Раздел iv. психолог как личность и профессионал

85. Профессионализация – это…

a) целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается при прекращении такой деятельности;

b) процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, продолжающийся в течение всей жизни;

c) все ответы верны;

d) все ответы неверны.

86. Специалист-профессионал – это…

a) человек, занятый в данной конкретной сфере деятельности, помогающий основным специалистам выполнят их функции;

b) человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей;

c) человек, занимающийся деятельностью, направленной на удовлетворение своих потребностей и преобразование окружающей действительности;

d) правильного ответа нет.

87. Основными этапами профессионального развития являются:

a) этап роста, этап исследования, этап упрочнения карьеры, этап сохранения достигнутого, этап спада;

b) формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка, профессионализация, мастерство;

c) допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, послепрофессионализм;

d) все ответы верны;

e) верны ответ а и с.

88. В каком из предложенных определений наиболее точно отражено содержание понятия «профессиональное самоопределение»:

a) это длительный процесс, который начинается с появления профессиональных намерений и завершается выходом из трудовой деятельности;

b) это основной выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии;

c) это вхождение и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

89. Факторами, влияющими на выбор профессии, являются:

a) интересы, способности, особенности темперамента и характера;

b) уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированности о мире профессий;

c) позиция старших, семьи, позиция сверстников, позиция школьного педагогического коллектива, личные профессиональные и жизненные планы, способности, притязание, информированность о той или иной профессиональной деятельности, склонности;

d) все ответы правильные;

e) правильные ответы а и b.

90. Профессиональная пригодность может рассматриваться как:

a) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;

b) совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им – при наличии специальных знаний – умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда;

c) верны оба определения;

d) все определения неверны.

91. Противопоказаниями к профессии психолог могут быть:

a) любовь к детям, вежливость, сострадательность, толерантность;

b) человеконенавистничество, психическое заболевание, лень, безинициативность, пассивные установки;

c) умение устанавливать контакты с людьми, активная жизненная позиция;

d) все ответы верны

e) все ответы неверны.

92. Профессиональные способности определяются как:

a) качества или навыки, позволяющие человеку заниматься той или иной деятельностью;

b) индивидуально-психологические свойства личности, которые отличают ее от других, отвечают требованиям данной профессии, являются условием успешного выполнения профессиональной деятельности;

c) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;

d) правильного ответа нет.

93. Выделяют следующие уровни возможностей профессионального самоопределения:

a) приобщение к культуре, приобщение к своей профессии, приобщение к специальности, приобщение к своей должности, приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам;

b) приобщение к глобальным социокультурным и экологическим проблемам и идеям, увлечение сложной и значимой идеей, решение отдельных жизненных вопросов, реализация себя в отдельных умениях и талантах;

c) духовное самосовершенствование за рамками обыденных представлений, духовная деградация;

d) все ответы неверны.

94. Профессиональное сознание и профессиональная позиция психолога обеспечивают:

a) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;

b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;

c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.

95. Адекватная Я-концепция и система саморегуляции психолога обеспечивают:

a) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;

b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;

c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.

96. Среди выделенных Е.Е. Сапоговой характеристик профессионального самосознания психологов отсутствует:

a) дивергентность (гибкость) и интуитивность;

b) диалогичность;

c) эмоциональная устойчивость;

d) воображение и креативность.

97. Психологам могут быть присущи следующие социально-профессиональные ролевые позиции:

a) общепризнанного лидера, ориентированного на дело психолога, «мастера создания атмосферы», великого организатора и комбинатора, психолога-пациента, психолога-артиста, настоящие психологи;

b) адвоката, имитатора, помощника, советчика, эксперта;

c) оценивателя, брокера, посредника, мобилизатора, адвоката, учителя, корректора поведения, проектанта сообщества;

d) все ответы правильные;

e) правильного ответа нет.

98. Основными составляющими модели специалиста являются:

a) модель деятельности специалиста, модель личности специалиста;

b) профессиограмма, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль (знания и умения работника);

c) описание профессиональной деятельности, модель личности специалиста;

d) все ответы правильные;

e) правильного ответа нет.

99. Основными составляющими профессиональной компетентности являются:

a) специальная, социальная, личностная и индивидуальная компетентность;

b) профессиональные знания и умения, личностное развитие и саморазвитие, знание профессиональной этики, саморегуляция и самоорганизация, профессиональное мастерство;

c) управленческая и психолого-педагогическая компетентность;

d) правильного ответа нет.

100. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает:

a) формирование сложной взаимосвязанной системы имеющихся и новых профессионально важных качеств;

b) опору на имеющиеся у психолога способности и умения;

c) возникновение на основе имеющихся качеств и умений новых, ранее отсутствовавших качеств;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

101. Выделяют следующие индивидуальные стили профессиональной деятельности:

a) стиль, формируемый с учетом требований деятельности, и стиль, сформированный исходя из удобств человека;

b) компромиссный, универсальный, компенсаторный, маскирующий, предопределяющий, корректирующий, творческий, избыточный;

c) все ответы верны;

d) все ответы неверны.

102. Уровни профессионального мастерства психолога:

a) психолог-лаборант, психолог с высшим образованием, ученый-проектировщик;

b) работник, специалист, профессионал экстракласса;

c) все варианты верны;

d) нет верного варианта.

103. «Кризисы разочарования» имеют следующий возможный «исход»:

a) кризис может способствовать личностному развитию;

b) кризис может привести к личностной деградации;

c) разочарование в своей работе, обида;

d) все ответы верны;

e) ответы а и b.

104. Этапы профессионального развития психологов:

a) восторженно-романтический, этап самоутверждения, первые разочарования, начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем, первые серьезные попытки работать по-новому, обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, импровизация и профессиональное творчество;

b) ориентация на традиционные проблемы психологии или на проблемы обслуживаемых клиентов, переключение внимания с психологических реальностей на методы исследования, опора на интуицию и на собственную мировоззренческую позицию, психолог задумывается о своем предназначении и призвании;

c) все ответы верны;

d) все ответы неверны.

105. Укажите, какой кризис не относится к кризисам профессионального становления в трудовой деятельности:

a) кризис профессионального роста;

b) кризис профессиональной карьеры;

c) кризис профессиональной неудовлетворенности;

d) кризис профессиональных экспектаций.

106. Укажите, среди перечисленных, основные проблемы адаптации психолога на рабочем месте:

a) проблемы в отношениях с сотрудниками-непсихологами;

b) проблемы в обеспеченности психологической литературой;

c) проблемы в организации рабочего места и кабинета психолога;

d) проблемы в применении психологических знаний.

107. Какой пункт, среди указанных, не относится к стадиям профессиональной адаптации психолога:

a) реалистическая стадия;

b) стадия проблем в отношениях с администрацией;

c) стадия «сомнения»;

d) упрощенно-оптимистическая стадия.

108. Профессиональное выгорание в работе с людьми означает:

a) отказ от выполнения профессиональных обязанностей;

b) синдром хронической усталости;

c) состояние психического истощения;

d) неприязнь к людям.

109. Симптомы эмоционального сгорания:

a) активность, интерес к делу;

b) истощение, усталость;

c) отсутствие аппетита или переедание,

d) личностная тревожность;

e) все ответы верны;

f) ответ а, c и d;

g) ответ b и c.

110. Профессиональная деформация личности психолога не может выражаться в следующем явлении:

a) объяснении событий и проблем повседневной жизни преимущественно психологическими причинами;

b) постоянной избыточной, навязчивой самодиагностике, самонаблюдении и рефлексии;

c) ощущении повышенной ответственности за психологическое состояние окружающих в любых повседневных ситуациях;

d) безоценочном мышлении, учете общенаучных норм, базовых психологических законов и многозначности фактов и явлений.

111. А.К. Маркова выделила следующие тенденции развития профессиональных деструкций:

a) несформированность профессиональных действий, отставание и замедление профессионального развития, низкая профессиональная мобильность;

b) рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления, искажение профессионального развития;

c) появление деформаций личности;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

112. Профессиограмма – это…

a) описанная технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме для решения определенных задач;

b) психологическое описание наиболее желательных психических свойств для успешного выполнения деятельности;

c) объективные и субъективные характеристики труда профессионала;

d) правильного ответа нет.

113. К необходимым личностным качествам специалиста-психолога можно отнести:

a) концентрация и устойчивость внимания, образная и словесно-логическая память, коммуникативные способности, способность к самоконтролю;

b) интерес и уважение к другому человеку, склонность к сопереживанию, любознательность и обучаемость;

c) инициативность, тактичность, терпимость, целеустремленность и настойчивость, оригинальность, находчивость, умение хранить тайну;

d) все ответы верны

e) все ответы неверны.

114. К профессионально значимым свойствам личности психолога не относятся:

a) коммуникативные свойства личности;

b) адекватная Я-концепция;

c) широкий общекультурный кругозор;

d) профессиональное самосознание.

115. К личностным свойствам, мешающим профессиональной психологической деятельности, не относится:

a) авторитарность;

b) замкнутость;

c) зависимость от других людей;

d) отождествление себя с людьми.

116. В качестве свойств личности, способствующих успеху профессиональной психологической деятельности, не относится:

a) чуткость;

b) внимательность к людям;

c) зависимость от других людей;

d) отождествление себя с людьми.

117. Профессиональные умения представляют собой:

a) объективно необходимые сведения о всех сторонах труда практического психолога, составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры;

b) действия и методы работы психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности, выступают исходными элементами целостной технологии социально-психологической работы;

c) компоненты психики профессионала;

d) все ответы верны

e) все ответы неверны.

118. Пути профессионального самосовершенствования могут быть:

a) формальными и неформальными;

b) пути, (не)связанные с работой, и пути, (не)связанные с обучением в вузе;

c) пути, выстраиваемые самостоятельно, и пути, специально организованные кем-то;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

119. Основными направлениями профессионального самосовершенствования психолога являются:

a) постоянное улучшение своей работы;

b) личностное развитие и саморазвитие в профессии;

c) социальное развитие;

d) все ответы верны;

e) ответ а и b.

120. К неформальным путям профессионального саморазвития психологов относятся:

a) включение студента в разработку проекта или серьезного исследования;

b) самообразование студента-психолога;

c) контроль за посещаемостью занятий;

d) самостоятельное написание статей;

e) ответ а и d.

121. К способам профессионального совершенствования психологов по окончании вуза относятся:

a) обучение в аспирантуре;

b) присвоение ученых званий профессора и доцента;

c) получение первой, второй и высшей квалификационной категории;

d) участие в конференциях и семинарах;

e) подготовка публикаций;

f) ответы a, c, d и e;

g) все ответы верны.

122. Укажите, какие из перечисленных общих положений включены в этические кодексы деятельности психологов разных стран:

a) нормы отношений психологов с клиентами;

b) нормы профессиональной нагрузки психолога;

c) требования к уровню образования психолога;

d) формы обязательной документации в работе психолога.

123. Какие из перечисленных общих положений не упоминаются в этических кодексах деятельности психологов разных стран:

a) нормы отношений психологов с клиентами;

b) нормы отношений психологов с коллегами-психологами;

c) нормы рабочего времени психологов;

d) требования к профессиональной компетентности психологов.

124. Конфиденциальность как норма отношений психолога с клиентами означает:

a) уважение достоинства клиента;

b) возможность передачи информации только по требованию заказчика;

c) корректность в оценке поведения клиента;

d) неразглашение информации о клиенте.

125. О том, что психолог не имеет права браться за работу, не соответствующую уровню его образования и квалификации, говориться в следующем разделе этического кодекса:

a) требования к профессиональной компетентности;

b) отношения психолога с клиентами;

c) отношения психолога с коллегами-психологами;

d) требования конфиденциальности.

126. Комитет по этике, рассматривающий случаи неэтичного поведения психологов, существует в:

a) США;

b) Германии;

c) Испании;

d) России.

127. Этические принципы могут быть представлены в следующих категориях:

a) личные;

b) профессиональные;

c) глобальные;

d) групповые;

e) ответ a, b и c;

f) ответ a, b и d.

128. Принципы профессиональной этики включают в себя:

a) соответствие делегированным полномочиям;

b) принцип нравственного управления окружающей средой;

c) стремление предупреждать зло, страдания;

d) все ответы верны;

e) все ответы неверны.

129. При рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно выделить следующие уровни:

a) правовой, моральный, нравственный;

b) моральный, нравственный, этический;

c) низкий, базовый, высший;

d) все ответы верны;

e) верны ответы b и c.

130. Выделяют несколько этических противоречий:

a) между правом человека на самоопределение и его неготовностью к этому;

b) между мировоззрением психолога и клиента;

c) когда психолог ставит интересы науки выше интересов клиентов;

d) между различными этическими системами и их уровнями;

e) правильные варианты а, b и d;

f) правильные варианты а, с и d.

131. Основные этические проблемы, возникающие в ходе проведения психологом различных исследований:

a) высокие и благородные устремления психолога и ограниченность в адекватных методах;

b) чрезмерное экспериментирование;

c) проблема власти над сознанием клиента;

d) все ответы верны;

e) верного ответа нет.

132. Специфические этические проблемы в практической деятельности психолога:

a) вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей;

b) работа без должной теоретической и методической подготовки;

c) проблема критериев оценки эффективности психологической помощи;

d) правильные варианты b и с;

e) все варианты правильные.

133. Сущность принципа «не выставляй свои знания напоказ»:

a) в стремлении помочь клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы;

b) не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь;

c) в проведении критики и дискуссий аргументировано, тактично и конструктивно;

d) все ответы верны;

e) верного ответа нет.

134. Сущность принципа «не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки»:

a) важно не просто решить конкретную проблему клиента, а стремиться сформировать у него способности и чувство ответственности за свою судьбу;

b) не позволяй клиенту рассказывать о себе самые сокровенные тайны, о также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом;

c) все ответы верны;

d) верного ответа нет.

Наши рекомендации