Пять принципов парадоксальной интервенции
Чтобы парадоксальная терапия оказалась успешной, терапевт должен обучиться специфическому образу мышления. В противном случае ему будет неизвестно, каким образом парадокс воздействует на проблему. И как ему вести себя после проведённой интервенции. Парадоксальная работа требует системного и парадоксального понимания проблемы. Системное восприятие проблемы имеет экологический, диалектический и двусторонний характер. Согласно экологической перспективе проблемы (поведение) не существуют в пустоте. Поэтому очень важно познать социальный контекст, в котором возникает проблема и, если это возможно, вовлечь его в терапию. Симптом является частью сохранения системы и выполняет в ней определённую функцию. Он оказывает влияние на систему и сам оказывается под её влиянием. Между симптомом и системой существует взаимная или циркулярная зависимость, которая исключает мышление о проблеме исключительно в категориях причины и следствия. Проблема пронизывает всю систему в качестве последовательности или паттерна поведения. Она не является отдельно взятой единицей.
С диалектической точки зрения проблемы можно интерпретировать как трудности в творческом продуцировании новых ролей в новых ситуациях. Любая система находится в состоянии постоянного изменения, что предполагает появление всё новых и новых правил. Исходя из диалектического подхода, источником проблемы может быть убеждение в том, что решением трудности будет применение противоположности этой трудности. Восприятие действительности в категориях «или-или» является ловушкой, которая не позволяет нам пользоваться различными системами координат, множеством вариантов. Нельзя гипостазировать действительность, поскольку она изменяется вместе с нами. И, наконец, диалектическое мышление заключается в выявлении как негативных, так и позитивных значений симптома, если речь идёт о его источнике и последствиях. Мы должны отдавать себе отчёт в позитивных функциях симптома.
Кроме того, терапевт должен мыслить парадоксально. На терапевтическом уровне это означает восприятие проблемы в категориях описанной ранее двойной связки. На практическом уровне это заключается в осмыслении терапевтической двойной связки, являющейся методом лечения. После того, как проблема будет интерпретирована согласно системной (парадоксальной) терапии, терапевт может начать действовать.
В парадоксальной терапии действуют пять основных принципов. Они могут быть использованы в рамках одного сеанса или же на протяжении всего процесса лечения, в индивидуальной, супружеской или семейной терапии. Об упомянутых здесь методах интервенции речь пойдёт в следующем разделе.
Первый принцип - использование симптома в качестве союзника.
Первый принцип:Новые симптомы должны получить позитивный ярлык; переформулирование коннотации (значения).
Второй принцип применим ко всем симптомам, возникающим в социальном контексте. (Если симптом не выполняет никакой социальной функции, следует перейти к следующему шагу). Данный принцип необыкновенно важен в супружеской и семейной терапии.
Второй принцип:Следует установить связь между симптомом и другими членами системы.
Сельвини-Палаццоли и её коллеги (1978а) пользуются техникой позитивных значений, объединяющей два этих принципа. Она позволяет одновременно приписать симптому позитивную функцию и подогнать под единый уровень всех членов системы (включая лицо, определяемое как пациент). Симптом можно соединить со всей системой с помощью парадоксального задания, в выполнение которого будут вовлечены все члены семьи. Данная процедура описывается в следующем разделе при рассмотрении интеракционных и трансакционных парадоксов.
В традиционном восприятии симптом - это поведение, выходящее из-под контроля пациента либо контролирующее поведение или систему. Третий принцип касается изменения направления контроля.
Третий принцип:Следует повернуть вектор симптома.
В индивидуальной терапии это означает, что пациент должен сознательно «сыграть» симптом. Продуманное воссоздание симптома позволяет личности обрести над ним контроль. Кроме того, хорошие результаты даёт изменение степени усиления сопротивления, т.е. усиление симптома во время его исполнения. Если изменение направления симптома происходит в системе интеракции, необходимым является вовлечение в этот процесс и других лиц. Этого можно достичь двумя способами. Во-первых, терапевт может попросить остальных членов семьи помочь носителю симптома в его демонстрации. К примеру, отец должен напомнить матери, что пришло время депрессии, и взять на себя заботу о детях, чтобы жена спокойно могла выполнять своё задание. Другая стратегия заключается в поручении другим членам выполнения парадоксальных ролей. Предположим, что в неполной семье (мать одна воспитывает дочь) симптомом является проявляемое дочерью поведение типа acting-out и принятие ею контроля. Терапевт советует девушке взять на себя ещё больший контроль над матерью. Одновременно с этим мать получает следующие инструкции: принять парадоксальную роль ребёнка. Она должна отказаться от позиции авторитета и притвориться совершенно беспомощной.
Четвёртый принцип касается временных аспектов симптома.
Четвёртый принцип:Следует прописать парадоксальную интервенцию и повторять её в течение всего терапевтического процесса, чтобы не допустить рецидива.
Терапевт должен представить пациенту парадоксальный рецепт, предписывающий парадоксальное поведение. В ходе терапии можно использовать один либо несколько методов, чтобы не допустить повторного проявления симптома. Единичной интервенции, как правило, оказывается недостаточно для достижения желаемого результата. Терапевт должен разработать общую стратегию. Во многих случаях эффективной оказывается следующая последовательность парадоксальных интервенций:
1) переформулирование, навешивание позитивного ярлыка
2) предписание симптома;
3) предвидение рецидива;
4) предписание рецидива.
Пятый принцип:Парадоксальная интервенция должна принуждать пациента (пациентов) к тому, чтобы они в той или иной форме выполняли задание.
Существует несколько способов привлечения пациента к активному выполнению задания. Первый из них заключается в предписании задания в форме ритуала (Сельвини-Палаццоли и др., 1978). Ритуализированный рецепт должен реализовываться регулярно, в одно и то же определённое время. Терапевт также может прописать несколько типов поведения, которые рекомендуется отыгрывать в определённой последовательности. Другим методом принуждения вести себя определённым образом является рекомендация демонстрировать симптом всякий раз, когда возникает ситуация X. Другими словами, выполнение парадоксального задания находится в зависимости от какого-то события, о котором доподлинно известно, что оно точно наступит. И, в-третьих, терапевт может вручить пациенту парадоксальное послание в письменном виде и потребовать от него его регулярного прочтения. Данный метод вынуждает пациента думать о своей ситуации и исполнять её предписанным ему способом.
ВЫВОДЫ
В данном разделе мы представили как общие рекомендации относительно парадоксальных интервенций, так и принципы их проведения. Следует помнить, что данные рекомендации не следует воспринимать в качестве непреложных истин. Однако, по нашему мнению, пока терапевт не приобретёт определённого опыта в парадоксальном подходе, он должен строго следовать представленным нами принципам.
Пять принципов парадоксальной интервенции представляют собой общую схему поведения. Каждый метод интервенции, упоминавшийся нами при их рассмотрении, детально будет описываться в следующем разделе. Терапевт должен творчески и гибко соединить эти принципы с выбранным методом интервенции. Искусство проведения терапии такого рода требует приложения серьёзных когнитивных усилий. Терапевт наверняка должен будет неоднократно обращаться к принципам и методам интервенции и анализировать их, чтобы отметить различные возможные комбинации стратегии.
Раздел 6