поведения включается личность человека, когда активизируются процессы самосознания, человек способен контролировать проявления своего характера. Это аналогично контролю за любыми другими привычками (например, участвуя в особо торжественном приеме – обед в посольстве – человек постарается контролировать сложившиеся у него привычки поведения за столом; при появлении в доме маленького ребенка человек может постараться контролировать свою привычку к курению и т.п.). В конечном счете, все зависит от того, в какой степени человек осознает, хочет и может ставить перед собой задачу на сознательную регуляцию своего поведения.

Причины разного отношения людей к своему характеру скрываются в личности человека, в тех жизненных ценностях и смыслах, которые человек исповедует и утверждает своей жизнью, в особенностях его отношения к другим людям и к самому себе. Фактически, личность человека «принимает решение» о том, позволять ли чертам характера определять поведение в той или иной ситуации. Чертам характера, которые сам человек считает хорошими, правильными, дается «зеленый свет». Многие черты характера являются положительными и помогают человеку устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, быть ответственным и т.п. Наряду с такими чертами характера есть и те, которые мешают человеку. Важно, чтобы человек как личность не снимал с себя ответственность за контроль и преодоление этих черт характера. Однако многие люди полагают, что характер нельзя изменить и поэтому даже не пытаются этого делать. Причина этого может состоять в смешении понятий характер и темперамент.

Характер следует отличать от темперамента. Особенности темперамента могут способствовать (или противодействовать) возникновению и закреплению определенных устойчивых способов поведения и соответствующих свойств (черт) характера. Принято говорить, что темпераментные свойства являются предпосылкой черт характера. Однако в развитии характера чрезвычайно важную роль выполняют взаимоотношения с окружающими людьми. Отношение близких взрослых приводит к закреплению тех или иных способов поведения и появлению конкретных черт характера. С развитием зрелой личности все большую роль в развитии характера начинает играть самовоспитание.

Принято различать нормальный, акцентуированный и психопатический характер. Психопатический характер отличают нарушение социальных отношений, которое затрагивает все сферы жизни (семья, работа, социальные контакты). Появляясь довольно рано, такое нарушение остается устойчивым в течение всей жизни.

Характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. В этом случае говорят о так называемом национальном характере, который обусловлен общественным бытием человека, менталитетом и мировоззрением этнической и культурной общности, к которой он принадлежит, типичными обстоятельствами жизненного пути в конкретных исторических условиях.

Темперамент(лат. – temperamrntum – надлежащее соотношение частей)– система (закономерное соотношение, сочетание) таких устойчивых индивидуально-психологических особенностей человека, которые выражаются в формально-динамических характеристиках активности: общем уровни двигательной (моторной) и психической активности, в эмоциональности. Эти особенности являются природно-обусловленными, т.е. определяются характеристиками нейрофизиологических (свойства нервной системы, проявляющиеся в ее функционировании) и нейрогуморальных (гормональных) процессов индивида.

Комментарии.

Темпераментные особенности человека обуславливают интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, устойчивость и силу эмоций и чувств, энергичность, сензитивность (сенсорная чувствительность), работоспособность, активность или реактивность.

Темпераментные особенности человека рассматриваются как предпосылки индивидуального стиля деятельности и общения, в которых возникают и закрепляются черты характера, а также как важную предпосылку способностей (наряду с задатками как таковыми). Будучи предпосылками стиля деятельности и черт характера, темперамент может как способствовать определенной деятельности, так и препятствовать ей. Ценность темпераментных особенностей определяется спецификой деятельности.

Свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность – И.П. Павлов; лабильность и динамичность – Б.М. Теплом и В.Д. Небылицын) и особенности гуморальных процессов обусловлены не только генотипически, но также процессами внутриутробного развития и процессами созревания в постнатальном периоде (после рождения). Прижизненные изменения темперамента незначительны, однако у взрослого человека свойства темперамента могут маскироваться чертами характера, которые как бы надстраиваются над темпераментом. Также с развитием личности возрастает способность к сознательному контролю своего поведения, что может затруднять диагностику темпераментных особенностей. Для того, чтобы правильно определить темпераментные свойства человека, необходимо наблюдать поведение человека в самых разных ситуациях, как типичных, так и неожиданных.

Индивидуальностьпредставляет собой целостную многоуровневую систему всех особенностей человека, сопряженных в единую иерархически организованную структуру. Эта система, обладающая целостностью и определенной устойчивостью, обуславливает своеобразие конкретного субъекта – носителя индивидуальности, его уникальность и неповторимость.

Индивидуальность складывается прижизненно как результат процесса развития субъекта в ходе его жизнедеятельности. В системе индивидуальных особенностей человека психические характеристики (способности, характер, личность) представляют собой качества более высокого порядка по отношению к морфофизиологическим (биологическим, индивидным) особенностям (телесная конституция, здоровье, внешность, свойства нервной системы, гормональный статус и т.п.). Любая из морфофизиологических особенностей может оказаться важной для появления каких-либо черт характера или конкретных способностей. Индивидуальность функционирует как целостное образование и обнаруживает себя в индивидуально-своеобразном стиле взаимодействия человека с миром.

Комментарии. Основные уровни психической индивидуальности («эпицентры», по Ю.Б. Гиппенрейтер) составляют темперамент, способности, характер и личность. Понятием «способности» определяются те индивидуально-своеобразные особенности осуществления деятельности (и общения), которые обеспечивают быстрый темп освоения этой деятельности и высокую эффективность (максимальные результаты при минимальных затратах) при ее выполнении.

См. также понятия «Способности» (словарь к семинарскому занятию №4) и «Личность» (словарь к семинарскому занятию №8).

Наши рекомендации